Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы к методическому обеспечению занятия.

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра травматологии и ортопедии с детской хирургией

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ:

«ПОВРЕЖДЕНИЯ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ»

(для студентов V курса медицинских факультетов)

УТВЕРЖДЕНО

На методическом совещании кафедры

«____» _______________ 201_ г.

Протокол №______

Заведующий кафедрой

д.мед.н., профессор __________ Сухин Ю.В.

Одесса – 201_

Тема занятия: «ПОВРЕЖДЕНИЯ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ» - 3 часа.

1. Актуальность темы.

Переломы лучевой кости в дистальной части занимают 1 место среди всех переломов и составляет от 10 до 33%. Количество больных с травмами и заболеваниями кисти в Поликлиниках составляет от 2 до 30 % (Е.В. Усольцева). Эта категория больных имеет большое социальное значение, поскольку инвалидность после травм кисти достигает 25-28% среди всех травм опорно-двигательного аппарата. Среди промышленных травм 41% составляют повреждения кисти и пальцев. На открытые повреждения приходится 54,6%. Поэтому профилактические мероприятия имеют социальную значимость в деле снижения травматизма на производстве и сохранения работоспособности.

 

2. Цель занятия:

2.1. Учебные цели - изучить биомеханику предплечья и кисти, клиническую и рентгенологическую картины больных с открытыми и закрытыми повреждениями. Способы консервативного и оперативного лечения. Провести лечебно-трудовую экспертизу и прогнозировать результаты лечения в зависимости от условий работы и состояния пострадавшего:

2.2. Воспитательные цели занятия:

Ознакомить студентов с достижениями отечественных ученых в изучение проблемы травм предплечья и кисти обратить их внимание на специфику нарушений функции кисти при повреждении и особенностях проведения первичной хирургической обработки. Дать оценку социально-психологическому аспекту имеющему место при травмах кисти, так как кисть является уникальным анатомическим образованием, вследствие чего полная или частичная утрата ею функции ведет к нарушению трудоспособности.

2.3. Конкретные цели:

- знать:

1. Особенности строения кисти и предплечья.

2. Различные варианты повреждений анатомических образований предплечья и кисти.

3. Клинические и рентгенологические методы диагностики переломов запястных, пястных и фаланг пальцев и костей предплечья.

4. Показания к оперативному лечению.

5. Диагностировать закрытые и открытые повреждения сухожилий.

6. Знать тактику лечения при повреждениях сухожилий.

7. Знать правила проведения первичной хирургической обработки.

3.4. На основании теоретических знаний темы:

- овладеть:

1. Клиническими и рентгенологическими приемами обследования больных с открытыми и закрытыми повреждениями кисти, повреждениями костей предплечья.

2. Овладеть методами местного обезболивании

3. Приемами закрытой репозиции отломков при переломах и переломо-вывихах с последующей гипсовой иммобилизацией.

4. Консервативными методами лечения.

5. Уметь проводить первичную хирургическую обработку открытых травм кисти и предплечья.

 

5.1. Материалы до аудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие дисциплины, которые обеспечивают знания и умения    
Анатомия Костно-мышечную систему кисти и предплечья, кровоснабжение и иннервация. Определить и назвать кости, мышцы, сухожилия, сосуды и нервы различных отделов кисти и предплечья
Рентгенология Рентгенологическую картину кисти и предплечья Определить локализацию предплечья
Общая хирургия Клиническую картину при травмах кисти, лечение. ПХО ран. Определить и назвать место перелома. Обеспечить местную анестезию и транспортную иммобилизацию
2. Последующие дисциплины, которые обеспечивают знания и умения    
3. Внутрипредметная интеграция (данная тема интегрируется с другими темами этой дисциплины), повреждениями костей надплечья и плеча. Костно-мышечную систему плеча. Кровоснабжение, иннервацию. Диагностику и клинику травм плеча Консервативные и оперативные методы лечения Правильно поставить диагноз повреждения. Провести местную анестезию, закрытое вправление перелома. Произвести ПХО раны. Смоделировать гипсовую повязку

 

5. Содержание темы занятия. Граф логичной структуры темы.

Повреждения кисти и предплечья  
Переломы костей предплечья Переломы костей кисти Переломы фаланг пальцев
  Анамнез.Осмотр. Пальпация. Амплитуда движений. Интерпретация рентгенограмм  
Консервативное Лечение Оперативное
Закрытая репозиция отломков. Создание гипсовой иммобилизации. ЛФК. Массаж. Физметоды.   ПХО. Восстановление целостности сухожилий. МОС с применением различных фиксаторов.

 

 

Материалы к методическому обеспечению занятия.

6.1. Материалы для самопроверки заключительного уровня знаний-умений.

- провести объективное обследование больного,

- применить дополнительные методы исследования,

- провести дифференциальную диагностику,

- обобщить клинический материал,

- наметить рациональные способы лечения,

- нарисовать таблицу граф логической структуры открытых и закрытых повреждений предплечья и кисти.

