Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беден ли муж при богатой жене?




Что может быть неприятнее положения мужа, у которого жена ежедневно просит деньги? Только положение мужа, который ежедневно просит деньги у своей жены.

Неизвестный


В течение нескольких лет мне довелось вести психологические рубрики в популярных газетах. Множество читателей присылали в редакции свои письма с вопросами к психологу. Часто проблемы, поднятые в этих письмах, были вовсе не психологические, а скорее денежные. Для их решения просто требовалась определенная сумма - либо единовременно, либо в виде регулярных поступлений. Разумеется, предоставить такую помощь психолог не в силах. Он может лишь помочь переоценить сложившуюся житейскую коллизию, рассмотреть ее с конструктивной точки зрения. Некоторые рассмотренные таким образом ситуации служат блестящими иллюстрациями к рассматриваемой нами теме. В этой и паре последующих глав будут приведены реальные истории, наводящие на определенные размышления. Вот одно такое письмо.

Мы с женой прожили много лет душа в душу. В молодости начинали свою карьеру наравне: она - простым бухгалтером, я - рядовым инженером. Но в последнее время все изменилось. Ее судьба сложилась удачнее, чем моя, она теперь зам. главного бухгалтера в крупной фирме. Зарабатывает во много раз больше меня. Ведь я как был, так и остался инженером на госпредприятии, получаю копейки, и то нерегулярно. Мне все чаще кажется, что жена стала поглядывать на меня свысока, как на неудачника. Она меня не упрекает. Просто живет своей - более насыщенной и яркой жизнью, в которой я постепенно становлюсь лишним. Думаю, она мне не изменяет. Хотя могла бы: ведь ее окружают состоявшиеся, преуспевшие мужчины, а дома ждет беспомощный муж-нахлебник. Боюсь, что наша когда-то дружная семья движется к краху. Что мне делать, чтобы этого избежать?

