Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей




План

Введение

Глава 1. Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Глава 2. Личностно-ориентированное обучение в современной системе школьного образования в России

2.1 Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

2.2 Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения

Заключение

Список источников и литературы


Введение

"Принцип гуманизма - воспитание и образование" (А. Дистервег).

Проблема воспитания человека является основной проблемой педагогики, но, так же, попадает в сферу интересов и многих других наук. Все они пользуются такими понятиями как человек, индивид, личность. Человек - понятие биологически аксиоматическое - очевидное для всех. Индивид - это человек, обладающий некоторыми врожденными индивидуальными особенностями, отличающими их от других людей. Личностью же становится индивидуум, усвоивший опыт человеческой жизнедеятельности. А поскольку усвоение человеческой жизнедеятельности индивидуумами происходит уже очень давно, в основном, в ходе, специально организованного образования, то формирование личности как индивидуальности и высшей ценности является целью личностно - ориентированного образования.

Для достижения этой цели в последнее время зарубежные и отечественные педагоги, и психологи все чаще исследуют систему личностно-ориентированного школьного образования. Современные подходы к личностно-ориентированному обучению строятся на следующих принципах: признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В нашей стране понятие "личностно-ориентированное обучение" появилось в начале 1990-х годов XX в. как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Оно стало альтернативой сложившейся в советскую эпоху традиционной образовательной системе, подразумевающей, что "хороший" ученик - это аккуратный, знающий исполнитель, который точно и осмысленно следует за инициативой учителей.

Традиционная система образования не позволяла учащемуся при обучении приобретать личностный (субъективный) опыт предметной, репродуктивной и творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений. Эта система была авторитарна и рассматривала ученика лишь как объект, подвергаемый педагогическому воздействию, а учителя - как "сообщителя знаний". Такое образование было социально ориентированным, противопоставлявшим интересы общества и государства интересам личности.

Постепенно, с активизацией процессов демократизации общества, усиливается потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование повернулось к ориентации на личность. Но в ходе осуществления этого процесса поворота возникают факторы, тормозящие его, а именно: определенная инертность школы, невозможность быстрой смены парадигм в образовании, огромные материальные затраты. Однако, несмотря на эти отрицательные моменты, современное общество твердо держит курс на постепенную перестройку системы образования с усилением в ней роли личности человека.

Философско-педагогической основой для личностно-ориентированного образования послужили исследования, труды и работы многих отечественных и зарубежных ученых, общественных и религиозных деятелей. А таких исследователей немало. Среди них - философы В.В. Зеньковский, В.А. Сухомлинсикй, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Ф. Флоренский, С.Л. Франк и В.С. Соловьев; психологи, - Д. Белл, Э. Шпрангер, Х. Гарднер; физиолог, - И.П. Павлов; педагоги, - В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская и И.С. Якиманская. Тема воспитания и обучения индивидуальности в личности, в той или иной степени имея зависимость от изменения политического курса страны, являлась объектом исследования и острых дискуссий как в дореволюционный и советский, так и в современный, - постсоветский периоды развития нашего общества.

Цель данной работы состоит в исследовании развития педагогической теории и практики личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Цель работы диктует следующие задачи исследования: проанализировать опыт исследований в сфере личностно-ориентированного образования, изучить основные труды, позиции, опыт, исследователей, показать состояние личностно-ориентированного образования в современной школе, выявить основные положительные и отрицательные аспекты личностно-ориентированного образования.

Объект исследования в данной работе: гуманистическая парадигма образования учащихся.

Предметом исследования является личностно-ориентированная система образования.


Глава 1. Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

 

Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили массу научных трудов.

Философы изучали человека как центр мироздания, эпицентр культуры и её высшую ценность, эволюцию человеческого сознания, его божественное предназначение. Психологи пытались понять человека и его действия с точки зрения психического состояния, темперамента, интеллектуальных сил, природных задатков, психологических свойств (восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) самой личности. Медиков интересовало антропологическое развитие человека, его физическое и психологическое здоровье, физиологические особенности организма. Социологи рассматривали идеологические, моральные, эстетические и трудовые качества личности как элемента определенных социальных групп. Педагоги же сделали многое для развития идеи свободного воспитания и личностно-ориентированного обучения, личностного опыта, свободного выбора.

