Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диакон Андрей Кураев. Можно ли православным улыбаться




Апология улыбки

Составитель Владимир Синкевич

(Миниэнциклопедия в 18 сторонах улыбки)

 

 

(Всемирный день улыбки 3 октября 2015г)

 

1). «Улыбка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка)[1]» (Википедия).

 

Апология улыбки c точки зрения естествознания

2) «Улыбка — это, в первую очередь, мозговой процесс. Все начинается с возбуждения передней зоны гипоталамуса (а возбуждение задней зоны гипоталамуса вызывает обратную реакцию недовольства). Оттуда поток нервных импульсов передается в лимбическую систему, отвечающую за наши эмоции. Мышечный тонус ослабевает, появляется довольное выражение лица.» (Википедия)

«губы неплотно сомкнуты, растянуты, углы рта слегка приподняты, нижнее веко с четким обозначением нижнего края несколько приподнято, бровь полукруглая, наружный край верхнего века немного прикрыт верхнеглазничной порцией круговой мышцы глаза.

Такое положение рта, глаз и бровей обусловлено действием большой и малой скуловых мышц и мышцы смеха, растягивающих рот и приподнимающих углы рта, которые подтягиваются к местам твердых прикреплений скуловых мышц и мышцы смеха (к нижнему краю скуловой кости), вследствие чего на щеках образуются продольные складки.

Растянутая и приподнятая круговая мышца рта образует над углом верхней губы треугольную формочку, довольно сильно углубленную в щечную кожножировую складку, и значительный наплыв носогубной складки. Нижняя выпуклость круговой мышцы рта исчезает, и на ее месте появляется ложбинка,. уходящая снизу вверх под наружный угол верхней губы. Носогубная складка, интенсивно подтянутая скуловым мускулом и квадратным, образует выпуклую форму, нависающую своим нижним краем над верхней губой. Нижнеглазничная порция кругового мускула глаза, напрягаясь, несколько приподнимает четко обозначенное нижнее веко. Верхняя и нижняя порции круговой мышцы глаза, усиливая его прищур, образуют в наружной оконечности глаза целый ряд концентрически расходящихся мелких морщинок.

Расширяются и несколько приподымаются крылья носа, чему способствует маленький мускул, растягивающий крылья носа.

При улыбке наблюдается как бы приподнятость форм лица от центра симметрии, снизу вверх»

http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=184

 

 

При улыбке задействовано гораздо меньшее число мышц, которые используются при хмуром настроении»

«…Улыбаться свойственно лишь людям, и распознать улыбку можно на расстоянии ста метров. Если ваша улыбка отличается искренностью, то в ней принимают участие мышцы, расположенные вокруг глаз. А фальшивую улыбку выдают задействованные мышцы лишь в области уголков рта, заставляющие губы образовывать дугу…»

http://www.gen.su/node/3875

 

При улыбке задействовано гораздо меньшее число мышц, которые используются при хмуром настроении»

Улыбка это экономия своей энергии

5) «Улыбка дельфина это одна из тех улыбок, что заставляют и нас непроизвольно улыбнуться в ответ. Жаль однако что не все люди умеют так улыбаться….»Улыбка дельфина

Валериан Чобану http://www.proza.ru/avtor/produs2005

Улыбка изменяет работу нашего мозга

Когда человек улыбается, его мозг начинает по-другому обрабатывать информацию о чужих эмоциях.

Об этом рассказали научные сотрудники исследовательского подразделения когнитивной нейробиологии (CNRU) Городского университета Лондона…. do100.ru

 

 

Диакон Андрей Кураев. Можно ли православным улыбаться

— Скажите, почему церковные люди такие неулыбчивые?

— Потому что в нашей Церкви уже произошла революция бассет-хаундов. Знаете такую собачку с вечно-грустными большими еврейскими газами?

Отчего-то в 90-х годах, на исходе ХХ столетия, уже выйдя из полосы гонений, мы где-то потеряли Православие. Произошла революция унылых пессимистов. «Феррапонтов» дух явно оттеснил дух «зосимов» (это если говорить терминами «Братьев Карамазовых»). Серафимово Православие, умеющее радоваться Богу, Пасхе и человеку, стало редкостью.

