Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- учет надземных и корневых остатков;




- учет надземных и корневых остатков;

- учет урожая;

- анализ растительных образцов (определение физических показателей качества зерна и семян; отбор сноповых образцов; определение содержания воды и сухого вещества в растительных образцах; определение химико-технологических показателей);

- исследование водной и ветровой эрозии почвы.

В каждом конкретном полевом опыте планируется проведение ряда главных и второстепенных исследований. Их тематика зависит от направления исследований и специфики опыта.

В опытах с изучением предшественников под различные культуры обязательным является изучение тех условий жизни, которые являются следствием выращивания предшествующей культуры (при изучении предшественников под озимую пшеницу их густота всходов зависит от увлажнения посевного слоя почвы, который в свою очередь зависит от срока уборки предшественника и остаточного количества влаги после него; т. е. необходимо определять влажность почвы при посеве озимых, а также изучение фитосанитарного состояния посевов изучаемых культур с определением засоренности, повреждения вредителями и болезнями). К вспомогательным исследованиям условий жизни растений после разных предшественников – изучение структуры почвы, её плотности, строения пахотного слоя и других показателей.

В опытах с изучением севооборотов обязательно определяется баланс гумуса за ротацию, основные показатели физического состояния пахотного слоя, определение изменений засоренности почвы вегетативными органами размножения и семенами сорняков за ротацию севооборотов различных конструкций и т. д.

В опытах по изучению обработки почвы обязательным является изучение: строения почвы на глубину максимальной обработки; плотности 30 см слоя почвы в динамике за период вегетации культуры; структуры почвы и её стойкости к размыванию; водопроницаемости почвы; динамики влажности корнеобитаемого слоя почвы в период вегетации культуры; анализ качества заделки растительных остатков, удобрений, качества заделки семян; интенсивность выделения СО2, нитрификационную способность почвы и скорость разложения в ней льняного полотна; засоренности посевов и распределения семян сорняков по профилю обрабатываемой почвы; способности почвы противостоять водной и ветровой эрозии и т. д.

 В опытах по изучению сроков посева изучаются процессы роста и формирования урожая, а из условий жизни растений – изучение лишь фитосанитарных условий (динамика засоренности и поражение растений возбудителями болезней и вредителями). Кроме фенологических наблюдений, учетов урожайности и анализа качества полученной продукции, в таких опытах обязательно определяют густоту всходов, основные биометрические показатели роста растений, полегание посевов, изучение развития вторичной корневой системы, в значительной степени зависимой от изучаемого агроприёма.

В опытах с удобрениями обязательно планируют изучение условий питания растений в основные периоды их роста и развития; определяют обеспеченность растений нитратным и аммиачным азотом, подвижными формами фосфора и калия; определение кислотности почвы и интенсивности жизнедеятельности микроорганизмов (разложение льняного полотна); нитрификационную способность почвы; в продолжительных (стационарных) опытах, наряду с изучением основных агрофизических и агрохимических показателей плодородия почвы, изучают изменения гумусированности корнеобитаемого слоя почвы, распределение по профилю основных элементов питания, перемещение нитратов за пределы деятельности корневой системы растений, содержание в почве тяжелых металлов; при изучении системы основного удобрения планируют изучение условий перезимовки озимых культур; засоренности посевов и стойкости против полегания. Кроме учета биометрических показателей роста, урожайности и качества урожая, определяют также содержание нитратов в растениеводческой продукции и последействие удобрений на последующие культуры (с проведением тех же наблюдений и учетов, что и при изучении прямого действия внесенных удобрений).

В опытах по сортоиспытанию, которые можно проводить не только на государственных сортоиспытательных станциях, но и в других научных учреждениях и непосредственно в хозяйствах. При этом обязательно планируют такие исследования:

1. Учет густоты всходов и растений перед уборкой урожая, с учетом густоты продуктивного стеблестоя.

2. Фиксация фенологических фаз развития растений.

3. Определение морозо- и зимостойкости посевов (для озимых культур и многолетних трав).

4. Определение засухоустойчивости посевов (фиксация увядания листьев).

5. Учет динамики роста растений (с подсчетом количества, площади листьев, высоты и массы надземных органов.

6. Анализ выравненности посевов по высоте растений.

7. Определение стойкости растений к поражению болезнями и повреждению вредителями.

8. Определение устойчивости посевов против полегания, растрескивания бобов и стручков, осыпанию и прорастанию зерна в колосе.

9. Анализ одновременности созревания урожая – для зерновых, масличных, семенников свеклы и многолетних трав и т. д.

10. Анализ показателей структуры урожая изучаемых культур: длина колоса, количество в нем колосков и зерен, масса зерна с колоса, высота растений (для колосовых культур) и т. д. для других.

11. Учет урожая основной и побочной (если она используется) продукции.

12. Анализ качества продукции по показателям: масса 1000 зерен; натура зерна или семян, средняя масса корнеплода или клубней; выходом семенного материала и его выравненностью; содержанием белка в зерне всех культур; клейковины в зерне продовольственной пшеницы; сахара в корнеплодах сахарной свеклы; крахмала в клубнях картофеля; масла – в семенах масличных культур; переваримого протеина – в кормовой продукции; лузжистость семян подсолнечника и т. д.

 

Для проведения необходимых в опыте наблюдений, анализов и учетов руководствуются соответствующими методиками, изложенными в практикумах по земледелию, растениеводству, агрохимии, почвоведению, селекции, защите растений, агрометеорологии и др., а также в учебнике по основам научных исследований в агрономии (Мойсейченко В. Ф., Єщенко В. О., 1994; Єщенко В. О. та ін., 2005).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...