Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень римских наместников в иудее




РОБЕРТ ГАНДРИ

 

«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Санкт-Петербург


Предисловие

У

чебник, содержащий обзорный курс по Новому Заве­ту, должен сочетать в себе ознакомление с наиболее выпуклыми особенностями исторического обрамле­ния Нового Завета, техническое введение и комментарий. Но к сожалению, почти все обзорные курсы по Новому Заве­ту страдают неполноценностью комментариев к библейско­му тексту. В результате изучение обзорного курса нередко вытесняет чтение первичного и важнейшего источника — самого текста Нового Завета.

Поскольку многим студентам, только приступающим к изучению предмета, не доводилось читать Новый Завет пла­номерно и досконально, наш обзорный курс поможет им зна­комиться с его текстом в ходе своеобразного диалога. Этот диалог поддерживается комментариями и ссылками на раз­делы Нового Завета, рекомендуемые для чтения. Отслежи­вая ход мысли от раздела к разделу, студенты приобретают ощущение логической последовательности. При таком по­строении курса оказывается возможным переместить хотя бы часть сопроводительных материалов — которые касают­ся истории периода между Заветами, иудаизма и других вопросов и которые кажутся многим студентам избыточно сложными, — из первой части книги в последующие части, где эти материалы непосредственно нужны для разъяснения библейского текста. Такое построение курса хорошо также тем, что позволяет избавиться от удручающе долгих введе­ний, типичных для университетского обзорного курса по Но­вому Завету, помогает студентам лучше понять, каким обра­зом сопроводительные материалы способствуют интерпрета­ции текста, и, самое главное, не дает учебнику заслонить со­бою текст Нового Завета.

Разумеется, такое построение курса требует лаконично­сти при изложении истории периода между Заветами и пери­ода римского господства. Но это немногословие учебника как раз и хорошо для начинающего студента, ведь по край­ней мере общая картина не будет заслонена перечислением малосущественных подробностей семейных распрей Хасмонеев, политических интриг в династии Ирода и прочих по­бочных обстоятельств.

Итак, после необходимых вводных материалов делается разбор четырех Евангелий по отдельности, соответственно их индивидуальным особенностям. Хотя эти книги Нового Завета не были написаны первыми, они рассматриваются в первую очередь, так как их тематика составляет основу для всех остальных книг. Во избежание непоследовательности далее без перерыва начинается изучение Книги Деяний. По­слания Павла, Послание к евреям1, (В западной традиции считается, что оно написано не Павлом. См. в соответ­ствующих разделах. — Прим. перев) соборные послания и Книга Откровение следуют примерно в хронологическом по­рядке (насколько его можно определить), с указанием на их связь с событиями в Книге Деяний. Во всех случаях коммен­тарии к библейскому тексту (дополняющие вводное обсуж­дение) не просто повторяют и резюмируют самоочевидное, но сосредоточивают внимание на том, в чем нелегко разо­браться неподготовленному читателю.

Вводные вопросы, открывающие каждую главу и раздел, служат педагогическим инструментом, который способству­ет предсказуемости изложения, рационально организует внимание студентов и направляет их мышление в нужное русло. Заголовки разделов и подзаголовки на полях для од­ного или нескольких связанных между собой абзацев помо­гают студентам ориентироваться в тексте. В планах-кон­спектах систематизируются библейские материалы. Вопро­сы для дополнительного обсуждения полезны не только для разбора материала, но и для трактовки его применительно к современности. В рекомендациях для дополнительного изу­чения (для факультативного чтения) указаны работы ком­ментаторов и другие стандартные пособия, исторические первоисточники, монографии и сопутствующая литература.

Принципы богословия и критики в данном учебнике - евангелические и ортодоксальные. В обзорном курсе сообра­жения объема и целесообразности не позволяют полностью обосновывать исходные посылки и метод, а также исчерпы­вающе рассматривать противоположные мнения. Тем не ме­нее часто приводятся замечания о существовании иных взглядов; и выражающая их литература нередко указана в списке рекомендуемого чтения. Преподаватели смогут углу­бить знания своих студентов, разбирая с ними эти дополни­тельные материалы. Автор чрезвычайно признателен изда­тельствам «Charles Scribner's Sons» и «Harper & Row» за раз­решение цитировать труды, которые счел нужным упомя­нуть на страницах своей книги. Библейские цитаты даны в переводе автора, который довольно близок к общеприня­тым.

