Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение форм поведения доминирующей личности в зависимости от ее мотивов.




В предыдущих подразделах мы рассмотрели основные поведенческие стратегии доминирующей личности. Но у этих стратегий есть две стороны. Эти стороны могут меняться в зависимости от мотивов личности. Так, например, манипуляция может использоваться как для достижения более эффективного роста деятельности, так и как оружие в борьбе с конкурентами. По этому, я и хочу разобрать мотивы, которые подразумевают смену характера поведения. Также рассмотрим некоторые черты характера, которыми должна обладать доминирующая личность. Эти черты также будут базироваться на стратегиях поведения.

Если рассматривать доминирующую личность, как члена команды какого-нибудь предприятия, то их можно разделить на два типа: руководитель и лидер. В зависимости от этих типов, можно просмотреть разность мотивов, характера и поведения личностей.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации[40].

Наибольшее различие между руководителем и лидером, является их отношение к подчиненным. В зависимости от него и прослеживается их поведение. Различия прослеживается уже в общении. Руководитель с подчиненными чаще использует деловой тип общения, в то время как лидер – свободное.

Сутью делового общения является то, что оно имеет регламентированный (целевой) характер и ограничивается рамками определенной темы или круга вопросов. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.

Можно назвать такие формы делового общения, как деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференции и телеконференции, деловая переписка (теперь, все чаще — по электронной почте).

Межличностность. Межличностное общение характеризуется открытостью и многоплановостью взаимодействия людей, основанного на их личном интересе друг к другу. Несмотря на преимущественно деловую направленность, деловое общение неминуемо имеет характер межличностного контакта, содержит некий межличностный радикал. Осуществление делового общения в любом случае обусловлено не только конкретным делом или обсуждаемым деловым вопросом, но и личностными качествами партнеров, их отношением друг к другу. Поэтому деловое общение неотделимо от межличностного контакта.

Целенаправленность. Понятно, что любой акт делового общения целенаправлен. При этом направленность делового общения многоцелевая. В процессе общения наряду с осознаваемой целью информационную нагрузку несет и неосознаваемая (подспудная) цель. Так, докладчик, сообщая аудитории статистические данные, хочет обрисовать объективную ситуацию в проблемной области. Вместе с этим, может быть на неосознаваемом уровне у него есть стремление продемонстрировать присутствующим свой интеллект, эрудицию и красноречие. В этом же эпизоде можно обнаружить и другие цели.

Непрерывность. Попав в поле зрения делового партнера, мы инициируем непрерывный деловой и межличностный контакт с ним. Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, мы постоянно посылаем поведенческие сообщения, которым собеседник придает определенный смысл и делает соответствующие выводы. Даже молчание партнера или его физическое отсутствие в данный момент включены в акт общения, если они значимы для другого человека. Это происходит потому что любое наше поведение информирует о чем-либо. Оно представляет собой реакцию на ситуацию и на окружающих людей. Опытные участники коммуникации обязаны знать о постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.

Многомерность. В любой ситуации делового взаимодействия люди не только обмениваются информацией, но так или иначе регулируют свои взаимоотношения.

В ходе делового общения могут реализовываться, по крайней мере, два аспекта взаимоотношений. Один аспект — это поддержание делового контакта, передача деловой информации. Другой — трансляция эмоционального отношения партнеру (позитивного или негативного), присутствующего в любом взаимодействии[41].

Мы видим, что при общении руководителя и подчиненного есть некий эмоциональный блок. Лидер же проявляет более свободное проявление общения, используя сразу несколько видов общения. Основные виды общения лидера – это мотивационное общение и деятельностное.

Мотивационное общение относится к числу побудительных действий. Иными словами, необходимость в чем – либо формирует у личности потребность в контакте с другими людьми. Скажем, если человек хочет получить скидку на товар, необходимо найти продавца, у которого выставлена меньшая цена за продукт.

Деятельностное общение затрагивает сферу личности конкретного индивида. Как и все виды общения в психологии оно служит определенной идее и имеет свою цель. Чаще всего подобное взаимодействие касается расширения границ собственной сущности или раскрытия индивидуального потенциала для последующего успеха и продвижения в деятельности[5].

Также можно увидеть различия этикета у руководителя и лидера. Выше уже было сказано, что у них отличительные формы общения, но они пользуются также разными этиками делового общения. Руководители пользуются деловым общением «сверху в низ».

Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

¾ Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.

¾ Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

¾ Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

¾ Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

¾ Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

¾ Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

¾ Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.

¾ Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: (1) ситуацию, наличие времени для нюансов, (2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

В отличие от руководителя, лидер использует этику делового общения «по горизонтали»

Вот несколько принципов этики делового общения между лидером и коллегами:

¾ Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

¾ Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

¾ Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей.

¾ Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

¾ Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

¾ Здесь прослеживается влияние мотивов на поведение доминирующей личности. Само положение этих личностей, меняет их поведение. Поведенческие стратегии, у каждой из сторон, несут за собой совсем разный характер. Цели этих стратегий различаются следующим:

 

Руководители

1. Используют манипуляцию для устранения конкурентов, для подчинения себе людей используя воздействия страхом, неуверенностью в себе, виной.

