Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Привлечение средств во вклады и депозиты, МБК

Данный способ привлечения средств наиболее распространен, т.к. имеет довольно простой и отработанный механизм. Он позволяет работать со средствами не только юридических, но и физических лиц, которым для открытия депозитного счета не требуется никаких справок или документов, кроме паспорта. Кроме того, оперируя сроком вклада или депозита, можно значительно снизить размер ФОРа.

Учет данных пассивных операций ведется на сч.410-440 для физических лиц в зависимости от вкладчика (физическое лицо или военнослужащий) и срока вклада, а также сч.410-440 в зависимости от типа вкладчика и срока депозита.

Для открытия депозитного счета юридическому лицу необходима справка из ГНИ и ПФ, а также заключение письменного договора, где оговариваются размер депозита, срок его действия, ставка процента и сроки их начисления. Как и в случае со ссудными счетами, банк обязан в пятидневный срок после открытия депозитного счета уведомить об этом ГНИ и ПФ. Что касается физических лиц, то для внесения вклада необходимо только оформить договор.

Начисление процентов осуществляется в соответствии с условиями договора, исходя из 30 дней в месяце и 360 дней в году, что установлено Письмом ЦБ N 338. В бухгалтерском учете данная проводка должна отражаться следующим образом:

Дт 702 Кт 603 - начисление процентов;

Дт 603 Кт 30102 - выплата процентов юридическим и физическим лицам, кроме того, проценты могут быть присоединены к основной сумме вклада.

Из документов рассматриваются:

- договоры вкладов и депозитов;

- справки из ГНИ и ПФ, представленные юридическими лицами;

- выписки по соответствующим счетам вкладов.

При поверке прежде всего обращают внимание на документальную сторону оформления вкладов и депозитов, отражение в бухучете, а также правильность начисления процентов.

Аудит формирования доходов, расходов и налога на прибыль

 

Особенностью данного этапа является то, что он вбирает в себя результаты всех предыдущих блоков проверки. Кроме того, процесс проверки расчета налога на прибыль фактически совпадает с проверкой правильности формирования финансовых результатов, т.к. правильность расчета налога на прибыль банка зависит в первую очередь от формирования финансовых результатов, т.е. от учета доходов и расходов.

Основными документами, используемыми для расчета налога на прибыль и проверки формирования финансовых результатов в банках, являются Положение N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль" и Положение N 552 "О составе затрат, включаемых в себестоимость..." с последующими изменениями, дополнениями и разъяснениями, где расписаны все доходы и расходы, участвующие в процессе расчета налога на прибыль.

Бухгалтерский учет налога на прибыль должен осуществляться следующим образом:

Дт 703 Кт 603 - начисление налога;

Дт 603 Кт 30102 - перечисление налога в бюджет.

Для проверки формирования доходно-расходной части баланса и правильности расчета налога используются:

- отчеты в ГНИ, где расписаны размер валовой прибыли, льготы, авансовые взносы;

- форма N 2;

- План счетов;

- выписки по субсчетам доходов и расходов (сч.701, 702, 603) за проверяемый период.

В 2004 году имело место отнесение расходов по содержанию службы инкассации на чистую прибыль, хотя они должны быть отнесены на себестоимость, что подтверждается Положением N 490.

 

Налог на имущество

 

Исчисляется данный налог на основании Закона "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 г. и Инструкции ГНС от 08.06.95 г. N 33.

Объектом являются ОС, НМА, запасы и затраты, находящиеся на балансе банка, при этом ОС и НМА берутся по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения берется среднегодовая стоимость имущества банка, определяемая за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) путем сложения 1/2 стоимости имущества на 1 января отчетного года и 1/2 - на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Из документов необходимы выписки по счетам учета ТМЦ и т.д. на квартальные даты; отчет в ГНИ; выписки по сч.702, 603.

В 2004 году ошибок не было обнаружено, но в предыдущем году СибОВК не было учтено счета износа, что завысило размер облагаемой базы по налогу на имущество.

Налог на добавленную стоимость

 

Этот налог имеет много "узких мест" и неоднозначных трактовок, несмотря на то что банки имеют лишь некоторые виды услуг, облагаемых НДС.

Регулирование НДС осуществляется Инструкцией от 11.10.95 г. N 39 и Законом "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 г. N 1992-1.

Подпадают под налогообложение следующие операции:

- выдача поручительств и иных обязательств за третьих лиц (кроме банковских гарантий);

- факторинг, форфейтинг, траст;

- консультационные, информационные, экспертные, брокерские услуги;

- сдача имущества в аренду, в т.ч. лизинг;

- предоставление сейфов для хранения ценностей;

- инкассация.