Всеми ими была проделана колоссальная работа, важность которой трудно переоценить. Среди них можно выделить и охарактеризовать деятельность тех, чьи исследования наиболее сильно повлияли на развитие системы личностно-ориентированного образования. Их работы и исследования послужили в дальнейшем философско-психологической и педагогической основой для личностно-ориентированного образования, воспитания нравственной, гуманной и эстетически развитой личности. Изучим опыт и позиции каждого из этих исследователей.

личностное ориентированное обучение россия

Русский философ - идеалист В.С. Соловьев считал, что образование и воспитание личности ребенка должно быть религиозным и в идее божественного происхождения и предназначения человека - личности находил опору для духовного просветления, нравственного образования и воспитания детей, обучения любви, формирования целостной и нравственно воспитанной личности.

Будучи религиозным философом, поэтом, публицистом и мистиком, В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) всю свою жизнь проповедовал необходимость такого воспитательного процесса, где находили бы отклик идеи нравственного совершенствования человека и человечества, милосердия и сострадания к людям, чувство единства нации в ответственности перед будущим поколением за судьбу страны и человечества в целом. Он выступал против тех деятелей, которые видели в жизни человечества только общественные массы и считали личность ничтожным и преходящим элементом общества, не имеющего никаких собственных прав, с которым можно не считаться во имя так называемого общественного интереса.

Как считал В.С. Соловьев, - человек идеальный в реальном бытии представлен человеческой личностью - Я, которая формируется постепенно, в образовательном процессе и духовном воспитании. Русский идеалист был убежден, что совершенствование личности происходит при взаимодействии личного опыта с работой и опытом собирательного человечества - общества. "Жизнь человека уже сама по себе и сверху, и снизу есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно-личным, - чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное"1.

Таким образом, между обществом и личностью, согласно философу, нет принципиальных различий, так как "общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество"2. Человек изначально является существом лично-общественным. Общество есть объективно осуществляемое разумное содержание нравственной личности: отчасти уже осуществленное в прошедшем (общее предание), отчасти осуществляемое в настоящем (общественные служения) и, наконец, предваряющие будущее в общественном идеале. Вся история человечества есть постепенное углубление, возвышение и расширение этой двухсторонней, лично-общественной жизни. Однако человек не пользуется настоящей свободой, когда его общественная среда тяготеет над ним как внешняя и чужая сила. В этом противоречивом взаимодействии личности и общества приоритет В.С. Соловьев оставляет за личностью.

При исследовании всемирно-исторического процесса, по мнению В.С. Соловьева, нужно исходить из того, что его "простейшим элементом" является единичный человек, который собственным опытом, через процесс воспитания и образования, свое взаимодействие с другими достигает совершенства. Поэтому исторический процесс совершается при участии "личных деятелей".

Философ не разделяет представления о том, что личность сама по себе ничего не значит в истории, т.к.: "…Осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать"3. Но вместе с тем В.С. Соловьев убежден, что ход и исход всемирной истории далеко не покрываются сознательной и намеренной деятельностью исторических лиц и что культ человека не умаляет роли Отца Небесного.

.В.С. Соловьев - это борец за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества Он одним из первых в России выдвинул идею формирования цельной, духовно воспитанной и образованной личности ребенка как основы для всего общества и государства в целом

Основными его работами, в которых он проповедует идею человека - личности являются такие работы, как: "Оправдание добра: нравственная психология", "Россия и вселенская церковь" и "Чтения о Богочеловечестве".

Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и П.Ф. Флоренский выдвинули концепцию человека, в которой он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность, которую следует воспитывать и принимать с учетом ее индивидуальных способностей, а также формировать в ней духовные ценности, являющиеся основой общества.

