Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Историко - философские аспекты смертной казни.




Тема: История смертной казни в России и перспективы ее применения


ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ    3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ. 4

1.1 История смертной казни в России. 7

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ. 16

2.1 Смертная казнь как вид уголовного наказания 16

ГЛАВА. 3 ПРОБЛЕМЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.   21

3.1 Перспектива отмены смертной казни в России в контексте международных правовых стандартов. 21

3.2 Смертная казнь: Мировые тенденции, проблемы и перспективы. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28

 


ВВЕДЕНИЕ

смертная казнь уголовное наказание

Тема смертной казни во все времена она была обречена на особое внимание и не знала границ общественного интереса. Смертная казнь всегда была явлением социальным, которой посвящена обширная философская, историческая, юридическая литература. Смертная казнь - не месть со стороны государства или общества, а наказание, предусмотренное Конституцией страны, нормами международного права и уголовным законом.

Полярность точек зрения, отстаиваемых правоведами и специалистами-практиками, выступает в качестве своеобразного катализатора дискуссий о смертной казни, вследствие чего они отличаются особой остротой, порой выходя за рамки привычного этикета.

Данная тема нашла свое отражение в трудах выдающихся философов, юристов, социологов, во многих статьях и монографиях; остается актуальной она и в наши дни. Вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решен и является дискуссионным.

Объект: Смертная казнь как вид уголовного наказания;

Предмет: Правомерность применения, необходимости и эффективности смертной казни;

Цель курсовой работы: изучение смертной казни в ходе ее исторического развития на примере России.

задачи:

рассмотреть историко - философские аспекты смертной казни;

изучить историю смертной казни в России;

раскрыть смертную казнь как вид уголовного наказания;

показать проблемы смертной казни на современном этапе развития.

При написании работы использованы монографии, учебная литература, статьи из газет и журналов, нормативно-правовые акты из СПС "КП" т.д.


ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

 

Проблема смертной казни имеет глубокие историко-философские корни. Как узаконенный вид наказания она появилась с появлением институтов власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными нормами и правоотношениями.

Что касается древних мыслителей, то их мнения в общем о смертной казни - это философский аспект и религиозное мировоззрение.

И Кант, и Гегель не сомневались в необходимости смертной казни как меры наказания, продиктованной философией права, моральными принципами, христианским вероучением.

Говоря о Гегеле, мы должны ранее всего обратить внимание на его сомнения в отношении так называемого абстрактного равенства между преступлением и наказанием. Доведенное до логического конца, такого рода уравнение приводит к абсурду: за воровство следует наказывать воровством, за грабеж - грабежом. А если глаз за глаз, то как быть в случае, когда виновный и без того кривой? Положение тем более осложнится, справедливо замечает Гегель, "когда психология привлечет к рассмотрению величину чувственных побуждений и связанную с тем слишком большую силу злой воли или, если угодно, слишком слабую силу и свободу воли вообще».

Особых размышлений заслуживает концепция известного немецкого философа А. Фейербаха. Опираясь на Канта с его концепцией уголовного закона как "категорического императива" (нравственного воздаяния), Фейербах идет далее, поскольку его, Фейербаха, "угроза закона" не отличает личность от личности, побуждения от побуждений, страсти от их извращений, т.е. всего того, что мы относим к субъективной стороне преступления. Достаточно вменяемости, остальное второстепенно. Он выдвигал на первый план социальную опасность деяния и, соответственно, требовал тем большей строгости, чем преступление социально опаснее.

Выдающийся итальянский просветитель и гуманист Ч. Беккариа в своем широко известном труде "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.) сформулировал основные этические, уголовно-политические и юридические аргументы против смертной казни, убедительно доказывая на историческом опыте реальную возможность отказа этой меры без каких-либо потрясений, показывая, что излишне суровые наказания лишь ожесточают нравы людей.

Ч. Беккариа исходил из того, что человек сам не властен в собственной жизни, сам не имеет права располагать ею и не может отказаться от нее. Как же он может отчуждать ее другому? Каким образом он может передать обществу право, которого сам не имеет? Следовательно, жизнь человека неприкосновенна: не индивидуум, ни общество не имеют права над нею, поскольку она дается свыше, а не законами и декретами.

Ф.М. Достоевский утверждал, что "...человек непременно должен отвечать за себя". Он должен контролировать свои эмоции, уметь противостоять порыву низменных страстей (таких как зависть, ревность, мщение, корысть и т.д.). Если владеть собой человек не в состоянии, то он как минимум нуждается во внешнем контроле. Если же несдерживаемый внутренне никакой нормой, никакой законностью преступник превращается в кусок "мяса с зубами и желудком, с неутолимой жаждой наигрубейших, самых зверских телесных наслаждений, за удовлетворение которых способен хладнокровнейшим образом убить, зарезать", то такой нравственно-правовой "квазимодо" подлежит безжалостному "выкорчевыванию" из общества.

Практический перелом в отношении к смертной казни наметился с первыми актами ее законодательной отмены, пришедшимися на 60-е годы прошлого века.

С началом модернизации государства и права (конец XVIII - XIX в.) начинает обсуждаться проблема гуманизации наказаний, в том числе и ограничения применения смертной казни. Философы, юристы, политики все настойчивее выступали против членовредительских наказаний, мучительных видов смертной казни и высказывались за некоторое ограничение применения смертной казни или даже ее отмену.

Заметим, что с 1891 г. в русских гражданских судах не было вынесено ни одного смертного приговора. А что касается "столыпинских галстуков", приходившихся на 1905 - 1907 гг., так ведь то была пресловутая военно-полевая юстиция, вызывавшая почти всеобщее отвращение и негодование.

В своей статье "Как буржуазия использует ренегатов" (1919 г.) Ленин, полемизируя с Каутским, вспоминает, что в 1903 г. на II съезде РСДРП и большевики, и меньшевики показали себя сторонниками смертной казни "для эпохи революции". Возвращаясь к вопросу о смертной казни, Ленин со всей присущей ему убежденностью говорил о том, что теперь, после взятия Ростова, т.е. еще до окончания войны, "мы отказались от применения смертной казни и этим показали, что к своей собственной программе мы относимся так, как обещали". Актуальным было и остается ленинское высказывание о том, что уже в ближайшее время применение смертной казни в России станет невозможным.

Русский философ В.С. Соловьев сформулировал нравственный закон для общества: "Принцип человеческого достоинства или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех". Поэтому человек "не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни... для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей". Смертная казнь "отрицает в преступнике человека, лишает его присущего всякому лицу права на существование и нравственное возрождение и делает из него страдательное орудие чужой безопасности".

Солидарную позицию занимают и современные философы права. Как пишет В.А. Бачинин, "государство, посягающее на главное естественное право своих граждан, неизбежно входит в замкнутый круг имморализма и неправа и становится их проводником".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...