Здравый смысл подсказывает в этой ситуации простой совет: если положение дел вас не устраивает, надо постараться его изменить, а если это невозможно, остается только смириться. Это решение, наверное, очевидно и для самого автора письма. Его проблема сложнее. Он хочет разобраться, что же можно изменить в своем положении и как смириться с тем, что изменить невозможно.
Начнем с того, что объективное положение дел не так уж трагично. Семья благополучно живет, имеет достаточно средств для удовлетворения определенных запросов, и при этом никто ни в чем друг друга не упрекает. Все дело - в самоощущении человека, который вдруг оказался в непривычной и неприятной для себя роли. Не исключено, что и снисходительное отношение жены он несколько утрирует, бессознательно приписывая ей собственное отношение к самому себе. Ведь ясно, что человека гложет недовольство собою, особенно горькое на фоне успехов жены. Ей даже не надо его упрекать: само ее лидирующее положение выступает для него ежедневным немым укором.
Душевные терзания автора письма во многом объясняются укоренившимся в нашем обществе предрассудком, будто именно мужчина должен содержать семью, выступать добытчиком и кормильцем. Такое мнение очень обидно для женщин, так как подразумевает, что им содержать семью не под силу ввиду недостатка умений и способностей. Многие женщины не желают мириться с этим предубеждением. Они активно делают карьеру, порой обгоняя своих менее расторопных и энергичных мужей. И это нормально. Ведь способности человека объективно не зависят от его (ее) пола. Похоже, во всем мире это уже признали. Например, известно, что один из многочисленных мужей Лиз Тейлор, суперзвезды и миллионерши, был простым рабочим-строителем. Правда, этот брак, как и прочие браки Тейлор, просуществовал недолго. Однако вовсе не из-за финансовых трений. Просто голливудские звезды, видимо, не склонны к стабильности в супружестве.
Впрочем, известен и другой пример: всемирно известная и очень богатая Джина Лоллобриджида долго и счастливо жила со своим мужем - безвестным врачом-стоматологом. А российский мужчина по сей день считает, что если женщина его превзошла, то это для него тяжкое унижение. Если мужчина зарабатывает гораздо больше жены, это считается нормальным и женщине из-за этого терзаться не положено. А вот случись наоборот, и кажется, будто мир перевернулся. Может быть, это и так. Но тогда надо признать, что, перевернувшись, мир занял более естественное и природосообразное положение, чем это было в прежние времена. Мужчины и женщины имеют равное право на успех и реализуют это право в зависимости не от пола, а от способностей. Успешная карьера жены - вовсе не повод для переживаний мужчины.
Иное дело, что это - повод задуматься о перипетиях собственной карьеры. Из-за чего человек, который вроде бы нигде не оступился, ни в чем не провинился, сегодня называет себя неудачником и нахлебником? (Заметим, что этими нелестными эпитетами он клеймит себя сам, ибо жена ни в чем его не упрекает.) Действительно, экономическая ситуация в стране сложилась так, что мастера финансовых операций сегодня ценятся намного выше, чем инженеры или, скажем, психологи (!). О последнем сужу по собственному опыту: сам по себе диплом психолога златых гор не сулит. Правда, я нашел для себя выход: принялся переводить с английского книги по психологии. Перевел одну, другую, третью. Потом наступил перерыв, заказов не стало. Но я не опустил руки и предложил свои услуги издательству, выпускающему... дамские романы. Честно говоря, большого энтузиазма перевод такой литературы у меня не вызвал. Но дело свое я делал добросовестно и, кажется, сумел угодить многим читательницам. Да и заработком себя обеспечил. А потом, когда снова появилась возможность, вернулся к тем книгам, которые мне больше по душе. Вот и сейчас перевожу книгу известного американского психолога Карла Роджерса.
Конечно, никакому примеру невозможно последовать буквально. Важно понять принцип. Задумайтесь: неужели вы не обладаете способностями, которые могут быть востребованы (и оплачены) в нынешней, пускай и такой непростой, ситуации? Понятно, что не хочется терять привычное место (хотя стоит ли держаться за работу, не приносящую удовлетворения?). Но можно найти дополнительное занятие, которое позволит реализовать какие-то иные способности и обеспечит достойный заработок. А если никаких таких способностей найти в себе не удается, то на кого жаловаться?
Впрочем, задуматься стоит и о другом. Далеко не все преуспевшие люди достойны преклонения и подражания. И наоборот - множество людей, не умеющих "делать деньги", заслуживают подлинного уважения в силу других достоинств. Неужели ваш невысокий заработок перевешивает все те плюсы, которые наверняка имеют место? Если спросить сотню женщин, кого они хотели бы видеть своим мужем -миллионера или просто достойного и порядочного человека, пускай и небогатого, - наверное, 99 сделают свой выбор в пользу первого. Ну и Бог с ними! Цена им известна. И если ваша жена из таких, то это беда непоправимая. А может быть, все-таки она - та сотая, единственная? И вы для нее - тот единственный, которого она ценит не за толстый бумажник. Если так, то вам нужно не сочувствовать, а завидовать. А если нет... Что ж, трудитесь, зарабатывайте, и вашим будет все то, что вы сможете купить. В том числе и уважение жены, если оно продается. Правда, мудрые люди говорят, что продается далеко не все...

 

Средство воспитания

Учить детей, что грешно стремиться к деньгам,
это значит доходить до крайних пределов
бесстыдства в своей лжи, растленности и
лицемерии.

Бернард Шоу

 

