Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наложение административного наказания




Этому вопросу посвящена отдельная 4 глава КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако, про­изводства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения на­казаний за административные правонарушения, которыми обязаны


 

 

Раздел IV. Ответственность по административному праву


Глава 13. Административная ответственность


 


руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначе­нии наказаний за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию на­значения наказаний. Наказание назначается в пределах, установ­ленных законом, предусматривающим ответственность за совершен­ное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему администра­тивное правонарушение. Ему возможно назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.

Наказания физическому лицу за административные правона­рушения должны назначаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его по­следствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и быту, умышленное или неосторожное нару­шение и т. д.); имущественного положения с тем, чтобы при приме­нении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя по­следствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущем­лены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

При назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административ­ного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.

При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административ­ную ответственность.

В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответ­ственность, признаются: раскаяние лица, совершившего админи­стративное правонарушение; предотвращение им последствий пра­вонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беремен­ной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже под­вергалось административному взысканию; вовлечение несовершен­нолетнего в совершение административного правонарушения; совер­шение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в) в со­стоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее


наказание, в зависимости от характера административного право­нарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответствен­ность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятель­ства, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, явля­ется исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим от­ветственность. При этом учитывается характер совершенного пра­вонарушения.

Однако данные обстоятельства не могут учитываться как отяг­чающие, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

Непременным условием законности привлечения к админист­ративной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же'административное правонару­шение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно ос­новное либо основное и дополнительное наказания, предусмотрен­ные за данное правонарушение. Никто не может нести админист­ративную ответственность дважды за одно и то же административ­ное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственнос­ти, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

При нескольких административных правонарушениях, совер­шенных одним и тем же лицом, наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существен­ное исключение. Если при этом дела одновременно рассматрива­ются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание на­значается в пределах только одной санкции.

В целях повышения эффективности административных нака­заний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

Давность привлечения к административной ответственности определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административных пра­вонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости, от особенностей характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов определения начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специаль­ные сроки давности привлечения к административной ответствен-


 

 

Раздел IV. Ответственность по административному праву


Глава 13. Административная ответственность


 


ности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административного правонарушения. По истечении это­го срока постановление по делу об административном правонару­шении не может быть вынесено.

Специальные сроки более длительны по сравнению с общим и установлены прежде всего применительно к административным правонарушениям, имеющим особый характер, нередко сложный фактический состав, установление которого требует, в том числе, и значительного времени. Давность в один год установлена для при­влечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном мореконтинентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодатель-ства РФ об охране окружающей природной среды, об использова­нии атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потреби­телей, о рекламе.

При длящемся административном правонарушении вышеука­занные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения админи­стративного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекра­щения уголовного дела, но при наличии в действиях лица призна­ков административного правонарушения, данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено не позднее одного года со дня совершения админи­стративного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

КоАП РФ предусмотрел возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности в слу­чае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности о рассмотрении дела по его месту жительства. Срок приостанавли­вается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступ­ления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, упол­номоченным рассматривать дела по месту жительства, в отношении которого ведется производство по делу.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судьей одновремен­но с назначением административного наказания (при отсутствии спора), а в остальных случаях — в порядке гражданского судопро­изводства. Следовательно, возмещение имущественного ущерба в административном порядке не допускается;

Споры о возмещении морального вреда, причиненного админи­стративным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.


§ 8. Административная ответственность юридического лица

Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.

В правовых актах термин "административная ответственность" организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответ­ственности в административном порядке, но это не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, уч­реждений, организаций и объединений за административные пра­вонарушения в области строительства"1 прямо указывается на ад­министративную ответственность коллективных образований.

В предшествующие годы коллективные субъекты админист­ративной ответственности, в том числе в виде штрафа, были изве­стны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограничении штра­фов, налагаемых в административном порядке" было отменено на­ложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на долж­ностных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других, конкретных виновников, штрафы не затрагивали матери­ального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали приме­няться административные штрафы за отдельные правонарушения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во-вторых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил основанием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъектами административ­ной ответственности.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономер­но возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укреп­ление законности в деятельности юридических лиц, ибо его круп-, ные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконивали возможность сочетания ад­министративной ответственности юридических и должностных лиц.

1 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 58.


 

 

Раздел IV. Ответственность по административному праву


Глава 13. Административная ответственность


 


Тем не менее законодательство об административной ответ­ственности юридических лиц не представляло собой систему, сло­жившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действовали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в разных за­конах.

Но субъектами многих видов административных правонаруше­ний признавались уже только юридические лица, исключая их дол­жностных лиц, например, загрязнения земель химическими и ра­диоактивными веществами и других нарушений земельного зако­нодательства, правонарушений в области строительства.

И все же юридические лица признавались субъектами нару­шений, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об ох­ране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизировались в законодательстве, устанавливающем за них административную от­ветственность. Так, под правонарушением в области строительства понималось несоблюдение обязательных требований государствен­ных стандартов, технических условий, строительных норм и пра­вил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежнос­ти зданий, строений, сооружений, их частей и т. д.

Основной мерой административной ответственности юридичес­ких лиц являлся штраф. Предусматривались также другие меры от­ветственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможнб было приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех ме­сяцев.

Федеральным законом, комплексно регламентирующим адми­нистративную ответственность юридических лиц в современных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже от­мечено, и на физических лиц. Применительно к юридическим ли­цам его нормы можно подразделить на две группы: а) нормы, име­ющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нор­мы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам ад­министративных правонарушений. Это, например, касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, ко­торые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т. д.

Юридические лица подлежат административной ответственно­сти за административные правонарушения в случаях, предусмот­ренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъек­тов РФ. В их числе имеются административные правонарушения, субъектами которых могут быть: а) граждане, должностные лица, юридические лица; б) граждане; в) граждане и должностные лица;


г) должностные лица; д) граждане и юридические лица; е) должно­стные лица и юридические лица; ж) юридические лица.

Относительно норм, содержащихся в КоАП РФ, установлены правила: если в его статьях, за исключением статей, входящих в Особенную часть, не указано, что установленные ими нормы приг меняются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и фи­зического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применимы только к физическому лицу.

При реорганизации юридических лиц административная ответ­ственность устанавливается в зависимости от ее организационных форм и связанным с этим правопреемством.

При реорганизации:

а) в форме слияния нескольких юридических лиц к админис­тративной ответственности привлекается вновь возникшее юриди­ческое лицо;

б) при присоединении юридического лица к другому юридичес­кому лицу к административной ответственности — присоединивше­еся юридическое лицо;

в) при разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к админист­ративной ответствености привлекается то юридическое лицо, к ко­торому согласно разделительному балансу перешли права и обязан­ности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которы­ми было совершено административное правонарушение;

г) при преобразовании юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При реорганизации юридических лиц административная ответ­ственность наступает независимо от того, было ли известно привле­каемому к ответственности юридическому лицу о факте админис­тративного правонарушения до завершения реорганизации.

Административные наказания в виде административного штра­фа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юридическо­му лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганизации.


 

Глава 14. Дисциплинарная ответственность


 


Глава 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...