Объектом НДС являются обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства. НДС при реализации заложенного имущества для банка не актуален, т.к. по сути это будет операция, связанная с торговой деятельностью.

НДС уплачивается ежемесячно. (Критерием являются фактические обороты по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц.)

а) Если среднемесячный платеж от 3 тыс.руб. до 10 тыс.руб., то НДС платится ежемесячно до 20-го числа следующего месяца.

б) Если среднемесячный платеж более 10 тыс.руб., то - 15, 25 и 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сумма НДС в бюджет определяется как разница между суммой налогов, полученных по облагаемым операциям, и суммой НДС, уплаченного предприятиям по товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в состав расходов (имеется в виду стоимость) банка по основной деятельности в часть, приходящейся на облагаемый оборот.

Документами, необходимыми для проверки НДС, являются отчеты в ГНИ, план счетов, выписки по субсчетам доходов на конец месяца (или на конец квартала).

Аудит фонда обязательного резерва

 

Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики ЦБ. Они представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежных мультипликаторов. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии ЦБ на право совершения банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Банки несут ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в ЦБ. При этом обязательства банков перед третьими лицами не являются основанием для освобождения от обязанности депонирования фонда обязательных резервов.

Нормы обязательных резервов:

- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 8,5%;

- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ - 5,5%.

В 2004 году каких-либо ошибок в данных областях (Налог на имущество, ФОР) аудиторской проверкой обнаружено не было.

 

Аудит бухгалтерской отчетности

Завершающим этапом является проверка правильности составления и своевременности предоставления отчетов в ЦБ, а также того, насколько выявленные ошибки искази

Бухгалтерский отчет за 2004 г. СибОВК составлен в следующем виде:

- годовой баланс (форма N 1) по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов;

- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- отчет об использовании прибыли (форма N 3);

- справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма N 5);

- справка об остатках средств на корсчетах;

- объяснительная записка.

В годовом балансе была выявлена неточность: наличие в балансе на 1 января сч.40906 (729), 701 (960), 702 (970), т.к. сч.40906 (729) переносится на сч.202 (031), а счета доходов и расходов закрываются на счет прибыль.

Мнение аудитора об эффективности и качестве деятельности банка в черновом варианте формируется непосредственно по итогам аудиторской проверки и затем корректируется результатами финансового анализа, однако окончательные выводы должны быть сделаны после "ручной" корректировки, т.е. соотнесения "сухих" цифр коэффициентов, нормативов, итогов самой аудиторской проверки и общеэкономической ситуации в экономике, в частности в банковском секторе, а также субъективных, "неэкономических" особенностей банка. Наиболее приемлем вариант, когда внутренние ревизионные службы банка регулярно анализируют деятельность банка, и эти данные эффективно дополнят анализ, проводимый аудитом. Полученные результаты анализа максимально развернуто показываются в отчете о проверке, а полученные выводы о качестве руководства банка, эффективности его деятельности и т.д. должны быть включены в заключение.

Написание отчета и заключения

 

На данном этапе необходимо ориентироваться на Письмо ЦБ от 16.02.96 г. N 239 "О порядке составления заключения по результатам аудиторской проверки, а также составления и представления в ЦБ России публикуемой отчетности кредитных организаций за 1995 г.". В соответствии с требованиями данного Письма аудиторское заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть включает общие сведения:

- об аудиторской фирме (название фирмы, юридический адрес и телефон; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; номер расчетного счета; фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения); об аудиторе, работающем самостоятельно (фамилия, имя, отчество; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; номер расчетного счета; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения);

- о проверяемом клиенте (наименование кредитной организации, ее организационно-правовая форма; номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций, количество филиалов).

2. Аналитическая часть включает следующую информацию:

2.1. Объем работы, выполненной в ходе аудита, а также типы аудиторской проверки (выборочная или сплошная), которые применялись в процессе аудита.

При этом, если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), необходимо указать, какие объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной.

2.2. Описание следующих основных вопросов:

- соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;

- состояние бухгалтерского учета и отчетности, соответствие аналитического учета синтетическому;

- правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности;

- соблюдение установленных ЦБ России обязательных экономических нормативов;

- правомерность формирования уставного, резервного и других фондов;

- законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);

- правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных, операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.);

- состояние кредитно-экономической работы;

- выполнение функций агента валютного контроля;

- своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;

- выполнение предписаний Центрального банка Российской Федерации;

- обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;

- правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

- качество управления кредитной организацией;

- состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита);

- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

3. Итоговая часть содержит следующую информацию:

3.1. Аудит проводился в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации, от 22.12.93 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

3.2. Бухгалтерская отчетность (сводный баланс и отчет о прибылях и убытках) составлена кредитной организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации.