Нам только кажется, будто мы знаем цену деньгам. Будь это действительно так, не морочили бы голову себе и детям ханжеским морализаторством. Правда, и детям еще только предстоит научиться трезвому, несуетному отношению к деньгам. Научиться - у кого? Разумеется, у нас, взрослых. Но способны ли мы привить детям то, чем вряд ли обладаем сами?
Еще не так давно существовала пара запретных тем, не подлежащих обсуждению с малолетними. Первая касалась вопросов секса. Принято было считать, что секс - это похоть, грязь, разврат. Уважающий себя человек не позволяет себе размышлять и рассуждать на эту тему, а тем более не пачкает этой грязью неокрепшее сознание малолетних: придет срок, и все образуется само собой. Понадобилось немало времени и душевных терзаний, чтобы большинство из мае осознали: секс, конечно, может обернуться развратом, но вовсе не обязательно. Естественное взаимное влечение двух здоровых, зрелых, ответственных людей, не скованное ханжескими предрассудками, способно подарить им ни с чем не сравнимое упоение и никому не сделает беды. Поэтому и проблема состоит не в том, чтобы оградить альков частоколом запретов, а в том, чтобы помочь взрослеющим людям стать по-настоящему здоровыми, зрелыми и ответственными. А для этого, в частности, человек должен хорошо ориентироваться в вопросах половых отношений. Тогда действительно все образуется само собой.
Не менее щекотливой темой выступали деньги. Общественной моралью они, подобно сексу, оценивались как грязь и скверна, от которой формирующуюся личность необходимо ограждать. Подрастет - естественным образом получит то, что ему положено. Культивировалось даже презрительное отношение к деньгам, которое следовало прививать и детям. Ведь для порядочного человека важны лишь духовные ценности, денежный интерес - удел ничтожеств.
С этим набором догм мы и вошли во взрослую жизнь. Им и оперируем, пытаясь отвечать на "наивные" детские вопросы. Дети - максималисты, они легко впадают в крайность, действительно вредную: начинают судить о людях по тяжести их кошелька и мерить жизненный успех суммой дохода. Что мы можем этому противопоставить? Другую крайность в виде лицемерной проповеди бессребреничества? Столкновение крайностей лишь заостряет и ту, и другую.
Привить детям здоровое отношение к деньгам мы сможем лишь тогда, когда сумеем культивировать его в самих себе. А для этого необходимо отказаться от многих предубеждений. Прежде всего - от застарелой догмы, будто деньги - злоиони человека портят. Они действительно могут обернуться злом и могут испортить. Но то же самое можно сказать о любой субстанции: отравиться можно даже целительными витаминами, а захлебнуться - в чистейшей родниковой воде. Но попробуйте прожить без воды и витаминов!
Деньги выступают не только универсальным средством общественного взаимообмена, но и важнейшей формой возна-
граждения человека за его способности и достоинства, умения и успехи. Закономерность эта не всегда точна и бесспорна (жизнь демонстрирует множество противоположных примеров), однако дети воспринимают ее прямолинейно. Поэтому у них невольно возникает вопрос: отчего мама с папой, самые мудрые и сильные из всех взрослых, оказываются не на вершине материальных достижений? Если считать деньги оценками взрослого человека, то на какой авторитет могут рассчитывать "троечники"?
По большому счету, сколько иметь денег - взрослый человек решает сам. Не будем вдаваться в бесплодную дискуссию, справедливо ли, что талантливый педагог получает тесячек-ратно меньше, чем делец-перекупщик или что танцовщица из ночного клуба за одно выступление зарабатывает больше, чем медсестра за полгода. Сегодня никто не мешает педагогу заняться спекуляцией, а медсестре зарабатывать публичным раз-леванием. Однако какие-то мотивы удерживают их от этих шагов. Если человека материально не удовлетворяет сфера его деятельности, он волен ее сменить. Если не хочет или не может - кого в этом винить?
Ребенок лишен такого выбора. Уровень благосостояния своей семьи ему приходится просто принимать. Не всегда - безропотно. И нам, взрослым, необходимо научиться спокойно принимать детские упреки. Ибо они продиктованы непониманием того факта, который нелегко уяснить нам самим: разные профессиональные роли и деловые качества необъяснимым образом (часто вопреки здравому смыслу) вознаграждаются по-разному. В рамках своей роли, которую мы, может быть и вынужденно, но в любом случае осознанно избрали, мы получаем определенное вознаграждение. И это непреложный факт, с которым приходится считаться нам самим и с которым надо научить считаться детей. Взрослый, который уверен в правильности (или даже в вынужденной необходимости) избранного пути, на вопрос, почему он не стал предпринимателем или банкиром, всегда готов дать спокойный и убедительный ответ. И его самоуважение оказывается неуязвимо для упреков. Но если он сам, пускай и безотчетно, терзается ощущением собственного ничтожества, то стоит ли удивляться, что детские упреки просыпаются солью на открытую рану? Дети всегда интуитивно подстраиваются под уровень родительского самоуважения. И детские терзания по поводу недосягаемых благ чаще всего - прямая проекция осознанных или бессознательных родительских терзаний.
В одном из популярных еженедельников недавно была опубликована статья под броским названием "Как сделать ребенка богатым". Суть ее сводилась к любопытным, хотя и небесспорным рекомендациям, как привить ребенку навыки обращения с деньгами. Но сам заявленный вопрос фактически остался без ответа, ибо на него очень трудно дать однозначный ответ: слишком уж неопределенны категории богатства и бедности. Тут главное понять: это категории не столько материальные, финансовые, сколько психологические. Богатым или бедным человек может себя ощущать почти независимо от того, какой денежной суммой он располагает.
Сделать ребенка богатым означает научить его спокойно и рационально оперировать теми средствами, которыми он способен владеть. Деньги - лишь инструмент удовлетворения желаний. А раз так, нужно, чтобы тот, кто их зарабатывает и тратит, имел голову на плечах, то есть умел трезво соизмерять свои потребности и возможности. По сути дела, это одна из важнейших сторон становления личности. Она отнюдь не исчерпывается финансовым аспектом, а касается широкого круга психологических механизмов постановки и достижения целей.