2. Используют скрытое внушение, которое направлено на конкурентов или деловых партнеров. Так как руководитель обладает властью, при общении с персоналом он использует приказы.

3. Убеждение также использует для деловых переговоров, что бы доказать свое преимущество в каком либо вопросе или дальнейшем действии.

4. Саморазвитие происходит в одиночку, во избежание дальнейшей конкуренции.

5. Руководитель руководствуется двумя мотивами: мотив власти и мотив самоутверждения. Есть также проявление мотива достижения.

Лидеры

1. Используют манипуляцию для продвижения деятельности. Пользуются воздействием гордости, страха, неуверенности в себе.

2. Используют прямое внушение и самовнушение, для мотивирования. Редко используют скрытое внушение, для подчинения себе сотрудников.

3. Убеждение используется для утверждения своего плана действий.

4. Саморазвитие происходит вместе с развитием коллектива.

5. Основные мотивы лидера – мотив достижения, мотив развития.

6. Использует соперничество как двигатель прогресса.

Вышесказанное показывает нам общие и отличительные черты руководителя и лидера. Мы можем увидеть общую цель этих двух личностей – развитие своей деятельности. Но все же использование поведенческих стратегий отличается своими подходами к подчиненным и проявлению конкуренции.

 

 

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ 2

В этом разделе мы узнавали и анализировали поведенческие стратегии доминирующей личности. В пример этих личностей использовались образы руководителя и лидера. Также сравнивали два типа поведения у этих личностей, и проходил разбор их мотивов.

В ходе изучения были выяснены основные формы проявления самореализации в коллективе и в жизни. Основой самореализации считается саморазвитие, так как без саморазвития мы никак не сможем проявить себя в обществе. Саморазвитие – это накопление собственного опыта и совершенствование каких-либо знаний и навыков. Также были рассмотрены главные ошибки саморазвития: Саморазвитие (развитие) — путают с познанием, человек делает ставку на что-то одно, отказ от авторитетов, проблема с мотивами.

Важной составляющей при самореализации, является самоорганизация. Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности. Были выявлены и методы эффективной организации, которые помогут повысить темп саморазвития: интенсив как образ жизни, сделать привычкой, тайм-менеджмент.

На эффективность деятельности влияет точное знание мотивов, которых хочет достигнуть личность. В зависимости от мотивов, для эффективности в развития деятельности будут использоваться разные формы поведения.

Одной из важнейших поведенческих стратегий доминирующей личности является метод манипуляции. Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Манипуляцию разделяют на два вида: вербальная и поведенческая. Также она разделяется на воздействия. Различают воздействия страхом, любовью, неуверенностью в себе, жалостью, гордостью.

Проявление стратегии внушения показывает высокий интеллект и харизму внушателя. Внушение - прямое или косвенное коммуникативное (словесное, иногда эмоциональное) вставление в партнера формул, взглядов, позиций и установок помимо его сознательного контроля. Это психологический тип воздействия, он направлен лишь на внедрение нужной информации внушаемому. Методами скрытого внушения можно назвать: внушение через речевые стратегии, внушение с использованием скрытых цитат, внушение через маркирование, создание мыслеформы.

Метод убеждения, в отличие от внушения, действует не на подсознание человека, а пытается достучаться до логики и к разуму. Так же отличается добровольным принятием информации.

Было доказано, что при разных мотивах, но одной цели, доминирующие личности могут использовать различные формы поведения. Стратегии при этом не меняются, но несут совершенно разный характер. Это доказывает, что приведенные выше стратегии, являются типичными поведенческими стратегиями доминирующей личности.

 

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Изучение личности не прекращается и по сей день. Прокладывая свое начало в XIX веке из теорий Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера и других, психология личности продолжала развиваться до нашего времени. Однако основной поток открытий припадает на XIX-XX века. В наше время прогрессирует не изучение, каких либо общих особенностей личности, а изучение отдельных характеристик каждого индивида.

Личность изучается различными отраслями психологической науки. Важный вклад в психологию личности внесли такие дисциплины и направления, как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психология религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихология, исследование сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряд других.

Влияние социального статуса сказывается на поведении личности. Но социальный статус показывает не только изменение в поведении человека, а так же черты характера, которыми обладает личность.

Поведенческие стратегии доминирующей личности разделяются на два вида: стратегии самореализации и стратегии управления. Проявляя высокий уровень самоорганизации, личность, гораздо, быстрее и эффективнее саморазвивается. Саморазвитие в свою очередь сказывается на эффективности самореализации, так как чем больше твой опыт, навыки, знания в деятельности, тем быстрее будет протекать процесс самореализации. Из этого вытекает, что саморазвитие является основой самореализации.

