Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании




 

Потенциал развития мотивации учения заложен в теории технологий активного обучения (ТАО). Технологии активного и интерактивного обучения имеют определенные задачи. При использовании вышеупомянутых технологий повышается возможность самореализации студента, повышение его познавательного интереса, удовлетворение потребности в коммуникации, обретение им социального опыта, осознание личностной ценности. Из всего потенциала ТАО для нас важно то, что они предоставляют возможности для развития мотивации учения. Способы обучения играют огромную роль в развитии мотивации. Они влияют на личность обучаемого, и, разумеется, часть этого влияния сказывается на мотивации учения.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?

Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.

В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:

необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям. Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения» [38, 18].

С.Б. Ступина в монографии «Технологии интерактивного обучения в высшей школе» утверждает: «Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе» [38, 13].

Для нас крайне значимо то, что переведение обучаемого из роли пассивного воспринимающего в статус активного деятеля, рост самостоятельности студента дает ему возможность проявить себя в деятельности, повысить личную заинтересованность в предмете изучения, почувствовать себя профессионалом, способным предложить свой вариант решения проблемы. Удовлетворение от преодоления трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы над заданием или, напротив, осознание необходимости дальнейшей активной работы для получения нужного результата способствуют развитию желания обретения знания, самообразования в данной сфере и, как следствие, развитие мотивации учения.

Немаловажными в этом ключе становятся следующие особенности активного обучения:

«1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;

) достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

) вывод обучающего на позицию субъекта обучения;

) индивидуализация педагогического взаимодействия;

) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;

) постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей» [38, 15].

Как мы можем заметить, одним из ключевых понятий активного обучения является взаимодействие. Говоря о взаимодействии как одном из главных условий изменения роли студента в процессе активного обучения, остановимся подробнее на интерактивных технологиях обучения, основанных именно на взаимодействии, причем не только взаимодействии обучаемых и преподавателей, но и на взаимодействии студентов между собой.

Интерактивность в настоящее время - понятие, изучаемое достаточно активно. Так, С.Б.Ступина отмечает: «Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В отечественной педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано, рассмотрим более подробно.

ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии) - это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

ИНТЕРАКЦИЯ (в социологии) - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [38, 16].

А.Г. Анацкая в своей статье «Интерактивные методы обучения», в свою очередь, называет три типа интерактивности:

«1.Взаимодействие студента и предмета обучения. Это определяющий критерий обучения, без которого не может быть образования, поскольку он определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучаемого, расширяются его перспективы и повышается его интеллектуальный уровень. Взаимодействие студента и предмета обучения отчасти отражает, то, что называют «внутренней дидактической беседой», когда обучаемые «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись в контексте учебника, телепередаче, лекции.

Для обеспечения этого взаимодействия студенты располагают такими средствами обучения, как тексты, учебные аудио и телепрограммы, видео- и компьютерные программы.

Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью помочь студентам в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение, по существу, самостоятельное.

. Взаимодействие студента и преподавателя

Преподаватель (тьютор), согласно программе преподаваемого предмета, стремятся стимулировать и поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес обучаемого, в том числе побуждая его к выработке самомотивации. Вниманию студента предъявляется определенный материал для получения информации, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей.

Далее преподаватель создает ситуацию, в которой студент может показать, как он может применить получаемые знания в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Преподаватели оценивают работу студентов, чтобы определить эффективность образовательного процесса и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, преподаватель проводит дискурс или оказывает поддержку каждому студенту, причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого, личностных качеств преподавателя, его убеждений и других факторов.

Степень влияния преподавателя на студента в процессе взаимодействия значительно выше, чем при взаимодействии студента и предмета изучения. Студент попадает под влияние профессионального тьютора, и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход - вот существенное преимущество этого метода. Преподаватель ведет диалог с каждым студентом, обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого.

Роль педагога особенно важна при оценке применения новых знаний студентами. Если ознакомиться с предметом обучения и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие студентов и преподавателя имеет наибольшее значение на этапах апробации знаний и в дискурсе.

. Взаимодействие студентов

Форма интерактивного образования, предусматривает взаимодействие студентов, отдельно взятым обучающимся и другими студентами в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени.

Практика образования, за всю его историю чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группы студентов по причинам, которые не имеют никакого отношения к потребностям обучающихся. В настоящее время классная форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это - единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной перспективе это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка студентов.