Умение правильно распоряжаться финансами - не врожденное свойство, а навык, который формируется, как и любой другой. Задача взрослых - помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами: расходовать, а не сорить ими, экономить, но не быть скрягами, ценить деньги, а не поклоняться им. Однако эта задача не так проста, как может показаться. Ведь дело даже не в том, давать или не давать ребенку карманные деньги, давать много или мало. В отношении денег семья может принять любую стратегию, но, как ни странно, на мировоззрение ребенка это едва ли серьезно повлияет.
Известны примеры людей, которые с детских лет свободно (и не всегда разумно) распоряжались немалыми деньгами, однако выросли рассудительными, надежными и ответственными, как сберегательная касса. И наоборот, дети, воспитанные в строгости, иной раз вырастают людьми легкомысленными и небрежными. Внедрение в детское сознание самих разумных правил экономии вовсе не гарантирует положительного результата. Одни дети, воспитанные таким образом, становятся солидными и ответственными взрослыми, другие, напротив, - жадными либо безалаберными. Иными словами, дети могут расти в почти одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один будет прочно стоять на ногах даже при незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими. Другой, даже зарабатывая гораздо больше, будет вечно балансировать на грани разорения.
Причина этого кроется в забытой нами истине, что деньги - это всего лишь средство, инструмент для исполнения наших желаний.
Известный психолог Алан Фромм по этому поводу пишет: "Искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения... Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное - сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Если попадем в "яблочко" как с точки зрения психологической, так и материальной, жизнь будет обходиться ему дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью".
Все конкретные рекомендации - скорее средства достижения этой цели. Среди этих советов нет универсальных, ведь в каждой семье - свои традиции, своя система ценностей, свой жизненный стиль. Тем не менее, к кое-каким советам прислушаться небесполезно.
Сегодня все более утверждается мнение, что растущий человек едва ли не с первых шагов должен существовать в едином для всей семьи информационно-ситуационном поле, иметь свое, адаптированное к возрастным возможностям представление о том, как живут родители, что их тревожит, о чем они мечтают. Это относится практически ко всем аспектам жизни и к денежному - не в последнюю очередь.
Большинство психологов на Западе приходят к выводу, что чем раньше у ребенка появятся свои "карманные" деньги, тем лучше и быстрее он адаптируется к взрослой жизни. По поводу возрастной границы мнения расходятся. Вероятно, следует признать целесообразным такой подход, при котором первые небольшие денежные суммы появляются в распоряжении ребенка в 5-6 лет. Раньше он просто не в состоянии осмыслить реальное значение денег, они выступают для него скорее игрушками наподобие фантиков, а стимулировать такое отношение вряд ли разумно. В 5-6 лет ребенок уже вполне способен оперировать элементарными экономическими категориями. Хотя на их полноценное освоение уйдут еще многие годы.
Это не значит, что детям более младшего возраста денег давать нельзя. Но и не нужно ранее этого срока ждать от ребенка разумного обращения с деньгами. Школьнику, если бюджет семьи это позволяет, вполне можно выделить некоторую сумму на карманные расходы. Причем эти средства выделяются не как "целевое пособие" - скажем, на школьный завтрак, а именно как "свободные деньги" на удовлетворение спонтанно возникающих потребностей. При этом родители должны отдавать себе отчет, что это будут расходы, с точки зрения взрослых, не самые разумные. Если ребенок в семье обеспечен всем необходимым, то он скорее всего купит то, что родители необходимым не считают. В самом деле, зачем он станет покупать себе лишний апельсин, когда его и так купят родители. Скорее он предпочтет яркий леденец (от которого - о ужас! - расстраивается пищеварение и портятся зубы) или набор наклеек с кадрами из любимого мультфильма. Но в этом поведение ребенка не так уж отличается от поведения многих взрослых, которые покупают не самые нужные вещи, поддавшись рекламным соблазнам либо чтобы не ударить в грязь лицом перед товарищами. Ведь недаром говорят, что взрослые отличаются от детей лишь стоимостью своих игрушек. Увлечение мультфильмами и леденцами с возрастом обязательно пройдет, а отработанный на них навык считать деньги останется. А чтобы его усвоить, ребенок с самого начала должен понимать: деньги - ресурс ограниченный. Поэтому совершенно недопустимо "подбрасывать" ему некоторую сумму от случая к случаю, когда попросит. Лучше сразу взять за правило: определенная сумма выделяется на определенный срок. Ведь и мы в своем взрослом мире живем по этому закону, мало кто может черпать из неиссякаемого источника. Масштаб суммы даже не очень важен, он определяется возможностями семьи. Хотя чрезмерная щедрость тут неуместна: лучше сразу договориться, что дорогие покупки делаются совместно с родителями.
Следуя рекомендациям психологов, американские и западноевропейские родители часто открывают на имя ребенка счет в банке в тот момент, когда он идет в школу, и он регулярно вносит небольшие суммы - допустим, по доллару. Его не заставляют это делать, но убеждают, что это правильно и хорошо. И он постепенно сам проникается уверенностью в этом, когда спустя некоторое время на счете собирается достаточно денег для того, чтобы осуществить какое-то желание. Родители проявляют тактичность и в том, что не навязывают свое мнение относительно нужности или ненужности покупки. Поступит ребенок разумно - замечательно, сделает глупость - тоже хорошо, потому что он запомнит испытанное разочарование и в голове его прочно отложится: один доллар нельзя потратить дважды - точно так же, к слову сказать, как и рубль. При этом условии деньги становятся инструментом воспитания ответственности, серьезного к ним отношения, обиходной техники обращения с ними.
Далеко не бесспорный вопрос, должен ли ребенок сам зарабатывать деньги. Существует ли сегодня в наших условиях для маленького человека способ, не подвергая себя опасностям и унижениям, достойно заработать? Ответ на этот вопрос искать придется долго.