Будучи философом - идеалистом, учителем и психологом, Н.О. Лосский (18 декабря 1870 - 1965 гг.) занимает особое место среди авторов идей, ставших фундаментом для воспитательно-образовательного процесса личности ребенка. Его работа "Характер русского народа" - это собственные размышления и выводы, последовательная и скрупулезная проработка трудов своих предшественников по данному вопросу, - вопросу о воспитании "души отдельных русских людей".

Пройдя еще в юности тяготы службы во Французском Иностранном легионе в Алжире, а позже и ужасы Гражданской войны, он считал основной чертой, которая должна быть воспитуема педагогом и обществом в ученике, религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра. В душе воспитанника, по Лосскому, должна быть выработана сила, влекущая человека к добру и осуждающая зло, - голос совести. Он считал, что даже с утратой христианской веры, став атеистом, русский человек - личность, сохраняет стремление к совершенному добру.

Большое внимание в воспитательно-образовательном процесселичности, Н.О. Лосский уделяет формированию уважения к старшим, высокому развитию нравственного опыта, особого интереса к различению добра и зла, чуткого восприятия чужого душевного настроения, живого индивидуального общения даже среди малознакомых людей. Для достижения этих педагогических целей в процессе воспитания и обучения личности, следует обращаться к прошлому историческому и эстетическому опыту русского народа и ряду свойств, присущих русскому характеру: могучей силы воли, любви к свободе, поиску абсолютного добра, человечности, признания высокой ценности каждого человека, отваге и верности слову.

Отрицательными элементами ошибок педагога, по его мнению, могут быть максимализм, экстремизм, невыработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм и чрезмерность критики.

Эти и другие его позиции были изложены им самим в следующих работах: "Характер русского народа" (1957 г.), "Свобода воли" (Париж, 1927 г.), "Условия абсолютного добра (основы этики)" (Париж, 1931 г.) и "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (Париж, 1938 г.).

Н.А. Бердяев (1874 - 1948 гг.), будучи философом - мистиком и педагогом, писателем и психологом, считал, что каждый человек в процессе подрастания должен обрести свою духовную сущность, стать частью человечества, постигая культуру и творя ее. Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Как считал Н.А. Бердяев, воспитание свободной личности потребует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельности решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.

В образе "человека культуры" Н.А. Бердяев видел гуманную (гуманизированную) личность. Он утверждал, что гуманность - это вершина нравственности, т.к. в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность к людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Воспитание этих качеств состоит в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.

Н.А. Бердяев считал, что "человек культуры" - это духовная личность. Для него воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Под образованием Н.А. Бердяев понимал основу духовности, общества, культуры. Однако чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, человековедения, истории религий и других гуманитарных предметов.

Все это он изложил во многих своих трудах по педагогике, философии истории, творчества, социальной философии и др., основными и наиболее известными среди которых были: "О рабстве и свободе человека", "Философия неравенства", "Автобиография", "Избранные произведения", "Смысл истории" и "Русская идея".

С.Л. Франк (1877 - 1950 гг.) считал, что личность, как Богочеловек и "человек - культуры", должны воспитываться в духе этических учений православного христианства и других мировых религий, русской национальной культуры, истории, гуманности.

Главными ценностями в личности человека, которые он видел и считал нужными формировать были: физическое здоровье, способность мыслить, чувствовать настроения других людей, стремление быть гражданином, хорошим семьянином, тружеником, умение взаимодействовать с другими людьми, быть свободным, гуманным, творческим, духовно развитым и быстро адаптируемым.

Франк считал, что в процессе воспитания и обучения педагог должен способствовать культурной самоидентификации ребенка, осознанию своей принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в мировой культуре.

