Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 2. Органы, осуществляющие ФК




Тема 1. Организация государственного (муниципального) финансового контроля

Урок 1. Правовая основа организации финансового контроля

План 1. Понятие и содержание контроля

2. Цель и задачи государственного финансового контроля

3. Законодательство о финансовом контроле

 

1. Экономический контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Экономический контроль можно подразделить на финансовый, производственно-хозяйственный, общественный и контроль со стороны правоохранительных органов.

Финансовый контроль (ФК) – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за деятельностью всех экономических субъектов (государство, предприятия, учреждения) с применением особых методов.

Целью ФК является надзор за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов для установления законности и оценки эффективности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов роста доходов.

Значимую часть ФК составляет государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль (ГФК) – это контроль государственных или муниципальных образований в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и государственной собственности в целях эффективного развития страны.

Государственный финансовый контроль можно классифицировать в зависимости от объектов контроля на бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный и контроль за денежным обращением.

Бюджетно-финансовый контроль (БФК) – контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

БФК обеспечивает мобилизацию бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования бюджетных средств. Объектом БФК являются общественные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

 

2.Цель ГФК - обеспечение законности и эффективности процесса формирования и расходования денежных средств государственных бюджетов, внебюджетных фондов и использования федеральной собственности.

Задачи ГФК:

1) контроль правильности составления и исполнения бюджетов;

2) контроль соблюдения бюджетного и налогового законодательства;

3) контроль правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

4) контроль эффективного и целевого использования средств бюджета и внебюджетных фондов;

5) контроль операций с бюджетными средствами на счетах банков и других кредитных учреждений;

6) выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

7) успешная реализация межбюджетных отношений, эффективного распределения фондов поддержки регионов;

8) пресечение правонарушений, выявление злоупотреблений, применение наказаний, компенсация последствий незаконных действий.

Урок 1. Правовая основа организации финансового контроля

 

9) улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы;

10) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

11) контроль поступлений в доходную часть бюджетов налоговых, таможенных и других платежей

12) прочие.

 

3. Правовая основа организации ФК - это система нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное осуществление ФК.

Вопросы ГФК в РФ затрагивают многие правовые акты, в том числе:

1. Конституция РФ;

2. Бюджетный кодекс РФ (глава 26);

3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ;

4. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 N 503 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора";

8. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 г. № 77 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»;

9. Приказ Минфина России от 11.07.2005 г. № 89-н «Об утверждении положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»;

10. и прочие на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

 

Урок 2. Органы, осуществляющие ФК

Тема 1. Организация государственного (муниципального) финансового контроля

Урок 2. Органы, осуществляющие ФК

План 1. Органы негосударственного ФК

2. Органы государственного ФК

 

1.Органы, осуществляющие негосударственный ФК, можно выделить в зависимости от видов негосударственного контроля.

Внутрифирменный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами (финансовым отделом, бухгалтерией, контрольно-ревизионным отделом, отделом внутреннего аудита руководителем), а так же в дочерних предприятиях или филиалах (если они имеются). Подразделяется на оперативный и стратегический.

Внутриведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными службами соответствующих министерств и ведомств. При его производстве руководствуются Постановлением «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, организаций и строительства».

Аудиторский контроль проводится аудиторскими фирмами или независимыми аудиторами на договорной основе и представляет собойустановление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, а так же проверку платежно-расчетной документации.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательной аудиторской проверки подвергаются все ОАО, все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды и предприятия с иностранным участием.

Контроль со стороны коммерческих банков выступает в двух аспектах.Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с процентами в установленный срок. Такой контроль банка – важный элемент управления кредитным риском.

 

2.Бюджетный контроль проводят органы государственной власти (местного самоуправления), наделенные контрольными полномочиями.

Органом, обладающим контрольными полномочиями в бюджетной сфере, в структуре Администрации президента РФ является Контрольное управление президента РФ.

Особую роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная палата РФ, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Правовое положение Счетной палаты определено Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ».

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль над использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных

бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, а также контролирует исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными

Урок 2. Органы, осуществляющие ФК

 

администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Большую роль в системе бюджетного контроля играет Министерство финансов России. В целях реализации контрольных полномочий Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также ведет контроль над исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности является структурным подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим выполнение функций Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной (в части финансово-бюджетного контроля и надзора) и валютной, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (за исключением бюджетной и банковской сферы), противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, контрольные органы в бюджетной сфере разделены по вертикали на три уровня — федеральный, региональный, муниципальный в зависимости от бюджета и уровня власти, и по горизонтали — на создаваемые представительными и исполнительными органами.

В соответствии со ст. 269.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств имеют право осуществлять финансовый контроль над подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль над тем, как подведомственные администраторы доходов бюджета выполняют функции администрирования доходов. В соответствии с Положением о порядке администрирования Центральным банком РФ поступлений в бюджетную систему РФ отдельных видов доходов (утв. ЦБ РФ 27.08.2008 г. № 320-П) Центральный банк РФ является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Администраторы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет государственной пошлины и денежных взысканий (штрафов).

В соответствии со ст. 269.2. БК РФ финансовый контроль над операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов проводят контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Они же отслеживают соблюдение условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий.

В соответствии со ст. 269.2. БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль над соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления

Урок 2. Органы, осуществляющие ФК

 

бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Контрольный орган муниципального образования — это орган местного самоуправления, независимый в своей деятельности от представительного органа муниципального образования и от местной администрации. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты.

 

Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношении в Российской Федерации.

Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Особое место со стороны представительных органов в системе государственного финансового контроля принадлежит. Счетной палате РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств.

Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Основными формами контроля Счетной палаты.являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судеб ном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов Федерации схожие функции выполняют Контрольно-счетные палаты.

Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с его указом.

К числу основных функций данного управления относятся: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложения на рассмотрение Президента. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.

Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.

Урок 3. Виды, формы и методы финансового контроля

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...