- оформить стенд или макет по данной теме.

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

- основная литература:

1. Венгер В.Ф., Сердюк В.В., Рашед М. Травматология и ортопедия: Сб. метод, разработок к практ. занятиям по травматологии и ортопедии с включеним материалов для самостоятельной работы студентов мед. вузов. - Одесса: Друк, 2004. -.

2. Скляренко Е.Т. Травматологія та ортопедія. - К.: Здоров'я, 2005. – С. 92-108.

3. Трубников В.Ф. Травматология и ортопедия. К.: Вища школа, 1986. - С. 208-227.

4. Юмашев Г.С., Горшков С.З. Травматология и ортопедия: Учебник. - М.: Медицина, 1990. - С. 213-242.

- дополнительная литература:

1.Котельников Г.П., Миронов С.П., Травматология. – М.: ГРОТАР – Медиа, 2008. - С. 351-378.

2.Олекса А.П. Травматологія та ортопедія. - К.: Вища школа, 1993. - С. 215-243.

3. Травматология и ортопедия: Учебник / Под ред. Ю.Г. Шапошникова. – М.: Медицина, 1997. - Том 2. – С. 197-248.

4. Кавалерский Г.М., Силин JI.JI., Гаркави A.B. Травматология и ортопедия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. – С. 463-466.

 

6.3. Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературою по теме занятия

Основные задачи Указания Ответы студентов
а) Краткая характеристика повреждений кисти и предплечья. 1.Переломы костей запястья (перелом ладьевидной кости) 2. Переломы пястных костей (перелом Беннета) 3. Переломы фаланг пальцев 4. Повреждения сухожилий 5. Переломы лучевой кости  
б) Диагностика повреждений предплечья и кисти 1. Анамнез 2. Осмотр 3. Пальпация 4. Амплитуда движений 5. Интепретация рентгенограмм  
в) Профилактика и лечение 1. Правильно организовать рабочее место 2.ЛФК, массаж,физиотерапия 3. Закрытая репозиция отломков 4. Гипсовая иммобилизация 5. ПХО, при открытом повреждении  

 

7. Материалы самоконтроля качества подготовки.

A.Вопросы для самоконтроля:

а) Из каких костей состоит предплечье, запястье, пястье и пальцы кисти?

б) К каким местам прикрепляются поверхностные и глубокие сухожилия сгибателей пальцев и какие нарушения функции пальцев при этом возникают?

в) Какая топография прохождения лучевой, локтевой артерий, срединного, лучевого и локтевого нервов в нижней трети предплечья, кисти?

г) Какая клиника, рентгенологические данные при переломах костей предплечья, запястья, пястья и фаланг пальцев?

д) Какие принципы консервативного лечения и показания к оперативному лечению при переломах, переломо-вывихах костей предплечья, запястья, пястья и фаланг пальцев?

е) Обозначьте правила и принципы проведения ПХО при открытой травме?

ж) Какие правила и методы восстановления целостности повреждений сухожилий?

з) Какие сроки иммобилизации и неработоспособности при переломах костей предплечья, запястья, пястья, фаланг пальцев у лиц физического и умственного труда?

Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов.

1.Из каких костей состоит предплечья

а) трубчатых -Да,-Нет?

б) плоских

2. К каким местам прикрепляются поверхностные и глубокие сухожилия сгибателей пальцев и какие нарушения функции пальцев при этом возникают?

а)средней фаланге, -Да, -Нет?

б)сгибание,

в)ладьевидной кости,

г) разгибание,

д)полулунной,

е)основной фаланге,

ж)ногтевой фаланге?

3. Наиболее часто встречаются переломы каких костей запястья:

а) полулунной,

б) ладьевидной,

в) остальные кости?

4. При каких условиях происходит перелом лучевой кости?

5. а) при падении на согнутую кисть,

б) при отведении кисти,

в) на выпрямленную кисть,

г) при прямом ударе?

5. Сроки иммобилизации кисти при переломах ладьевидной кости:

а) 2 недели,

б) 8 недель,

в) 3 недели,

г) 6 недель,

д) 12 недель?

 

ЗАДАЧИ

1. Юноша 16 лет, во время игры в баскетбол упал на фалангу 1 палеца. При осмотре припухлость, боль при пальпации. Поставьте клинический диагноз. Выберете и обоснуйте метод лечения.

2. В травмпункт обратился мужчина 35 лет с жалобами на боль в правом луче-запястном суставе, возникшую после падения на кисть. При осмотре тыльной поверхности луче-запястного сустава отмечается припухлость мягких тканей, сглаженность анатомической табакерки, отсутствие активных движений, боль при пальпации дистальных отделов лучевой кости.Поставьте клинический диагноз. Выберете и обоснуйте метод лечения, составьте прогноз.