Однако взаимодействие студентов, происходящее в группе, является в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим. Исходя из того, что в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в групповом проекте, то делается упор на обучении студентов именно этим навыкам, применяя соответствующие тренинги. Студент может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и групповых взаимоотношений. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих обучающихся, так и для их преподавателя. Интересен тот факт, что трудно эффективно способствовать взаимодействию студентов в больших группах для начинающих, поэтому необходимо использовать методы интерактивного образования, используя видео и компьютерное взаимодействие. Таким образом, студенты получили возможность индивидуального взаимодействия с преподавателем электронным способом, а также общения внутри группы, например, используя асинхронную электронную почту» [1].

Таким образом, самой важной чертой интерактивности является взаимность: взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, взаимная заинтересованность, взаимное обогащение, обмен опытом, идеями. В этом процессе коммуникации студент раскрывает собственный интеллектуальный потенциал, осознает личностную значимость, ощущая себя, в то же время, частью целого. Это, без сомнения, повышает интерес к предмету изучения и процессу получения знания, что отражается на развитии мотивации учения. «В настоящий момент в современной педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» как

«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

«обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [1].

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Исследователи отмечают некоторые принципы, которым должно соответствовать интерактивное обучение:

диалогическое взаимодействие;

работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

активно-ролевая (игровая) деятельность;

тренинговая организация обучения [38, 18].

Таким образом, интерактивные технологии обучения строятся на основе взаимодействия и сотрудничества, что возможно осуществить с помощью определенных форм организации работы, позволяющих создать максимальную близость участников обучения. В данном исследовании для нас важно то, что данные технологии обучения, отличные от традиционных, ставят студентов в непривычное положение, заставляют по-иному взглянуть на изучаемый предмет, на сокурсников, на самого себя, что повышает интерес к процессу обучения и, соответственно, мотивацию учения.

Обратимся непосредственно к методам обучения, которые могут быть названы интерактивными. «Формы и методы интерактивного обучения:

эвристическая беседа,

презентация,

дискуссия,

«мозговая атака»,

метод «круглого стола»,

метод «деловой игры»,

конкурсы практических работ с их обсуждением,

ролевые игры,

тренинги,

коллективные решения творческих задач,

кейс-метод.

По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:

активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;

формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;

максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;

сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения» [1].

Формы и методы интерактивного обучения в зависимости от своеобразия организации методики учебной деятельности можно разделить на:

дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

учебно-познавательную (предельно конкретную);

коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [38, 19].

Все три задачи оказываются непосредственно связаны с развитием внутренней мотивации учения, для которого важен и интерес к процессу усвоения знания, и раскрытие личностного потенциала, возможного в коммуникации, и осознание практического потенциала полученных навыков.

Разумеется, в связи с изменением роли обучаемого в процессе получения знания меняется и роль преподавателя. Выделяются следующие задачи преподавателя-ведущего в интерактивной технологии:

направление и помощь процессу обмена информацией;

выявление многообразия точек зрения;

обращение к личному опыту участников;

поддержка активности участников;

соединение теории и практики;

взаимообогащение опыта участников;

облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

поощрение творчества и самостоятельности участников [38, 20].

Только при условии принятия преподавателем обязательств, которые накладывает на него работа в новом режиме, возможно осуществление взаимодействие в процессе обучения. Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

«Конкретному обучающемуся:

опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

развитие личностной рефлексии;

освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

развитие толерантности.

Учебной микрогруппе:

развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «преподаватель - группа»:

нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

многомерное освоение учебного материала;

формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях» [38, 21].

Таким образом, внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения играет огромную роль в развитии мотивации, реализуя целый ряд задач, непосредственно связанных с изменением привычного отношения обучающихся к получению высшего профессионального образования:

«интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

повышение вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

обеспечение не только прироста знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытия новых возможностей обучающихся, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

изменение не только опыта и установок участников, но и окружающей действительности, так как активные методы обучения являются имитацией активных видов деятельности» [38, 20].

В контексте данной темы для нас важно, прежде всего, то, что технологии активного обучения при реализации целого комплекса задач играют ключевую роль в развитии мотивации учения, подчеркивая личностную значимость студента, предоставляя ему возможность осознать актуальность и ценность приобретаемых знаний.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...