Сомнителен и такой педагогический прием, как получение ребенком платы за домашнюю работу или учебные успехи. Действительно, за рубежом даже весьма обеспеченные родители платят детям за вымытую посуду или вычищенную обувь. Но не всякий опыт, наверное, следует перенимать. Иначе не рискуем ли мы вырастить корыстного дельца, который даже для близких бесплатно палец о палец не ударит? А отмечать "гонораром" школьные успехи - значит заведомо подменять познавательную мотивацию учения сугубо внешним, прагматичным мотивом. По мнению многих отечественных психологов, это если и приводит к успехам, то тоже чисто внешним, а полноценного усвоения учебного материала не происходит.
Вероятно, оптимален такой подход, при котором деньги выделяются ребенку родителями как его полноправная доля в семейных расходах.
Когда семейная жизнь течет нормально, складывается особый психологический механизм - удовлетворение оттого, что ты поступил правильно, добросовестно выполнил свои обязанности, достиг нужных результатов. Подключение к этому тонкому процессу денежных интересов может и вправду все испортить. У ребенка должно сложиться ощущение осмысленной, правильной жизни в ее общем течении и убеждение в том, что это и есть самый надежный путь к исполнению желаний. Это и есть главная цель воспитания. А деньги, их количество - вопрос частный. Если достигнута главная цель, повзрослевший ребенок наверняка будет богат.