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937 гг.), - выдающийся русский философ и педагог, психолог и механик, критик и религиозный деятель. Пройдя жестокие уроки Первой мировой и гражданской войн, он пытался донести до общества то, к чему пришел сам: каждый человек, - личность, "человек культуры", Богочеловек, яркая индивидуальность. Он считал, что в процессе воспитания и обучения личность и педагог, для обогащения опыта, должны обращаться к православной вере, богословию, искусству, эстетике и истории как к средству спасения от вредных факторов внешнего мира и как к главному судье в борьбе между добром и злом внутри себя.

По мнению Флоренского, культурное ядро в процессе формирования такой личности, на которое должен опираться педагог, должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности. Образование при этом не должно навязывать те или иные ценности, а лишь создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими поступками и действиями.

Павел Александрович видел в "человеке культуры" - духовную личность, воспитанную на основе религиозности и гуманизма. Он считал, что воспитание духовности через процесс образования - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки, которая затем послужит толчком для развития творческой индивидуальности, свободы выбора и человечности. Процесс формирования такой личности, по мнению самого Флоренского, потребует и от нее самой и от педагога развития духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Наследие Флоренского огромно. Его перу принадлежат работы по богословию, философии, искусствоведению и эстетике, среди которых такие известные, как "Столп и утверждение истины", "Очерки философии культа" (1918г.), "У водоразделов мысли" и др.

Одним из первых в России в своих работах дал широкое развитие идее свободного воспитания и образования, идее экзистенционального подхода к нему В.В. Зеньковский (1881 - 1962 гг.), проанализировавший и взявший за основу опыт предшественников.

Будучи психологом и педагогом, богословом и философом, он органично сочетал в себе европейскую науку XX в. и отечественные духовно-нравственные традиции. Он до конца жизни оставался на позициях свободного воспитания, основой для которого видел концепции "разумного", гражданского и народного воспитания, представления о личной свободе воспитуемого, уважение к человеческому достоинству, истине, неприкосновенности личности, и идеи служения Отечеству. При этом ему удалось показать, что "задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения", что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: "В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место" (Педагогическое наследие русского зарубежья, М., 1993. С.157). К сожалению, в массовой советской школе, эта ценностная иерархия была нарушена.

Особое внимание в процессе воспитания личности в подростковом и юношеском периодах Зеньковский уделял аспектам полового (гендерного) воспитания и особенностям воспитания и обучения юношей и девушек, которые подробно освещены им в труде: "На пороге зрелости". В этой работе он показывает основные периоды развития организма и психологического портрета подростка, методы, формы, особенности и способы образования детей разного пола и возраста, раскрывает содержание таких понятий как "любовь", "пол", "сексуальность", "брак", "семья", показывает проблемы добрачной половой жизни и вопросы взаимоотношений в семье. Задача этой книги заключается в том, чтобы, на основе современных автору научных знаний и христианской этики, помочь родителям и педагогам "наметить руководящие указания" в сфере полового воспитания личности.

Наряду с этой работой в научном мире известны и другие монографии профессора В.В. Зеньковского: "Проблема психической причинности" (Киев, 1914 г.), "Психология детства" (Лейпциг, 1924 г.), "Проблема воспитания в сфере христианской антропологии" (Париж, 1934 г.), "История русской философии" (Париж, 1950 г.), "Русская педагогика XX века" (Париж, 1960 г.).

Советскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому, развившему далее идеи В.В. Зеньковского, удалось воплотить в себе лучшие качества отечественной системы образования и воспитания. Он был педагогом-мыслителем, философско-педагогические воззрения которого заметно отличались от общепринятых, не совпадали с официальной доктриной формирования личности и формировались на основе собственного жизненного опыта, исследований и работ философов, физиологов, психологов и др. Он был беспредельно предан любимому делу, плодотворно трудился, принимал живое участие в совершенствовании всех сторон системы образования и воспитания подрастающего поколения. В этом он показал нам яркий образец для подражания, личной жизненной устремленности, профессионального интереса.

Основу для формирования личности Сухомлинский видел в воспитании как творении счастья каждого воспитанника. Он считал, что искусство воспитания заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку его, только его, неповторимую грань.

