Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры обеспечения производства




Меры обеспечения производства применяются в целях пресе­чения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правона­рушении при невозможности его составления на месте правонару­шения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения приня­того по делу постановления. К ним относятся: доставление; адми­нистративное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, террито­рий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и до­кументов; отстранение от управления транспортным средством со­ответствующего вида; медицинское освидетельствование на состо­яние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных ве­щей; привод.

Меры обеспечения производства могут применять только упол­номоченные на то должностные лица и в пределах предоставлен­ных им полномочий на основании и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение физи­ческого лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте вы­явления административного правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не устанавливает времени дос­тавления, ограничиваясь указанием на то, что оно должно быть осу­ществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание — это кратковременное огра­ничение свободы физического лица может быть применено в ис­ключительных случаях, если это необходимо для обеспечения пра­вильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения поста­новления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять ад­министративное задержание, устанавливается федеральным орга-


Глава 17. Производство по делам об адм. правонарушениях 293

ном исполнительной власти в зависимости от оснований задержа­ния.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административ­ном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до 3 часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за не­значительное число видов правонарушений, например, повлекших административный арест при нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяс­нения обстоятельств административного правонарушения и др. (см. ст. 27.5 КоАП РФ).

Срок административного задержания лица исчисляется с мо­мента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичес­ком лице — это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходи­мости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматри­ваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (руч­ной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продук­ции и иных предметов) осуществляется уполномоченным на то дол­жностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю используемых для осуществления пред­принимательской деятельности помещений, территорий и находя­щихся там вещей и документов производится должностными ли­цами, уполномоченными составлять протоколы об административ­ных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии пред­ставителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида — это его обсле­дование без нарушения конструктивной целостности досматривае­мого транспортного средства в целях обнаружения орудий совер­шения либо предметов административного правонарушения, осу­ществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении которого оно находится.


 

 

Раздел V. Административно-процессуальное право


Глава 17. Производство по делам об адм. правонарушениях


 


Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-первых, орудия совершения или предметы администра­тивного правонарушения, во-вторых, документы, имеющие значе­ние доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть изъяты в случае их об­наружения на месте административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транс­портного средства. Изъятие может производиться должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и задержй-ние нарушителя, составлять протоколы об административных пра­вонарушениях. А изъятие аналогичных вещей и документов у юри­дического лица осуществляется должностными лицами, уполномо­ченными составлять протоколы об административных правонару­шениях.

При совершении административного правонарушения, влеку­щего лишение права управления транспортным средством соответ­ствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правона­рушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостовере­ние пилота и выдается временное разрешение на право управле­ния транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством и меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, руле­вым управлением или с цепным устройством; водителем, не имею­щим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем, лишенным права управления транспор­тным средством. В этих случаях лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, то оно надлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами, которым предостав­лено право надзора и контроля за безопасностью движения и экс­плуатации транспортного средства соответствующего вида.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплу­атации. Задержание допускается за определенные нарушения пра­вил эксплуатации транспортного средства и управления им до ус­транения причин задержания. Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным лицом в состоянии опья-


нения; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных доку­ментов, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения им в отсутствие его владельцев и др. (см. ст. 27, 13 КоАП РФ).

Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за конкретные административные правонарушения и выра­жается в снятии государственных регистрационных знаков до ус­транения причины запрещения эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоян­ку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществля­ются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъ­ятия. Арест заключается в составлении описи товаров, транспорт­ных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении ко­торого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должно­стными лицами, указанными в КоАП РФ (см. ст. 27.14).

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения про­изводства:

а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, при­вод), иные меры, применение которых требует присутствия данно­го физического лица либо представителя юридического лица (до­смотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установ­ленных случаях меры этой группы могут быть применены к лицу в его отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства, опреде­ленных КоАП РФ;

б) кроме доставления, административного задержания, привода применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;

в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе;

г) могут применяться с использованием технических средств, фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).

§ 5. Возбуждение дела

КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об админи­стративных правонарушениях, дифференцирует их с учетом осо­бенностей юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.