Греческое слово орто-доксия имеет два смысла: право-верие и право-прославление.
Можно быть правоверным и неправославным.
Быть православным — это значит стяжать умение правильно славить Господа, жить молитвой, радоваться ей.

Есть три типа молитвы.
Самый распространенный и самый низкий — просительный.
Почему самый низкий? Потому что просить Бога может даже атеист.
Я помню свою первую молитву в жизни, когда я был еще юным пионером и атеистом: «Господи, хоть бы учительница заболела!».

Вторая молитва, более высокая, — благодарственная: Господи, благодарю Тебя за те дары, что Ты мне дал. Здесь память о Боге уже начинает теснить заботу о себе, любимом. Такая молитва встречается уже гораздо реже просьб. В Евангелии мы помним, что только один из десяти исцеленных Христом прокаженных вернулся благодарить (Лк. 17). Но и в просительной молитве, и в благодарственной я на первом месте, Бог на втором.

А вот третья, славословящая молитва бескорыстна.
Но главное в ней то, что ее нельзя творить вдали от Бога.
Просить Бога можно из греховного и мрачного далека: «из глубины воззвах к Тебе, Господи».
Но славословить Бога можно только внутри Бога.
Славить Бога, петь может только сердце, которого Господь уже коснулся.

В Евангелии мы видим два случая, когда люди не просят Бога и не благодарят, а именно радуются Ему: при встрече апостолов с воскресшим Спасителем «горело… в нас сердце наше» (Лк. 24, 32).
И так же было на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4).

Вот эта радость встречи — это и исток Православия, и его цель.

С другой стороны, еще с апостольских времен известно и обратное:

«молитва печального человека не имеет силы восходить к престолу Божию» (Ерм. Пастырь. Заповедь 5,10).
«Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадежно и это оскорбление Господу… Великий подвиг сейчас — сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то подвижнический тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своем Христе»[1].

У Иоанна Лествичника есть упоминание о людях, которые «одержимы бесом печали» (Лествица 5,29).

А преподобный Серафим Саровский говорил, что

«Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстию обличается от печали»[2]..


И напротив,

«Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то — явный признак, что оно не против воли Божией» — делился своим опытом улыбки св. Николай Японский [3]..

Я помню, когда был еще семинаристом, то водил экскурсии по Троице-Сергиевой лавре. Официальные светско-советские экскурсоводы рассказывали историю монастыря так, как будто это была история какого-то строительно-монтажного управления: «Этот храм построен тогда-то; высота колокольни такая-то».
Я же старался познакомить именно с монастырем, с людьми.
И в конце такого дня я потом не раз спрашивал своих гостей: «Скажите, а что для вас было самым неожиданным из того, что вы сегодня увидели и услышали?»
И очень многие люди, для которых тот день был днем первого соприкосновения с Церковью, по раздумьи отвечали: «А знаешь, самым неожиданным оказалось то, что монахи — это, оказывается, радостные люди».

В те времена Лавра действительно была уникальнейшим местом на земле по концентрации счастливых людей на квадратный километр территории. Такая светлая, спокойная радость была в тогдашних монахах...

Сегодня же, заходя в новый монастырь, я прежде всего заглядываю в глаза монахам: не поселилась ли там застывшая мировая печаль. Если да — значит, что в этой обители людей не обнадеживают, а пугают. О таких монастырях приходские священники, напутствуя туда своих прихожан на паломничество, предупреждают: к святыням приложись, а монахов не слушай! [4].

Вот аналогичное воспоминание митрополита Кирилла:
«Лет шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно боялся этого старца, его кельи.
Но вот повели меня к нему, в высеченную в горе келью близ Успенского собора.
Войдя в помещение с маленьким окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка в светлом подрясничке.
Этот человек словно светился, знаете, как будто солнце заглянуло в тень.
Радостным, веселым, светящимся был старец Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой человек.

Христианство — это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием.
Прямо противоположный и значительно более распространенный случай — одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени улыбки.
Какое радование, разве это можно верующему человеку?
У меня есть родственница, которая меня по телефону все корит: «Почему ты улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться».

Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик христианина

 

 

=========================

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...