Вся образовательная система руководимой Сухомлинским Павлышской школы была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Эта линия очень четко отражена в его работе "Хрестоматия по этике", где Сухомлинский показывает важность художественно-этического воспитания личности в верности долгу человека перед человеком, идеи любви и уважения к людям, идеи долженствования, потребности человека в человеке, умении чувствовать настроения и желания окружающих людей. Эта книга, построенная в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей педагога к учителям и ученикам, органично вписывается в строго продуманную и логично построенную педагогическую систему В.А. Сухомлинского, является важной ее гранью. В этой работе Василий Александрович рассмотрел проблемы формирования в процессе обучения и воспитания личности нравственности, морального сознания, нравственных отношений и деятельности, моральных ценностей при помощи таких категорий этики как долг, честь, достоинство, добро, долженствование и свобода.

Педагогическая система Сухомлинского была основана на следующих принципах: доверие к школьникам, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, принятия ответственности за свой выбор, уважения к знаниям и социальному опыту.

Очень важное значение В.А. Сухомлинский уделял образу учителя, как творителя личности ребенка. Учитель для Сухомлинского - это лишь посредник в непрерывном потоке культуры, впитывая которую, новое молодое поколение, вступает в мир сложных человеческих отношений, обретая необходимое социальное качество. Всегда он должен быть доброжелателен и чуток к окружающим, находиться в хорошем и бодром настроении, неустанно трудиться.

Василием Александровичем Сухомлинским было написан много педагогических трудов по теории и методике воспитания и обучения детей, в т. ч. и такие известные, как "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "О воспитании", "Как воспитать настоящего человека", "Патриотическое воспитание школьников (Записки сельского учителя)". Для педагогов его работы стали учебниками. Опыт руководимой им Павлышской школы был впоследствии изучен и внедрен в образовательные системы школ России, Венгрии и Польши. За вклад, внесенный им в развитие педагогической науки, Василий Александрович был удостоен звания Академика Педагогических наук СССР (1968г.), ордена Героя Социалистического Труда (1968 г.), уважения и любви тысяч педагогов, родителей и детей.

Однако не только философия и педагогика формировали базу для развития в будущем личностно-ориентированного образования. Огромный пласт знаний о личности человека, ее индивидуальных особенностях и возможностях был интегрирован из психологии. До сих пор без изучения психологического портрета и особенностей самой личности, педагог не сможет подобрать индивидуальный ключ к воспитаннику, выявить способы и методы воспитания и обучения его личности. Так, например, еще две с половиной тысячи лет тому назад была предложена до сих пор непревзойденная классификация человеческих темпераментов, без определения, которого учитель, психолог или другой профессионал не сможет и не должен работать с ребенком. Были названы и до сих пор используются четыре типа темпераментов, различающихся характером внешних реакций человека на воздействие его ближайшего окружения: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Определив, какой тип темперамента присущ данной личности, педагог сможет применить для него определенные методы в процессе обучения и воспитания, способствовать выбору этой личностью какого-либо определенного рода деятельности.

В последующие времена предпринимались неоднократные попытки найти дополнительные характеристики человеческого темперамента. Одним из примечательных вторжений в эту область изучения человека можно назвать книгу американского психолога Д. Белла "Творцы" (1973 г.). Отвечая на потребности бизнеса в методике отбора менеджеров, Д. Белл и его сотрудники выявили среди действующих в американском бизнесе менеджеров следующих шесть психологических типов: деспот, организатор, творец, исполнитель, уклонист и подхалим. Позже результаты их исследований были использованы в системе образования США.

Особое место для изучения личности в рамках личностно-ориентированного процесса обучения среди наук, исследующих человека, занимает деятельность выдающегося русского физиолога, академика Павлова Ивана Петровича (1849-1936 гг.). Он считал, что основное влияние, которое оказывает темперамент человека на организацию его обучения, состоит в его "индивидуальном темпе" жизнедеятельности. Различия в темпераменте учащихся могут потребовать гомогенизации по этому признаку учебных групп. И.П. Павлов выявил, что, несмотря на безусловное влияние темперамента личности на особенности организации его образования, от темперамента не зависит качество усвоения знаний и умений человеком. Качество обучения - это производная задатков личности.

