Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская философия XVIII века. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Философские идеи западников и славянофилов. П.Я. Чаадаев




В первой четверти XVIII века в России произошли большие изменения.

Во-первых, благодаря реформам Петра I, Московское государство превратилось в Российскую империю, в государство более мощное, чем предыдущее.

Во-вторых, произошла смена государственно-религиозных идеалов. Идеал православной «Святой Руси» заменился идеалом сильного светского государства. В 1721 г. Петр I отменил патриаршество, поручив заниматься церковными делами государственному органу Синоду.

В-третьих, В России рождалась «новая» культура, ориентированная на европейские ценности. И дело не в том, что бояре сбрили бороды и облачились в европейские одежды, а в том, что в этой культуре ведущей тенденцией становятся наука и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, в 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук, учрежденная Петром I. Еще одной характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую культуру. Это стало возможным по причине секуляризации духовной жизни.

В-четвертых, развитие духовной жизни России происходит под влиянием идей французского Просвещения, особенно в первый период деятельности молодой русской императрицы Екатерины Алексеевны, которая считала себя философом на троне. Чтобы казаться таковой, она наладила личные контакты с видными деятелями французского Просвещения, переписывалась с Вольтером, Дидро, просила у них советов по проблемам философии. Таким образом, в XVIII веке в России сложились благоприятные условия для развития всех сторон общественной жизни, включая и духовную культуру, а влияние просветительских идей Запада способствовало активизации философской мысли.

Уже при Петре I сложилась «ученая дружина», в которую входили Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, а во второй половине XVIII века разворачивается научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) родился в Архангельской губернии, в семье рыбака-помора. На Русском Севере, в отличие от остальной России, отсутствовало крепостное право. Там жили свободные русские люди, среди которых жил будущий русский гений, впитавший в себя дух свободы.

Как правило, на Севере жили грамотные люди, и М. Ломоносов рано приобщился к грамоте. Это открывало путь к серьезным знаниям, и Ломоносов поступает учится в Московскую славяно-греко-латинскую академию, после окончания которой продолжает образование в Петербурге, в Академии наук, где изучает естественные науки, собственно то, к чему стремился. Заканчивает образование в Германии, в Марбургском университет. Здесь он получает глубокие знания в области естествознания, с интересом изучает философию, с которой встретился впервые.

После возвращения в Петербург работает профессором химии в Академии наук, занимаясь проблемами естественных и гуманитарных наук. И везде были достигнуты громадные успехи. Это дало основание А.С. Пушкину назвать М. Ломоносова «первым нашим университетом».

Но М. Ломоносов не только ученый – энциклопедист, но и ученый выдающийся. Он не только стоял на уровне тогдашней науки, но и на десятилетия опередил ее развитие. Многие его достижения были столь значительны, что современники не смогли по достоинству их оценить.

Таким образом, можно утверждать: М. Ломоносов – это, прежде всего ученый, великий ученый. Что касается его отношения к философии, то об этом следует сказать следующее. М. Ломоносов специально не занимался философией. Он касался философских проблем лишь постольку, поскольку они имели отношение к его научным исследованиям. Однако сказанное нисколько не умаляет значение Ломоносова как мыслителя, как философа. Дело в том, что из своих научных открытий он стремился делать широкие философские обобщения, выводы. Например, М. Ломоносов открывает закон сохранения вещества в химических реакциях. Их этого открытия он делает вывод о неуничтожимости материи. А это уже философия!

М. Ломоносов явился одним из основоположников научной атомистики. Истина, что вещество состоит из атомов и молекул, не только доказывалась теоертически, но и подтвердилась экспериментом, опытом.

М. Ломоносов довольно строго подошел к определению материи: «Материя, – утверждал он, - есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». В общем-то такое определение встречается у Аристотеля. Но в отличие от него, М. Ломоносов подчеркивал, что сущность тела зависит не от формы, а от материального состава.

Будучи деистом, по своим мировоззренческим убеждениям, М. Ломоносов мужественно доказывал право науки на самостоятельность, на независимость от религии. «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии». Однако отграничить науку от религии было не просто: надо было преодолевать бешеное сопротивление церковников. Поэтому приходилось Ломоносову действовать в духе теории двойственной истины.

Значение М. Ломоносова состоит в том, что своими научными трудами он создал естественнонаучную базу материализма, положил начало материалистической традиции в русской философии.