 

 

Раздел V. Административно-процессуальное право


Глава 17. Производство по делам об адм. правонарушениях


 


Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное пра­вонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение дол­жностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указы­вающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделе­ны на две подгруппы: а) которые исключают возможность возбуж­дения дела за указанные в КоАП РФ административные правона­рушения. Так, сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации не могут быть поводами к воз­буждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному на­казанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомер­ные действия при банкротстве и др.; б) дополнительные к общим поводы: сообщения и заявления собственника унитарного предпри­ятия, органов управления юридического лица, арбитражного управ­ляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (ко­митета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим управленческие функции в организации сделок, вы­ходящих за пределы его полномочий и др.

Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть воз­буждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и до­статочных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление первого протокола об административном правонарушении о применении мер обеспечения производства по делу или вынесение прокурором по­становления о возбуждении дела об административном правонару­шении; вынесение определения о возбуждении дела при необходи­мости проведения административного расследования в установлен­ных случаях; оформления предупреждения или с момента наложе­ния (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется.

Важнейшим процессуальным документом, оформляющим воз­буждение дела, является протокол об административном правона­рушении, составляемый уполномоченными должностными лицами,


перечень которых закреплен в КоАП РФ (ст. 28.3). Протокол дол­жен содержать обязательные, -предусмотренные КоАП РФ рекви­зиты (ст. 28.2). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, долж­на быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию про­токола, которые к нему прилагаются.

Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на осно­вании определения, вынесенного должностным лицом, уполномочен­ным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ ад­министративные правонарушения: монопольного, валютного зако­нодательства, законодательства о защите прав потребителей, охра­ны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движе­ния и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится, если осуществ­ляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выяв­ления административного правонарушения. Его срок не может пре­вышать один месяц с момента возбуждения дела об административ­ном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одно­го месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об админис­тративном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составле­ния (вынесения).

Протокол не составляется в случае, когда назначается наказа­ние в виде предупреждения или административного штрафа в раз­мере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превыша­ющем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие собы­тия административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, состав­ляется протокол об административном правонарушении.


 

Раздел V. Административно-процессуальное право

§ 6. Рассмотрение дела

Рассмотрение дела по существу начинается с момента получе­ния субъектом административной юрисдикции протокола об адми­нистративном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.

Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правона­рушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правиль­но ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект админис­тративной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назначении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, которые могут быть участниками производства по делу; об истребовании необхо­димых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направив­шему их органу или должностному лицу, представившему матери­алы, либо о передаче их по подведомственности. При необходи­мости по этим вопросам выносится определение.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ве­дется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жи­тельства. Дело рассматривается также: а) при проведении админи­стративного расследования по месту нахождения органа, проводив­шего расследование; б) в отношении несовершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате примиренческой процедуры, об увольне­нии работников в связи с коллективным трудовым спором и объяв­лением забастовки, о вовлечении несовершеннолетнего в употреб­ление спиртных напитков или одурманивающих веществ, появле­нии в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потребление ими в таких местах спир-тосодержащей продукции, наркотических средств и других одур­манивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонару­шении, влекущем лишение права управления транспортным сред­ством, может быть рассмотрено также по месту учета транспорт­ного средства.


Глава 17. Производство по делам об адм. правонарушениях 299

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцати­дневный срок со дня получения субъектом административной юрис­дикции, правомочным рассматривать дело, протокола об админис­тративном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству уча­стников производства либо в случае необходимости в дополнитель­ном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрис­дикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмот­рения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматри­вает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участво­вать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанно­сти. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится опреде­ление о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также при передаче дела по подведом­ственности.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходи­мости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определен­ной последовательности: лиц, в отношении которых ведется произ­водство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивает­ся его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол с соблюдением требований к нему, предусмотренных ст. 29 КоАП РФ. Рассмотрение дела завершается вынесением по­становления либо определения в зависимости от их оснований.


 

Раздел V. Административно-процессуальное право

Постановления могут быть двух видов: а) о назначении нака­зания и б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производ­ство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дозна­ния, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступ­ления.

Определение выносится: а) о передаче дела органу админист­ративной юрисдикции, уполномоченному назначать административ­ные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о переда­че дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10. В частно­сти, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическо­му лицу или его законному представителю, или законному предста­вителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении при­чин административного правонарушения и условий, способствовав­ших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устра­нению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту адми­нистративной юрисдикции, внесшему его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...