Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий надзор органов прокуратуры




В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. "О проку­ратуре Российской Федерации", федеральными законами, от 18 ок­тября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. о внесении изменений и до­полнений в этот закон1 на органы прокуратуры от имени Российс­кой Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на терри­тории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включа­ет в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых явля­ется общий надзор.

Предметом надзора являются:

а) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действу­ющих на территории РФ, федеральными министерствами, государ­ственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

б) соответствие законам правовых актов, издаваемых указан­ными органами и должностными лицами.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемы­ми Правительством РФ. Это — прерогатива конституционного конт­роля. Однако если принятое Правительством постановление проти­воречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к от­ветственности виновных лиц.

1 ВВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. JV° 47. Ст 4472' 1999 № 7 Ст. 878.


Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора за­креплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлении служебного удо­стоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помеще­ния объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требо­вать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора представления необходимых материалов, документов, статистичес­ких и других сведений, в том числе акты, изданные ими с наруше­нием закона.

Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выде­ления специалистов для выяснения возникающих вопросов, по ко­торым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий,; обязаны незамедлительно приступить к его исполнению.

Прокуратура наделена правом координации деятельности пра­воохранительных органов по борьбе с преступностью.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассмат­ривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нару­шении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнару­жения таковых принимает меры по их пресечению и предупреж­дению, привлечению к ответственности виновных в нарушении за­кона лиц.

Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному за-. держанию на основании решения несудебных органов; в предусмот­ренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производ­ство об административном правонарушении либо требовать привле­чения нарушивших закон лиц к иному виду ответственности, уста­новленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднад­зорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения законности.

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзор­ных объектов, подменять собой иные государственные, в том чис­ле контрольные органы. Требования прокурора, вытекающие из его


 

 

Раздел VI. Административное право и законность в управлении


Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении


 


полномочий, обязательны для исполнения адресатом в установлен­ный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную за­коном ответственность.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскры­тых нарушений законности, причин и условий, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устра­нению выявленных нарушений законности.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объ­ектами, и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях феде­ральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотре­ния и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах мас­совой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит про­тест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона). Про­тест приносится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене пра­вового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных об­стоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения


законности, прокурор вправе установить более короткий срок рас­смотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письмен­ной форме..

Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконно изданного акта; указание на нарушение нор­мы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отме­не или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.

Представление прокурора (ст. 23 Закона) является актом про­курорского надзора, формой его реагирования на факты наруше­ния закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмот­рению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устра­нению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в пись­менной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.

Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной прак­тики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законнос­ти на том или ином поднадзорном объекте.

Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представ­ления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагае­мые меры по ликвидации нарушений законности и устранению при­чин и условий, им способствующих; указание на конкретных винов­ных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; долж­ностное положение, классный чин прокурора, дату внесения пред­ставления.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор вправе вынести постановление о воз­буждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномочен­ный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмот­реть дело в установленный законом срок и о результатах рассмот­рения сообщить прокурору в письменной форме.


 

Раздел VI. Административное право и законность в управлении


 


Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной фор­ме должностному лицу в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

В случае неисполнения требований, изложенных в предосте­режении, должностное лицо, которому оно было объявлено, мо­жет быть привлечено к ответственности в установленном порядке1.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ,

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАМИ..


1 См. также Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.


РАЗДЕЛ VII

ОСНОВЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...