Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8: Статистика материально-технической базы предприятий торговли и общественного питания




(задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 6 вариантов 4 и 7, задача № 7 варианта 7)

Здесь студентам предлагается решить два типа задач. Первый тип задач предусматривает проведение анализа основных фондов торгового предприятия (задача № 6 варианта 4 и задача № 6 варианта 7). Второй тип задач посвящен анализу коммерческого использования торгово-складской сети предприятий торговли и плотности сети торговых предприятий (задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 7 варианта 7).

При выполнении задач первого типа наибольшую сложность у сту­дентов вызывает выполнение факторного анализа абсолютной динамики объема товарооборота и абсолютной динамики суммы амортизационных отчислений. Для оценки степени влияния отдельных факторов на абсо­лютную динамику объема товарооборота в статистике основных фондов рассматриваются такие факторы, как:

1) абсолютное изменение среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия ;

2) абсолютное изменение коэффициента фондоотдачи , характеризующего степень эффективности использования основных фондов.

Первый из указанных факторов выступает в качестве экстенсивного, а второй – в качестве интенсивного. При этом используется следующая аддитивная двухфакторная модель объема товарооборота:

(8.1);

(8.2), где:

ü – общее абсолютное изменение объема товарооборота торго­вого предприятия в сопоставимых ценах;

ü – абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов;

ü , – среднегодовая полная первоначальная стоимость ос­новных фондов торгового предприятия соответственно в отчетном пе­риоде и базисном периоде;

ü – абсолютное изменение среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов;

ü – значение коэффициента фондоотдачи в базисном периоде вре­мени.

(8.3), где:

ü – абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения степени эффективности использования основных фондов, т.е. под влиянием изменения коэффициента фондоотдачи;

ü – абсолютное изменение коэффициента фондоотдачи по торговому предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

С методикой исчисления среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия за соответствующий период времени, а также коэффициента фондоотдачи и его экономической сущностью студентам предлагается разобраться самостоятельно [см. (2), стр.225 – 231].

В задаче № 6 варианта 7 необходимо обратить внимание на методику построения аддитивной двухфакторной модели суммы амортизационных отчислений торгового предприятия, отражающей влияние изменения средней стоимости основных фондов и влияние изменения среднего процента амортизационных отчислений:

(8.4), где:

ü – общее абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений торгового предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

ü – сумма амортизационных отчислений торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений за счет изменения средней стоимости основных фондов.

(8.5), где:

ü – средняя стоимость основных фондов торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – абсолютное изменение средней стоимости основных фондов торгового предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

ü (8.6) – средний процент амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом в базисном периоде времени.

Не следует забывать, что средняя стоимость основных фондов в рассматриваемой задаче исчисляется по формуле средней хронологической невзвешенной величины:

(8.7), где:

ü – количество дат, на которые учтена стоимость основных фондов (n>2);

ü – стоимость основных фондов на 1-ю, 2-ю, …, «»-ю, «»-ю даты времени.

ü – абсолютное изменение суммы амортизационных отчислений за счет изменения среднего процента амортизационных отчислений;

(8.8), где:

ü – средний процент амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – абсолютное изменение среднего процента амортизационных отчислений по торговому предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

В задачах № 5 вариантов 1, 3 и 5, задаче № 7 варианта 7 студентам предлагается использовать методы индексного анализа для изучения влияния интенсивного и экстенсивного факторов на процесс концентрации в сфере торговли. В розничной торговле под экстенсивным фактором подразумевается изменение числа торговых предприятий, под интенсивным фактором – изменение средней торговой площади, приходящейся на одно торговое предприятие. Для оценки влияния каждого из этих факторов на изменение торговых площадей применяется метод цепной подстановки разложения общего абсолютного изменения по факторам:

- общее абсолютное изменение торговой площади определяется по следующей формуле:

(8.9), в том числе:

- вследствие изменения среднего числа торговых предприятий (экстенсивного фактора):

(8.10);

- за счет изменения среднего размера одного торгового предприятия (интенсивного фактора):

(8.11), где:

ü – общая торговая площадь всех предприятий соответственно в отчетном и базисном периодах времени (в среднем за изучаемый период времени);

ü – средний размер одного торгового предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – среднее число торговых предприятий соответственно в отчетном и базисном периодах времени.

В задаче № 5 варианта 5 и задаче № 7 варианта 7 студенты должны исчислить показатели плотности сети предприятий торговли и проанализировать их динамику. Статистическая оценка обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг осуществляется с помощью ряда относительных показателей. Обеспеченность населения розничной торговой сетью определяется по следующей формуле:

(8.12), где:

ü – показатель обеспеченности населения розничными торговыми предприятиями;

ü – среднегодовое число розничных предприятий;

ü – среднегодовая численность населения, обслуживаемого данными предприятиями.

Большое значение имеет также показатель торговой площади магазинов в расчете на 10 тыс. человек. Он определяется для розничной торговли по следующей формуле:

(8.13), где:

ü – показатель обеспеченности населения торговой площадью розничных предприятий;

ü – общая торговая площадь всех предприятий в среднем за изучаемый период времени, .

Показатели обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг могут исчисляться как в среднем за год, так и на конец года; показатели обеспеченности торговой площадью определяются также и в расчете на одну тысячу жителей.

Статистический анализ обеспеченности населения предприятиями торговли или торговой площадью, может быть проведен как по всей совокупности предприятий, так и с учетом их специализации и по типам. Кроме того, изучаются динамика и территориальный аспект всех вышеперечисленных показателей. Для характеристики относительного изменения степени обеспеченности населения торговой площадью исчисляется следующая система индексов:

(8.14), где:

ü – общий индекс обеспеченности населения торговой площадью;

ü – общий индекс суммы торговых площадей;

ü – общий индекс средней численности населения.

Изменение торговой площади обусловливается влиянием двух факторов: изменением среднего числа магазинов (экстенсивного фактора) и среднего размера одного магазина (интенсивный фактор), выраженного средней площадью торгового зала, что можно отразить с помощью следующей формулы:

(8.15), где:

ü – индекс изменения среднего числа магазинов;

ü – индекс изменения средней площади торгового зала.

Тогда индекс обеспеченности населения торговой площадью может быть представлен в виде соотношения трех индексов: числа магазинов, среднего размера магазинов и средней численности населения, что выражается следующей формулой:

(8.16).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...