3.3. Распределение ответственности между клиентом и аудиторской фирмой должно быть определено при заключении договора между ними (клиент несет ответственность за достоверность представленных аудиторской фирме данных аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерских форм отчетности; аудиторская фирма несет ответственность за данное заключение о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного ею аудита).

При отсутствии замечаний по представленным для аудиторской проверки формам отчетности аудиторская фирма заверяет своей печатью и подписью каждый лист баланса и отчета о прибылях и убытках кредитной организации, с отметкой о представлении их ранее ГУ ЦБ.

На основе заверенных аудиторской фирмой баланса и отчета о прибылях и убытках (форма N 2) кредитной организацией составляется публикуемая отчетность по утвержденным ЦБ формам, которые также заверяются печатью и подписью аудиторской фирмы с текстом следующего содержания: "Достоверность данного баланса и отчета о прибылях и убытках подтверждена аудиторской фирмой (указать название фирмы, номер и дату выдачи ей лицензии, фамилию, имя, отчество руководителя)".

В случае выявления в ходе аудиторской проверки ошибок ведения бухгалтерского учета, приведших к серьезному искажению баланса и отчета о прибылях и убытках (формы N 1 и 2), представленных в ГУ ЦБ, они подлежат исправлению в отчетности, составляемой в текущем периоде. О характере выявленных ошибок и причинах, их обусловивших, а также о номерах балансовых счетов, по которым вносились исправления с указанием сумм, необходимо сообщить в аудиторском заключении.

С учетом этого аудиторской фирмой высказывается мнение о достоверности данных баланса и отчета о прибылях и убытках, представленных кредитной организацией в ГУ ЦБ. Если аудиторы считают, что эти ошибки повлекли серьезные искажения данных баланса и формы N 2, а также могут привести к нанесению ущерба вкладчикам и государству, данные не подтверждаются и об этом факте сообщается в ГУ ЦБ с указанием причин неподтверждения. При этом публикуемые формы отчетности составляются банками с учетом внесенных в ходе аудиторской проверки исправлений и заверяются печатью и подписью аудиторской фирмы с текстом следующего содержания: "Достоверность данного баланса и (или) отчета о прибылях и убытках подтверждена аудиторской фирмой (указать название фирмы, номер и дату выдачи ей лицензии, фамилию, имя, отчество руководителя) с учетом внесенных в ходе аудиторской проверки исправлений".

По завершении проверки составленное аудиторской фирмой заключение подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом (заместителем руководителя или специалистом фирмы, имеющим квалификационный аттестат ЦБ России на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита), заверяется печатью аудиторской фирмы (дата обязательна).

Аудиторское заключение в обязательном порядке должно быть прошито. На последней странице делается запись "прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью _____ страниц".

При нарушении требований ЦБ к заключению по факту аудиторской проверки могут возникнуть нарекания со стороны Управления лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента банковского надзора, т.к. один экземпляр ГУ ЦБ направляет туда.

Что касается подтверждения достоверности данных баланса и отчетности, то здесь дело не в количестве выявленных ошибок, а в том, насколько полно они уже исправлены, насколько они исказили баланс и форму N 2, привели ли к нанесению ущерба государству или клиентам (или могут его нанести) или нет, носили они систематический или преднамеренный характер. На основании всего этого аудитор формирует свое мнение.

Как уже было сказано, итогом проверки является отчет и заключение, при этом отчет является внутренним документом банка, и в нем целесообразно максимально полно перечислить даже самые незначительные ошибки, а самое главное - рекомендации по исправлению и изменению порядка ведения операций. Это позволит не только избежать ошибок в дальнейшем, но и сделает учет операций в банке более рациональным, систематизированным и удобным для анализа.

Кроме того, целесообразно включать в отчет некоторые показатели активности и эффективности операций банка в динамике в течение проверяемого периода. Это, безусловно, ближе к финансовому анализу, однако в небольшом объеме оптимально дополнит отчет, придав ему более глубокий смысл.

Аудиторские фирмы все глубже проникают в банковскую систему, и это выражается не только в проведении обязательных проверок. Все более внедряются системы сопровождения, т.е. абонементного обслуживания, консультирование, разработки управленческих структур, маркетинговые исследования.

Однако основной сферой деятельности остаются именно проверка достоверности данных бухгалтерской отчетности, что напрямую вытекает из определения аудиторской деятельности. И от того, насколько качественно оказывает услуги аудиторская фирма на данном сегменте рынка, зависит успех ее деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...