Тема 8: Статистика материально-технической базы предприятий торговли и общественного питания
(задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 6 вариантов 4 и 7, задача № 7 варианта 7) Здесь студентам предлагается решить два типа задач. Первый тип задач предусматривает проведение анализа основных фондов торгового предприятия (задача № 6 варианта 4 и задача № 6 варианта 7). Второй тип задач посвящен анализу коммерческого использования торгово-складской сети предприятий торговли и плотности сети торговых предприятий (задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 7 варианта 7). При выполнении задач первого типа наибольшую сложность у студентов вызывает выполнение факторного анализа абсолютной динамики объема товарооборота и абсолютной динамики суммы амортизационных отчислений. Для оценки степени влияния отдельных факторов на абсолютную динамику объема товарооборота в статистике основных фондов рассматриваются такие факторы, как: 1) абсолютное изменение среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия ; 2) абсолютное изменение коэффициента фондоотдачи , характеризующего степень эффективности использования основных фондов. Первый из указанных факторов выступает в качестве экстенсивного, а второй – в качестве интенсивного. При этом используется следующая аддитивная двухфакторная модель объема товарооборота: (8.1); (8.2), где: ü – общее абсолютное изменение объема товарооборота торгового предприятия в сопоставимых ценах; ü – абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов; ü , – среднегодовая полная первоначальная стоимость основных фондов торгового предприятия соответственно в отчетном периоде и базисном периоде;
ü – абсолютное изменение среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов; ü – значение коэффициента фондоотдачи в базисном периоде времени. (8.3), где: ü – абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения степени эффективности использования основных фондов, т.е. под влиянием изменения коэффициента фондоотдачи; ü – абсолютное изменение коэффициента фондоотдачи по торговому предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. С методикой исчисления среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия за соответствующий период времени, а также коэффициента фондоотдачи и его экономической сущностью студентам предлагается разобраться самостоятельно [см. (2), стр.225 – 231]. В задаче № 6 варианта 7 необходимо обратить внимание на методику построения аддитивной двухфакторной модели суммы амортизационных отчислений торгового предприятия, отражающей влияние изменения средней стоимости основных фондов и влияние изменения среднего процента амортизационных отчислений: (8.4), где: ü – общее абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений торгового предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом; ü – сумма амортизационных отчислений торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений за счет изменения средней стоимости основных фондов. (8.5), где: ü – средняя стоимость основных фондов торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – абсолютное изменение средней стоимости основных фондов торгового предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом; ü (8.6) – средний процент амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом в базисном периоде времени.
Не следует забывать, что средняя стоимость основных фондов в рассматриваемой задаче исчисляется по формуле средней хронологической невзвешенной величины: (8.7), где: ü – количество дат, на которые учтена стоимость основных фондов (n>2); ü – стоимость основных фондов на 1-ю, 2-ю, …, «»-ю, «»-ю даты времени. ü – абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений за счет изменения среднего процента амортизационных отчислений; (8.8), где: ü – средний процент амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – абсолютное изменение среднего процента амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. В задачах № 5 вариантов 1, 3 и 5, задаче № 7 варианта 7 студентам предлагается использовать методы индексного анализа для изучения влияния интенсивного и экстенсивного факторов на процесс концентрации в сфере торговли. В розничной торговле под экстенсивным фактором подразумевается изменение числа торговых предприятий, под интенсивным фактором – изменение средней торговой площади, приходящейся на одно торговое предприятие. Для оценки влияния каждого из этих факторов на изменение торговых площадей применяется метод цепной подстановки разложения общего абсолютного изменения по факторам: - общее абсолютное изменение торговой площади определяется по следующей формуле: (8.9), в том числе: - вследствие изменения среднего числа торговых предприятий (экстенсивного фактора): (8.10); - за счет изменения среднего размера одного торгового предприятия (интенсивного фактора): (8.11), где: ü – общая торговая площадь всех предприятий соответственно в отчетном и базисном периодах времени (в среднем за изучаемый период времени); ü – средний размер одного торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – среднее число торговых предприятий соответственно в отчетном и базисном периодах времени. В задаче № 5 варианта 5 и задаче № 7 варианта 7 студенты должны исчислить показатели плотности сети предприятий торговли и проанализировать их динамику. Статистическая оценка обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг осуществляется с помощью ряда относительных показателей. Обеспеченность населения розничной торговой сетью определяется по следующей формуле:
(8.12), где: ü – показатель обеспеченности населения розничными торговыми предприятиями; ü – среднегодовое число розничных предприятий; ü – среднегодовая численность населения, обслуживаемого данными предприятиями. Большое значение имеет также показатель торговой площади магазинов в расчете на 10 тыс. человек. Он определяется для розничной торговли по следующей формуле: (8.13), где: ü – показатель обеспеченности населения торговой площадью розничных предприятий; ü – общая торговая площадь всех предприятий в среднем за изучаемый период времени, . Показатели обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг могут исчисляться как в среднем за год, так и на конец года; показатели обеспеченности торговой площадью определяются также и в расчете на одну тысячу жителей. Статистический анализ обеспеченности населения предприятиями торговли или торговой площадью, может быть проведен как по всей совокупности предприятий, так и с учетом их специализации и по типам. Кроме того, изучаются динамика и территориальный аспект всех вышеперечисленных показателей. Для характеристики относительного изменения степени обеспеченности населения торговой площадью исчисляется следующая система индексов: (8.14), где: ü – общий индекс обеспеченности населения торговой площадью; ü – общий индекс суммы торговых площадей; ü – общий индекс средней численности населения. Изменение торговой площади обусловливается влиянием двух факторов: изменением среднего числа магазинов (экстенсивного фактора) и среднего размера одного магазина (интенсивный фактор), выраженного средней площадью торгового зала, что можно отразить с помощью следующей формулы: (8.15), где: ü – индекс изменения среднего числа магазинов;
ü – индекс изменения средней площади торгового зала. Тогда индекс обеспеченности населения торговой площадью может быть представлен в виде соотношения трех индексов: числа магазинов, среднего размера магазинов и средней численности населения, что выражается следующей формулой: (8.16).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|