3. В травмпункт обратилась больная 25 лет по поводу открытого повреждения в области основной фаланги П пальца. При осмотре выявлено, что есть резанная рана длинной 2 см.

Укажите последовательность обследования, поставьте клинический диагноз и укажите возможные варианты оперативного лечения на мягких тканях, на сухожилиях, методы иммобилизации.

4. Ударом молотка больной травмировал дистальную фалангу Ш пальца. При осмотре: утолщение, синюшность ногтевой пластинки, резкая боль при пальпации. Поставьте диагноз и обозначьте последовательность лечебно-диагностических мероприятий.

 

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, какие необходимо выполнить во время практического занятия:

1. Знать особенности строения предплечья и кисти.

2. Клинические и рентгенологические методы диагностики.

3. Знать показания к консервативному и оперативному лечению.

4. Овладеть приемами местного обезболивания.

5. Владеть приемами закрытой репозиции отломков

6. Знать тактику лечения поврежденных сухожилий.

7. Уметь наложить гипсовую повязку при любой травме предплечья и кисти

8. Провести скелетное вытяжение за ногтевую фалангу.

9. Уметь провести первичную хирургическую обработку.

10. Составить граф логичной структуры занятия.

Освоить соответствующий раздел по основной и дополнительной литературе и лекциям профессоров и доцентов кафедры.

 

1. Овладеть клиническими и рентгенологическими приемами обследования больных с открытой травмой кисти, повреждениями сухожилий переломы лучевой кости в различных местах.

2. Провести дифференциальную диагностику растяжения связок, переломов и переломо-вывихов кисти?

3. Овладеть методами местного обезболивания, приемами закрытой репозиции отломков при переломах предплечья и переломо-вывихах дальнейшей гипсовой иммобилизацией.

Последовательность действий:

1. Во время сбора анамнеза обратить внимание на механизм травмы, локализацию повреждения, нарушения функции пальцев кисти, характер проведенной доврачебной и врачебной помощи.

2. Осмотр: положение кисти, пальцев, наличие деформаций. Состояние мягких тканей кисти: цвет кожи, отек, трофические нарушения, чувствительность, при наличии раны ее характер (резанная, рваная, ушибленная).

3. Пальпация: температура, чувствительность, наличие размозжений, флюктуации, патологической подвижности.

4. Амплитуда движений в кистевом пястно-фаланговых и межфаланговых суставах (активных и пассивных). Наличие или отсутствие основных видов захватов кисти.

5. Изучение и интерпретация рентгенограмм (переломов, вывихов).

6. Поставить диагноз.

7. Лечение и обоснование методов лечения (закрытая репозиция отломков, хирургическая обработка открытой травмы с восстановлением целостности сухожилий, наложение гипсовой иммобилизации); принципы реабилитации (ЛФК, массаж, физметоды).

8. Обосновать диагноз и методики лечения перед преподавателем, обсуждение темы занятия путем взаимоопроса в учебной комнате.

9. Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками.

9.1. Методика выполнения работы, этапы выполнения.

10. Материалы для самоконтроля овладевания знаниями, умениями, навыками, предназначенными данною работой.

10.1. Тесты:

1. Абсолютными показаниями для операции остеосинтеза при переломе костей будут все перечисленные, кроме:

а)закрытого перелома, отломки которого угрожают перфорации кожи,

+б)сдавливания отломками кости сосудисто-нервного пучка,

в)явной интерпозиции мягких тканей между отломками,

г)открытого перелома,

д)перелома костей, осложненного повреждением крупных сосудов,
требующих оперативного восстановления их проходимости?

2. Из перечисленных видов швов сухожилий сгибателей пальцев кисти в области сухожильных влагалищ используются все перечисленные, кроме:

+а)по Кюнео,

б)по Розову,

в)по Долецкому - Пугачеву,

г)по Усольцевой,

д)по Беннелю?

3. Чаще всего при травмах происходит разрыв: +а) сухожилий разгибателей пальцев кисти,

б)сухожилий разгибателей пальцев стопы,

в)сухожилий четырехглавой мыщцы бедра,

г)сухожилий длинной головки двуглавой мышцы плеча,

д)ахиллова сухожилия?

4. При резком и внезапном напряжении мышцы наиболее часто

происходит разрыв:

а) у места прикрепления к кости,

б) у места перехода сухожилия в мышцу,

в) в средней части мышцы,

г)все перечисленное правильно,

д)все перечисленное не правильно,

+е) правильно а) и б)?

5.Наиболее часто встречаются переломы кисти

+а) ладьевидной кости,

б)трехгранной кости,

в) полулунной кости,

г) крючковидной кости,

д)большой многоугольной кости?

6.При хорошо репонированном переломо-вывихе 1 пальца типа Беннета

средний срок консолидации равен:

а) 3-м неделям,

б) 4-м неделям,

+в) 5-ти неделям,

11. Задание по НИРС по данной теме «аппарата внешней фиксации при переломах костей предплечья и кисти»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...