Особое место среди мыслителей России XVIII века занимает А.Н. Радищев (1749–1802). Александр Николаевич родился в Саратовской губернии в семье богатого помещика. Образование получил в Германии, в Лейпцигском университете, в котором изучал право, много читал, занимаясь самообразованием в области философии, естествознания и медицины. С большим запасом знаний вернулся в Россию. В 1790 г. появилось его первое крупное литературное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

В этой книге А.Н. Радищев нарисовал картину ужасающей жизни крепостных крестьян, их бесправие, нищету. «Я взглянул окрест меня, - писал автор, - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Это дало Н.А. Бердяеву основание назвать А.Н. Радищева «первым русским интеллигентом», у которого болит душа за народ. В книге дана острая критика крепостнических порядков, царского самодержавия – главных виновников народных бедствий.

А.Н. Радищев утверждает, что самодержавие есть состояние противоестественное, противоречащее человеческой сущности. А.Н. Радищев доказывал, что человек родится равным другим людям, имеет естественное равное право на существование. В оде «Вольность», фрагменты которой содержатся в «Путешествии» А.Н. Радищев прославлял революции и их вождей, восхищался Кромвилем, казнившем короля. Екатерина II внимательно прочитала книгу и вынесла свой вердикт: «Радищев – бунтовщик хуже Пугачева».

Суд приговорил А.Н. Радищева к смертной казни за то, что он «злоумышлял на императрицу», но указом Екатерины II казнь была заменена ссылкой в Сибирь на 10 лет.

В ссылке А.Н. Радищев написал большой философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», состоящего из четырех книг. В двух первых доказывается, что бессмертие души не что иное, как воображение, сон, пустая мечта. В следующих двух изложены религиозные представления о душе, известные читателю по урокам закона божьего. Понятие «человек» – главная категория в философии А.Н. Радищева. По его мнению, человек есть естественная социальность, способная к тому, чтобы реализовать права природы. «Особое свойство человека – беспредельная возможность, как совершенствоваться, так и развращаться». Рассматривая жизнь, А.Н. Радищев проводит параллели между существами, населяющими землю. Но при этом А.Н. Радищев выделяет человека, как единственное живое тело, которое может различать добро и зло. Помочь в этом каждому индивиду может только общество, и поэтому человек в сути своей существо социальное.

Таким образом, в своем учении о человеке А.Н. Радищев стоит на позициях материализма, хотя, если говорить в целом о его философии, он – деист материалистического толка, считавший, что бог и природа – одно и то же.

Судьба А.Н. Радищева сложилась трагически, гонения властей создали ему ореол мученика. И то, что им было сделано, послужило фундаментом для оригинальной русской философии XIX века.

В 30-е годы XIX столетия происходит становление русской самобытной философии. У истоков этой философии стоял Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Он родился в Москве в знатной дворянской семье. Учился в Московском университете, после окончания которого служил офицером в русской армии. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., отлично зарекомендовал себя в боях.

В 1812 г. П.Я. Чаадаев уходит с военной службы, сближается с некоторыми будущими декабристами, знакомится с А.С. Пушкиным. Личность и взгляды П.Я. Чаадаева произвели на поэта огромное впечатление. И Пушкин посвятил П.Я. Чаадаеву несколько стихов. В одном из них поэт писал: «Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он – офицер гусарский». Образ Онегина Пушкин писал с П.Я. Чаадаева.

После событий 1825 г. на Сенатской площади П.Я. Чаадаев в течение четырех лет живет в подмосковном имении. Эти четыре года -- время становления П.Я. Чаадаева в новом качестве: мыслителя и писателя. Здесь, в деревне окончательно оформляется философское и религиозное мировоззрение П.Я. Чаадаева, которое было представлено в его «Философических письмах», написанных в 1828 – 1830 гг. на французском языке. Всего было написано восемь писем, а опубликовано было только одно – первое в журнале «Телескоп». Публикация «письма» вызвала негативную реакцию властей. Высочайшим указом П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим, журнал закрыт, цензор уволен. В этих письмах П.Я. Чаадаев критикует Россию, ее прошлое, настоящее, будущее. «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя» - писал П.Я. Чаадаев.

Россия, по П.Я. Чаадаеву, страна, забытая Провидением. Россия должна была брать лучшее от Запада, но «опыты времен для нас не существует. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли». Все в России вызывает озлобленность мыслителя: обычаи, традиции, культура, нравы. Чаадаев пишет о своем народе: «В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс».