Синдром гадкого утенка

Трудное детство никогда не кончается.

Ежи Урбан

 


Психологам давно известно странное состояние, в которое порой впадают дети. В период интенсивного созревания организма они начинают уделять повышенное внимание своей внешности, придирчиво подмечая те явные и мнимые недостатки, из-за которых они якобы проигрывают в сравнении со сверстниками. Слишком высокий или слишком малый рост, чрезмерная полнота или худоба, прыщи на лице, замедленное или ускоренное оформление вторичных половых признаков - все это повергает ребенка в уныние, заставляет считать себя никчемным. Существует образное название такого состояния - синдром Квазимодо. Оно, однако, не очень удачно. Как известно, персонаж романа Гюго испытывал душевные страдания из-за своего реального уродства, которое вызывало к нему неприязнь окружающих. Большинство детей и подростков, как правило, не имеют настоящих причин для переживаний: свои "недостатки" они неоправданно преувеличивают. По мере взросления формируется более трезвая самооценка, злополучный синдром исчезает даже без всякого медицинского вмешательства и в зрелом возрасте практически не встречается. Человек приходит к естественной мысли о том, что вполне симпатичным можно быть, даже не обладая бицепсами Ван Дамма или талией Шарон Стоун.
До недавнего времени озабоченность своей внешностью была едва ли не главной причиной душевных терзаний взрослеющих мальчиков и девочек. Сравнение себя со сверстниками или с романтическими киногероями порой больно ударяло по самооценке. Но со временем эта боль стихала, и подростковые терзания начинали казаться пустяком. Сегодня приходится сталкиваться с гораздо более серьезной проблемой. Сравнениями теперь одержимы не только подростки, но даже дошкольники. Причем особенности внешности уже не привлекают повышенного внимания. Главным критерием сравнения и оценки стало благосостояние, вернее те его внешние символы, которые явно отличают одного человека от другого. Мерилом ценности человека начинает выступать его покупательная способность: может ли он себе позволить питаться деликатесами, носить модную одежду, играть в красивые игрушки (как уже говорилось, это справедливо для любого возраста). Сегодня никого не удивишь норковым манто или поездкой на экзотические острова. Немало найдется людей, которым по карману и это, и многое другое. Но еще больше тех, кто едва сводит концы с концами. В их семьях растут дети, с малых лет привыкающие к сознанию своей обделенности, даже униженности на фоне перекормленных сверстников. Понятна тревога родителей задушевное самочувствие ребенка, на которого более обеспеченные дети поглядывают свысока. Ведь у нас на глазах на смену экзотическому синдрому Квазимодо приходит своеобразный синдром гадкого утенка, который с возрастом не только не сглаживается, но усугубляется. Распространение этого синдрома в современных условиях приобретает характер эпидемии. Существует ли какое-то лекарство от этого душевного недуга?
Врачеватели человеческих душ всегда терзались двойственностью своего положения. К ним обращались люди, чьи психологические проблемы чаще всего были порождены проблемами иного рода - социальными и материальными. Если человек впал в депрессию из-за потери работы, то самым надежным средством излечения было бы предоставить ему новое рабочее место. Точно так же конфликты в коммунальной квартире лучше всего устраняются отселением в отдельную квартиру. Однако психологи и психотерапевты не уполномочены раздавать жизненные блага (они и сами-то в большинстве своем люди не очень обеспеченные). Все их рекомендации в подобных случаях можно обобщить старым афоризмом: "Человеку не всегда по силам изменить свое положение, но он всегда может изменить отношение к своему положению". Психолог может лишь помочь человеку по-иному взглянуть на свою проблему и тем самым сгладить ее остроту. Значит, проблема в принципе неразрешима, и миллионам современных детей придется всю жизнь носить шрамы от тяжелых душевных травм, порожденных социальным неравенством?
Мировой опыт свидетельствует, что это не так. Имущественное расслоение - вовсе не изобретение последних лет. Веками люди во всех странах существовали в условиях неравенства и по большей части спокойно с этим мирились. Едва ли вашего прадедушку-крестьянина угнетала мысль о том, что ему не суждено вальсировать в Дворянском собрании. Гораздо более серьезным было опасение возможного неурожая, а также стремление получить больший доход со своего надела. А если он был торговцем, то, наверное, мечта,! не о генеральских эполетах, а о процветании своего магазинчика. Хороший урожай и обилие покупателей давали и тому и другому достаточное удовлетворение.
Двадцатый век разрушил эту уравновешенную систему. Провозгласив однажды всеобщее равенство, новые властители дум заставили не одно поколение верить в эту небесспорную идею. И сегодня, когда неравенство снова обозначилось очень зримо, оно многими воспринимается уже как оскорбление. (Тем более что зачастую житейские блага достаются людям не лучшего сорта и не самым благородным путем. Впрочем, и это не ново в истории человечества.)
Переустроить мир на принципах всеобщего равенства еще никому никогда не удавалось. Судя по всему, эта благородная идея вообще неосуществима на практике. Поэтому оставим бесполезные сетования на несправедливый миропорядок. Кто-то из политиков еще сколотит на этом свой капитал, но обычным людям ни к чему смущать свой ум утопическими идеями. Вместо того чтобы заботиться о счастье человечества и совершенстве мира, лучше, никого не ущемляя, заняться обустройством собственной жизни и благополучием своих близких. Если так поступит каждый, это и будет лучшим вкладом в совершенствование мира.
