Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадия составления проекта бюджета.




Бюджетный процесс.

1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии.

2. Стадия составления проекта бюджета.

3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета.

4. Стадия исполнения бюджета.

5. Порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

6. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за его нарушение.

 

Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии.

Согласно ст. 2 БК бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс включает четыре стадии деятель­ности:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюд­жете.

Особенности бюджетного процесса:

1) стадии бюджетного процесса следуют строго после­довательно, и этот порядок не подлежит изменению;

2) каждый раз работа с новым бюджетом начина­ется снова, т.к. ежегодно изменяется объем национально­го дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства;

3) единственным субъектом бюджета является государство в лице его государственных органов представительной и исполнительной власти;

4) все стадии бюджетного процесса строго регламентиро­ваны процессуальными нормами бюджетного права, при­званными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины.

Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 де­кабря, который называется финансовым го­дом. Принятие закона о республиканском бюджете на другой период может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.

Законодательство некоторых государств допускает возможность действия бюджета в течение ряда лет. Так, ст. 110 Основного Закона Германии гласит: «Бюджет утвер­ждается бюджетным законом на один или несколько лет; в последнем случае он утверждается раздельно на каждый год до начала первого отчетного года. Этот закон может предусмотреть, что некоторые главы бюджета будут иметь различную продолжительность действия по годам». Ст. 79 Конституции Греции допускает установление законом «возможности выработки двухгодичного бюджета».

Начало и конец финансового (бюджетного) года не во всех странах совпадают с началом и концом календарного года. В Великобритании, Канаде, Дании, Индии, Израиле, Японии бюджетный год длится с 1 апреля по 31 марта сле­дующего года; в Австралии, Норвегии, Пакистане, Швеции - с 1 июля по 30 июня следующего года; в США, Таиланде - с 1 октября по 30 сентября следующего года. Несовпадение бюджетного года с календарным в неко­торых странах объясняется историческими традициями, особенностями национальной экономики и сроками созыва парламентских сессий.

Деятельность государственных органов от на­чала составления проекта бюджета до утверждения отчета об его исполнении во временном выражении называется бюджетным циклом (периодом).

Принципы бюджетного процесса Республики Беларусь:

1. Принцип ежегодности означает, что бюджет прини­мается сроком на один год - с 1 января по 31 декабря.

2. Принцип специализации бюджетных показателей, который означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь составляются по единой бюджетной классификации.

3. Принцип разграничения компетенции между органа­ми представительной и исполнительной властей. По дей­ствующему законодательству составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета - к функ­циям органов представительной власти. На практике дан­ные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей.

4. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что средства бюджета выделяются в распо­ряжение конкретных получателей бюджетных средств и яв­ляются целевыми, т.е. выделяются с обозначением необходи­мости достижения за счет их использования конкретных це­лей.

5. Принцип эффективности и экономности использова­ния бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные на то органы, пря­мые получатели бюджетных средств исходят из необходи­мости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Парламент Республики Беларусь;

3) Правительство Республики Беларусь;

4) местные Советы депутатов;

5) местные исполнительные и распорядительные органы;

6) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

7) Национальный банк Республики Беларусь;

8) иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса (Минфин);

9) распорядители и получатели бюджетных средств;

- получатель бюджетных средств – бюджетная или иная организация, физическое лицо, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное использование бюджетных средств;

- распорядитель бюджетных средств – организация, которая в соответствии с бюджетным законодательством имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции (напр., гос. орган).

10) банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

 

Стадия составления проекта бюджета.

Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).

Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу. При этом прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь (Министерство экономики РБ) и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь (Нацбанк РБ) разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются. Данные прогнозы составляются указанными органами до 1 апреля года, предшествующего плановому. Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года. Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.

Проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу, составляется Министерством финансов с учетом прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь, не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Среднесрочная финансовая программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу. Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых:

1. первый год – год, на который составляется бюджет;

2. следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...