Критикуя Россию, П.Я. Чаадаев восхваляет Запад, считает, что «в европейском обществе, как оно сейчас сложилось, все же царство Божие в известном смысле в нем действительно осуществлено», он подчеркивает, сто «на Западе все создано христианством». В России же, отмечает П.Я. Чаадаев, христианство действовало наоборот. Оно «не имело у нас тех последствий, что на Западе». Причина, по мнению Чаадаева, в византийских корнях русского православия. Он пишет: «По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением…к растленной Византии, к предмету глубокого презрения…. народов».

С 1835 года П.Я. Чаадаев изменяет критическое отношение к России, высказывает мысли о великом, историческом призвании России, желает оправдаться за прежние «грехи». Как ни «прекрасна любовь к отечеству, - пишет П.Я. Чаадаев, - но есть нечто еще более прекрасное – любовь к Истине. Не через родину, а через истину ведет путь на небо».

П.Я. Чаадаев оставил не очень большое наследие. Но темы, поднятые им, еще вернутся в творчестве других философов: западников и славянофилов.

Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. Их разделение на западников и славянофилов произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории.

Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. Самобытность России они видели в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

В группу славянофилов входили А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. К этой группе примыкали В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев и другие деятели русской культуры.

Идейным центром славянофильства была Москва, где в литературных салонах шли жаркие споры с западниками. В рамках главной проблемы славянофилы обсуждали вопрос об отмене крепостного права «сверху», добивались устранения цензурного гнета, отмены телесных наказаний и смертной казни. В своих взглядах на историю России славянофилы идеализировали старую, допетровскую Русь, критиковали реформы Петра I, приведшие к разрушению традиционного русского уклада жизни. Что касается философских воззрений славянофилов, то они разрабатывались главным образом А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже Ю.Ф. Самариным. Но единство в их воззрениях отсутствовало. Отличавшийся универсальностью знаний, А.С. Хомяков был самым значительным представителем среди славянофилов. Он замечательно излагал свои мысли, был превосходным полемистом. Не все сочинения А.С. Хомякова вышли в свет при его жизни.

А.С. Хомяков – христианский философ. Поэтому понятие Церкви у него является главным. Но Церковь для А.С. Хомякова не отвлеченный авторитет, а источник «живого света», «истина». Церковь объединяет всех людей веры, делает их свободными. Хомяков отмечает: «Каждый человек находит в Церкви самого себя… в духовном единении с братьями, со Спасителем».

Учение о Церкви является для А.С. Хомякова переходом к учению о человеке. Человек без церкви, замечает А.С. Хомяков, обречен на совершенное бессилие и непримиримый внутренний разлад. Человек, по А.С. Хомякову, находится в постоянной борьбе между эгоизмом и любовью к богу, и это противоречие преодолевается рациональной волей и нравственной свободой.

В центре философских воззрений А.С. Хомякова находится учение о начале соборности. Соборность он трактует как философский принцип бытия, как собрание, устроенное силой любви и свободы. В дальнейшем это учение стало основой концепции всеединства.

Западники – направление русской общественной мысли, противостоящее славянофилам. По своему идейному содержанию оно не было однородным. В нем можно выделить два течения: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое.

К либеральному течению принадлежали К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Аненнков. Духовным отцом данного направления был Н.В. Станкевич, создавший в Московском университете философский кружок. Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Запада, они разошлись в понимании действительных ценностей западноевропейской цивилизации.

Характерная черта либерализма 40-50-х гг. – неприятие революционных методов решения проблем. Либералы исключали возможность революции в России, рассчитывали лишь на преобразования, осуществляемые сверху. Поэтому в период отмены крепостного права они встали на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России.

В философии либеральные западники, возглавлявшиеся Т.Н. Грановским, пытались найти в системе своих воззрений место для бога и бессмертия души, хотя считались светскими философами.

Другое течение в западничестве – революционно-демократическое, к которому принадлежали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

В отличие от либеральных западников, они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических целей, для преобразования действительности революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией.

По своим политическим взглядам революционные демократы были сторонниками крестьянской революции в России, которая ликвидирует крепостнический строй и откроет возможность, минуя капитализм, перейти к социализму. Причем ячейкой, из которой вырастет социализм, будет сельская крестьянская община.

В контексте социально-политической доктрины революционные демократы рассматривают многие философские вопросы. Например, большое внимание они уделили теории познания, проблеме человека. И потому, как они их разрабатывали, можно сделать вывод: философия русских революционных демократов – есть материализм, дополненный стремлением понять диалектику как «алгебру революции».

Материалистические идеи революционных демократов, особенно Н.Г. Чернышевского, были горячо восприняты в революционных кругах России, оказали большое влияние на идеологию русского марксизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...