Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы и методы работы с семьей группы риска




 

В начале работы с проблемной семьей необходимо осознать тот факт, что можно оказать помощь далеко не всем семьям, о которых становится известно. Основным критерием при принятии решения об открытии случая (или о «не открытии») будет понимание того, может ли семья, с которой мы сталкиваемся, измениться или нет, есть ли в семье внутренний потенциал для положительных перемен.

На первом этапе ключевым является способность социального работника совместно с семьей выделить так называемую «ключевую проблему». Затем предстоит наметить «путь движения» к решению этой проблемы, что означает формулирование первоочередных проблем, их решение и движение дальше.

Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная система. Сложившийся уклад в семье надо расценивать как результат поведения каждого из членов семьи, и как следствие - системы взаимоотношений между всеми членами семьи. Проблему жестокого обращения с детьми нельзя правильно понять и оценить, если при определении форм помощи или вмешательства пытаться расчленить семью.

Вмешательство в семью должно четко обосновываться и строиться на союзе с родителями во имя защиты, безопасности и развития их ребенка, а не на союзе с ребенком с целью защиты его от родителей.

В процессе работы следует четко различать цели и средства. Сохранение семьи, воссоединение семьи, передача ребенка в замещающую семью или отдельное его проживание - все это лишь средства достижения цели. Целью же является обеспечение физической и психологической безопасности ребенка.

При работе с проблемной семьей основная роль социального работника заключается в помощи семье сформулировать свою проблему, признать ее и понять, как ее решить.

Т.е. от негативной формулировки проблемы перейти к позитивному движению по ее решению.

Цели должны быть ясными, понятными и важными для семьи, семья должна принимать поставленные цели, они должны относиться к тому, чего хотят члены семьи, к тому, что их тревожит.

Основная задача социального работника на первом этапе - это наладить контакт с семьей и выявить ее сильные стороны, которые помогут семье измениться. В дальнейшем требуется пошаговое профессиональное сопровождение семьи. Очевидно, что для проведения дальнейшего реабилитационного вмешательства требуется согласие семьи и признание местным органом власти наличие у семьи проблемы, которую следует решать при помощи социальной службы (так как семья сама не справится).

По результатам первичного обследования составляется План по защите прав ребенка, который утверждается главой органа опеки. План подписывается также родителями, что означает их согласие на вмешательство и признание ими их проблемы. План рассчитан на определенный срок и подлежит пересмотру, после чего может быть принят новый план.

Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы:

Первичное вмешательство: является ли данная семья потенциальным объектом социальной службы?

. Выявление семей, которые могут нуждаться в мерах по защите детей.

. Определение обоснованности обращения.

. Определение срочности необходимых мер;

. Определение типа необходимых мер.

По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка.

Предварительная оценка семьи: кто будет объектом помощи социальной службы? (Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней). За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают.

Оценивается:

. характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком;

. возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми;

обеспечение безопасности ребенка;

необходимость продолжения оказания помощи.

В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.

Составление плана обеспечения безопасности ребенка: как обеспечить безопасность ребенка?

9. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка;

. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома;

. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности;

. выявление способа обеспечения безопасности.

Цели Плана обеспечения безопасности:

• определить угрозу безопасности ребенка;

• оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома;

• определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности;

• принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция невосстановима;

• по возможности, обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности;

• уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи.

Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель.

• Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности.

Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы - разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений - это синоним таких терминов в других моделях, как план услуг, план помощи, план случая.

Стратегия изменений: каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней).

. Совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы.

. Назначение определенного времени для достижения целей.

. Определение ролей и обязанностей

. Включение в план помощи пункта

об обеспечении безопасности, если это необходимо.

Предоставление помощи: какие действия следует предпринять?

. Предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели.

. Оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи.

Оценка динамики семьи: действительно ли происходят изменения?

. Сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье.

. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции. Оценка и обеспечение безопасности ребенка.

. Выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи.

Закрытие случая.

Процедура закрытия случая является достаточно важной в процессе сопровождения проблемной семьи. Для эффективной работы необходимо иметь четкие критерии для закрытия случая, необходимо ответить, достигнуты ли цели, определенные в плане, какие цели достигнуты, стабильны ли изменения, может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией, существует ли поддерживающая социальная сетка, выражает ли семья потребность в помощи.

Решение о закрытии подтверждается следующими моментами:

-  достижение конечной цели;

-  безопасность ребенка;

-  функционирование семьи;

-  стабильность положения ребенка.

После окончания такой работы назначается социальный патронат семьи.

Текущая оценка семьи: каковы основания для оказания помощи? Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат).

. Привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству.

. Выявление имеющегося положительного потенциала.

. Выявление основных проблем и потребностей.

. Выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить.

. Оценка и обеспечение безопасности

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая.

Прежде всего, осуществляется информационный обмен между его участниками.

Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от педагога-психолога, он и начинает обсуждение, если от воспитателя - начинает он.

В случае если все участники относят воспитанника к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с воспитателя, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка.

Вторая и итоговая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая, - разработка стратегии сопровождения данного ребенка.

Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов.

• Каков психологический, педагогический статус воспитанника на момент обследования?

• Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?

• Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе воспитания и обучения?

• В каких формах и в какие сроки в сопровождении ребенка примут участие психолог, воспитатель, специалист?

• Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная помощь участников консилиума педагогическому коллективу или отдельным воспитателям, родителям ребенка?

• Как управлять процессом реализации психолого-педагогического сопровождения воспитанника?

• Как будет представлена система мониторинга, будет ли меняться диагностический комплекс?

Таким образом, участники консилиума получают возможность увидеть воспитанника во всем разнообразии его поведения, а также понять причины его проблем, уже, не будучи ограниченными своими профессиональными задачами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-первых, построить действительно системное, «объемное» сопровождение воспитанника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в-третьих, обладает большим психологическим развивающим эффектом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...