Залог психического здоровья ребенка - душевное благополучие его родителей. По крайней мере по достижении подросткового возраста ребенок воспринимает своих родителей как главный авторитет и эталон. И он тонко чувствует малейшие нюансы даже таких настроений старших, в которых те сами себе не решаются признаться. Если отец и мать внешне бодрятся, а в душе страдают из-за невысокого заработка и необходимости во всем себе отказывать, то и ребенок неосознанно перенимает их уныние, пускай и тщательно от него скрываемое. Если же, несмотря на превратности судьбы, родители сохранили свое достоинство, то и ребенка трудно унизить чужой обновкой или деликатесом. Ведь самые авторитетные для него люди не позволяют себе расстраиваться из-за этого! Значит, действительно ценность подобных символов благополучия не очень высока.
Психологические проблемы наших детей - это чаще всего прямая проекция наших собственных проблем. Поэтому главная (хотя и трудновыполнимая) рекомендация в этом случае - постараться не заражать маленького человека не свойственными его возрасту недугами. А для этого их необходимо победить самим. Это очень нелегко. Ибо, сколь ни велико было бы благосостояние отдельной семьи, всегда найдутся семьи более преуспевающие. Начав однажды сравнивать себя с другими, трудно остановиться и уже невозможно найти душевный покой. Человек - вообще неблагодарный предмет для сравнения. Ведь каждый из нас в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. "Зациклившись" на своем отставании, вы рискуете передать это хроническое состояние взрослеющему ребенку. Лишь трезво осознав свои достоинства (далеко не всегда измеряемые деньгами), человек научается твердо стоять на ногах.
Действенное педагогическое средство - воспитание назидательным примером. Восточный мудрец сказал: "Я сетовал, что у меня нет обуви, пока не встретил человека, у которого не было ног". Любой человек, даже маленький, не так огорчится из-за несъеденного банана, если знает, что совсем рядом кому-то по-настоящему плохо. Важно только, чтоб это знание рождало искреннее сочувствие, а не злорадную спесь. Впрочем, и тому и другому дети учатся у нас. И лишь от нас зависит, чему же они научатся.
Однако сегодня родителям в деле воспитания приходится состязаться с сильнейшими конкурентами - кино, видео, телевидением. Информацию об устройстве мира современный ребенок черпает не столько из бесед с мамой и папой, сколько с цветного экрана. И многие идеи, искусно преподносимые "говорящими головами", формируют искаженное мировоззрение.
Признайтесь, какие чувства вы испытали бы, случись вам найти на тротуаре сотенную бумажку? Наверное, слегка пожалели бы беднягу, который ее обронил. Но, если честно, такая прибавка к бюджету порадовала бы. Правда, каждый знает, что крупные купюры не валяются под ногами, и редко кто может похвастаться такой находкой. А вот я знаю человека, который действительно нашел сто рублей. Человек он небедный, но и не настолько богат, чтобы не придать этому значения. Однако его отношение к находке меня поначалу сильно удивило. Вообще-то деньги с земли поднял не он, а его семилетний сын, с которым он в тот день гулял по бульвару. Малыш возликовал, а отец почему-то огорчился. Дело в том, что счастливая находка пробила брешь в педагогической позиции отца. Привыкший честным трудом добывать каждую копейку, он стремился такое же отношение сформировать и у сына. Не столько назиданием, сколько собственным примером он желал показать мальчишке, что способный и деловитый человек может добиться многого, надо только не лениться и не жалеть сил. Увы, воспитательные усилия оказались безрезультатны. Отчасти потому, что собственными трудами никаких фантастических благ отец не снискал. По крайней мере, ни разу не был ни на Кипре, ни на Майорке, не говоря уже о Багамских островах. А вот одноклассники сына успели там позагорать, являя собой пример не столь поучительный, но более впечатляющий. Но самое главное - это культ легкого успеха, который сегодня навязчиво насаждается на каждом углу и, кажется, уже дает свои всходы. "Целый ломтик БЕСПЛАТНО*, "Два литра по цене полутора", "Каждому покупателю - подарок от фирмы"... Если верить рекламе, то мир просто перенаселен добрыми дядями, мечтающими нас одарить, отдать что-то бесплатно или за полцены. Взрослый человек, хорошо умеющий считать, лишь иронично улыбнется. А малыши верят! И шлют по указанным адресам купоны-наклейки, "счастливые" бутылочные пробки и... во что там сегодня играют? Предварительно, правда, надо заплатить немногие карманные копейки за соответствующий товар. Не очень-то и нужный. Из этих копеек и сложится чья-то вилла на Багамах. А приз? Ребенок ведь понял буквально рекламный лозунг - "Купи и выиграй!" То есть если купишь, то выиграешь. Ему цель никто не объяснил, что выигрыш - вещь крайне маловероятная.
Подбавляют жару сверхпопулярные "развлекательные" передачи. Но глазах у многомиллионной аудитории (в немалой части - детской) обычный дяденька или даже мальчишка-подросток, угадав какую-то букву или ноту, утаскивает домой выигранный телевизор или конвертик, полный банкнот. И происходит это в атмосфере всеобщего веселья, под игривую музыку, легко и беззаботно. Припавший к экрану ребенок все прочнее усваивает мысль: мир - это огромное поле чудес, скатерть-самобранка, которая, стоит лишь пожелать, немедленно порадует любым деликатесом. А мама с папой, толкующие что-то про зарплату и квартплату, просто не видят ослепительного блеска этого дивного мира. Бедные!
Главная опасность - все более укореняющееся убеждение, что жизненный успех в форме всевозможных благ явится сам собой, не требуя больших усилий. А поэтому - зачем учиться и вообще чем-то всерьез заниматься, если миллионы легко прирастают в виде дивидендов, а "мерседесы" раздают задаром! Отрезвление наступает неизбежно - как у тех взрослых, которые зарыли свои денежки на очередном поле чудес, да так и не дождались всходов. Но наступает оно, как правило, слишком поздно. Особенно для молодого человека, растратившего в иллюзиях бесценное время. И родителям, которые начинают беспокоиться, как бы из их чада не вырос Леня Голубков, надо самим позаботиться, чтобы этого не произошло. Вот несколько советов, которые могут оказаться полезны.