Основой же стратегий управления является манипуляция. Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Манипуляция является одной из самых простых форм поведения управления. В отличие от внушения, манипуляция направлена на воздействие сознания, в то время как внушение на бессознательное. Основными воздействиями манипуляции являются воздействия страхом, любовью, неуверенностью в себе, жалостью, гордостью. Внушение использует в своем арсенале более сложные методики. Внушение - прямое или косвенное коммуникативное (словесное, иногда эмоциональное) вставление в партнера формул, взглядов, позиций и установок помимо его сознательного контроля. Как говорилось выше, оно действует на подсознание человека, в этом и заключается сложность этого метода. Без должных черт характера и подготовки, внушение может быть неудачно.

Убеждение является также влиянием на сознание, а если конкретнее, то на разум человека. В отличие от внушения, применяется исключительно на прямую, и должно лично подтверждаться второй стороной.

При изучении влияния мотивов на характер поведения, был использован наиболее популярный вариант: руководитель и лидер. При сравнении этих двух типов было выявлено, что эти типы обладают одной целью, однако различными формами поведения и применения вышеуказанных стратегий. Из этого вытекает, что цель не является фактором поведения. Наиболее вероятный фактор – это фактор мотивов. Уже отталкиваясь от мотивов, личность проявляет характерные особенности поведения.

Как можно увидеть, все поставленные задачи – были выполнены.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Ребер «Оксфордский толковый словарь по психологии»/ под ред. А.Ребера 2002 - М.: Изд-во Наука. - 2001

2. Аверин В. А. «Психологическая структура личности. Психология личности: Учебное пособие»/ В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Наука, 1999. –

3. Багадирова С. К., Юрина А. А. Материалы к курсу "Психология личности": учебное пособие: в 2-х ч./ - М.: Изд-во Академия, 2001

4. Безрукова В. С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)»/ - М.: Изд-во Феникс. – 2001

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения:Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с

6. В. Н. Дружинин «Большая энциклопедия по психиатрии», 2-е изд. 2012 г

7. В. Н. Дружинин «Психология. Учебник для гуманитарных вузов»/ ред. В. Н. Дружинина, Санкт-Петербург 2001

8. Вал. А. Луков, “Зигмунд Фрейд хроника-хрестоматия”/ Москва, изд. “Флинта” Московский психолого-социальный институт 1999г.

9. Душков Б.А. «Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика»/ - М.: Изд-во Наука. - 2001

10. Ждан А.Н. «История психологии»/ - М.: Изд-во Академия, 2001

11. Зинченко В. М. «Словарь по профориентации и психологической поддержке»/ - М.: Изд-во Наука. - 2001

12. Кашапов М. М. «Теория и практика решения конфликтных ситуаций»/ - М.: Изд-во Феникс. - 2001

13. Кишкель Е.Н. «Управленческая психология»/ Изд-во "Высшая школа", 2002. – 270 с.

14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений»/ — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 8-9.

15. Козлов Н.И. Статья «Эффективные методы самоорганизации»

16. Коновалова М. «Экспериментальная психология: конспект лекций»/ - М.: Изд-во Академия, 2001

17. Ладанов И. Д. «Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки»/ - М.: Корпоративные стратегии, 2004.

18. Людмила Евгеньевна Тарасова «Общая психология: конспект лекций»/ - М.: Изд-во: Высшее образование, 2008 г

19. Максименко С.Д «Общая психология»/ - М.: 2004 - 528 с.

20. Н.И. Козлов, Статья «Внушение»

21. Смелзер Н. С. «Социология»/ — М.: Феникс, 1994.

22. Т. Л. Рыжковская. «Основы психологии и педагогики»/ - Минск.: Изд-во МИУ, 2010. – 120 с.

23. Тойымбетова Д. С. Статья «саморазвитие личности – психолого-педагогический аспект».

24. Шейнов В. П. «Психотехнологии влияния»/ – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. – 448 с

25. Щербатых Ю.В. «Общая психология»/ – СПб.: Питер, 2008.

26. Ярошевский М. Г. «Краткий курс истории психологии: Учебное пособие»/ — М.: Международная педагогическая академия, 1995

27. aboutyourself.ru/psi-lich/arxetipy-po-yungu.html

28. azps.ru/articles/tezis/29lichnost_metod.html

29. bolshe-prodaj.com/nlp/vidy-manipulyacij.html

30. constructorus.ru/psixologiya/chto-takoe-manipulyaciya.html

31. https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php

32. https://avernus.ru/techniki-vnusheniya

33. kak-bog.ru/samorealizaciya-lichnosti

34. psyznaiyka.net/samorazvitie.html

35. sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-karla-yunga

36. vse-temu.org/new-manipulyacii-v-obshhenii.html

37. www.km.ru/referats/67AF40ABEE1045BDA5CB806F8C014275

38. www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie_dvoe_zn__metod_issledovaniya_v_psihologii

39. www.psychology-faq.com/samorazvitie-cheloveka-5-glavnyh-oshibok-i-5-osnovnyh-zakonov

40. www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/988-2010-12-13-13-57-40.html

41. elitarium.ru/liderstvo-rukovoditel-lider-sposobnost-psihologicheskij-klimat-stil-upravlenija

42. grandars.ru/college/psihologiya/delovoe-obshchenie.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...