Академик Павлов предположил, что все человечество, вследствие специфических различий в интеллектуальных свойствах личности, можно разделить на две радикально отличающиеся группы: "артистов" и "мыслителей".

К категории "артистов" И.П. Павлов отнёс людей с врождённым, преимущественно гуманитарным складом ума. При таком складе ума люди лучше воспринимают информацию, когда она представлена в наглядном виде и в целостных формах. Они обладают конкретным, предметно ориентированным мышлением и не придают значения деталям. Для них логико-математические абстракции представляют собой часто неодолимую трудность для понимания. В противоположность артистам, "мыслители" обладают гибким абстрактным мышлением и легко постигают методы логико-математического представления свойств объектов и событий.

Гениальная догадка И.П. Павлова подтверждается многими другими российскими и зарубежными исследователями, в той или иной форме пришедшими к заключению о вариативности человеческих задатков и обусловленности ими типа интеллектуального развития каждого индивида. А внедрение единых экзаменов в США и России даёт некоторое опосредованное представление о соотношении "артистов" и "мыслителей" в популяции учащихся: в США из отчётов различных штатов можно заключить, что в среднем до 30% - 40% учащихся проваливаются на математическом тесте. Единый экзамен в России дает, примерно, те же цифры. Его разработки вошли в основу психологии и педагогики как исследования в сфере изучения психофизиологического портрета личности, ее черт характера, индивидуальных способностей и качеств.

Соавторами И.П. Павлова в сфере генетических исследований особенностей личности применительно к сфере образования были немецкий физиолог и психолог Э. Шпрангер и американский психолог Х. Гарднер.

Э. Шпрангер (1882-1963 гг.), в своей монографии "Типы людей" (1928 г.) сделал попытку классификации людей по особенностям их интеллектуальной деятельности. Шпрангер перечисляет шесть интеллектуальных типов личности:

) теоретический;

) экономический;

) эстетический;

) общественный;

) политический;

) религиозный. В этом перечислении четко обозначены "артисты" и "мыслители" Павлова.

Полстолетия спустя после Шпрангера и Павлова в 1983 году американским психологом Ховардом Гарднером, была переоткрыта и обновлена Шпрангерская классификация интеллектуальных типов личности. Он назвал семь разновидностей человеческого интеллекта и совершенно правильно признал этот список открытым. Вот как выглядит таксономия интеллекта, выявленная Гарднером:

лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, кинестетический, межличностный и общественный интеллекты. К сожалению, Гарднер не сумел подняться до высоты Павловского научного обобщения и, оставаясь на перечислительном уровне анализа (список этот можно продолжать неопределённо долго), тем не менее, дает своим последователям-педагогам конкретное практическое руководство по использованию важнейшего научного факта: структурных особенностей человеческого интеллекта.

В своей "Теории разнообразия человеческих интеллектов" Гарднер придерживается одно го существенного ограничения, привнесенного в неё демографическими особенностями американской жизни. Это ограничение состоит. В непризнании Гарднером генетических корней в человеческих интеллектуальных различиях.

Результаты деятельности всех этих ученых, философов, педагогов, психологов, религиозных деятелей, физиологов легли в основу современной личностно-ориентированной системы обучения и воспитания личности ребенка. Их идеи об обучении и воспитании, направленных на формирование на основе общечеловеческих норм общества свободной, нравственно и гуманистически развитой личности, деятельность по изучению психологических и физиологических особенностей человека составили базу для дальнейших исследований. К сожалению, многое из их работ было утеряно, особенно в период тоталитаризма в СССР, многие из исследователей были репрессированы. Сегодня, внедряя личностно-ориентированное образование, мы обязаны, перенеся на современную нам реальность, перенять и исследовать опыт деятельности этих и многих других исследователей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...