Если ваш ребенок одержим лотерейным или конкурсным азартом, дайте ему под вашим контролем и с наименьшими осложнениями переболеть этой детской болезнью. Например, вместе пойдите и купите лотерейный билет, но только объяснив, что сами этого делать не стали бы, а лишь хотите кое-что продемонстрировать ему. На конкретном примере ребенок сможет убедиться, что "небывалый выигрыш" - это выигрыш, которого не бывает. А на ту же сумму, что истрачена на билет, купите ему какой-нибудь сувенир или лакомство. Тогда в следующий раз (если таковой наступит) можете с полным основанием спросить: "Может, лучше купить мороженое, чем выбросить деньги на лотерею?" А всевозможные анкеты на конкурсы и викторины пускай отсылает. Пять-десять раз не дождавшись результата, сам махнет на это рукой.

Не следует засорять сознание ребенка всем, что льется с телеэкрана. Поверьте, милейший господин Рекламная Пауза - не лучший воспитатель, как и его многочисленные коллеги. Детские фильмы, забавные мультики - все это может неплохо развлечь ребенка. А вот помпезная "раздача слонов" наверняка не принесет пользы.

Демонстрируйте ребенку примеры людей, реально сумевших чего-то добиться. При этом подчеркивайте роль способностей, стремления и усилия для достижения успеха.

Даже если ваши финансовые возможности позволяют удовлетворять многие запросы ребенка, не следует делать это с небрежностью, всякий раз легко извлекая из кармана требуемую сумму. Иначе у ребенка и впрямь возникнет иллюзия появления кролика из цилиндра. А ведь потребности ребенка могут расти безгранично и в один прекрасный день наверняка превысят предел ваших возможностей. Чтобы этого не произошло, не потакайте ему чрезмерно.

И самое главное - будьте сами достойным примером. Очищая банан, ребенок должен зн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...