В третьем издании данного учебника произведено обнов­ление библиографии, упорядочение карт и иллюстраций и улучшение стиля английского языка. Кроме того, внесен ряд существенных изменений (важнейшие из них: сокраще­но гармонистическое изложение жизни Иисуса, которое вы­несено в раздел исторических материалов, расширены инди­видуальные обсуждения четырех Евангелий — все это боль­ше соответствует библейскому подходу). Теплый прием, оказанный первым двум изданиям, по-видимому, подразу­мевает нежелательность радикальных изменений. Редакто­ры издательства «Zondervan Publishing House» заслужива­ют самой высокой оценки за улучшения, внесенные в это третье издание.

Роберт Х.Гандри Уэстмонт-колледж Санта-Барбара, Калифорния


 

Введение

Открывая Новый Завет

А

нтология из двадцати семи книг различного объема, Новый Завет, составляет вторую часть Библии, одна­ко по объему в три раза меньше первой ее части, Вет­хого Завета2. 2 «Новый Завет» и «Ветхий Завет» — это христианские, а не иудейские, названия, так как иудеи признают в качестве Писания только Ветхий Завет. В наши дни Ветхий Завет нередко называют «еврейской Библией», поскольку, в отличие от Нового Завета, его подлинник был написан на еврейском языке (за исключением отрывков Езд. 4:8 — 6:18; Дан. 2:4 — 7:28, написанных иа родственном языке, на арамейском) С другой стороны, Ветхий Завет охватывает не­сколько тысячелетий истории, а Новый Завет — только одно столетие. Эти сто лет, первый век по Р. X., представляли со­бой критическую эпоху, когда, согласно христианской вере, началось исполнение мессианских пророчеств, осуществля­емое Богом спасение рода человеческого достигло своей кульминации в пришествии Сына Божиего, Иисуса Христа, и появился новый народ Божий, Церковь — все это на основе нового завета, в котором Бог прощает грехи верующих в Иисуса Христа благодаря Его искупительной смерти и вос­кресению во плоти.

«Новый Завет», в сущности, означает «новый договор», в отличие от «Ветхого Завета», или «прежнего договора», в ко­тором Бог условно прощал грехи благодаря жертвоприноше­ниям. Однако такие жертвоприношения были лишь пред­восхищением истинной жертвы — самопожертвования Хри­ста (Евр. 9:11-14; 10:1-18). Его жертвенной смертью ознаме­новался новый завет, при котором стало возможно полное искупление грехов (1 Кор. 11:25; Евр. 9:15-17).

Традиция приписывает авторство книг Нового Завета, на­писанных на греческом языке примерно в 45 — 95 гг. по Р. X. апостолам Матфею, Иоанну, Павлу, Петру и их помощникам Марку, Луке, Иакову и Иуде, из которых двое последних яв­лялись также братьями Иисуса по плоти. В нашей Библии книги Нового Завета не расположены в хронологическом по­рядке их создания. Например, самыми первыми — не считая, возможно, Послания Иакова — были написаны ранние послания Павла, а не евангелия. И даже тот порядок, в кото­ром приведены послания Павла, не следует хронологии, ведь апостол написал Послание к галатам и 1 и 2 Послания к фессалоникийцам задолго до Послания к римлянам, которое по­мещено первым, так как оно самое длинное; а среди еванге­лий первым, по-видимому, было создано Евангелие от Мар­ка, а не от Матфея.

Порядок размещения книг, таким образом, следует опре­деленной логике и установился в рамках христианской тра­диции. Евангелия помещены в начало, так как они описыва­ют важнейшие события первого пришествия Христа. Еван­гелие от Матфея, соответственно, — самое первое, по причине его объема и тесной связи с непосредственно предшествую­щим ему Ветхим Заветом (Матфей часто цитирует Ветхий Завет и начинает с родословия Иисуса, отсылающего читате­ля назад к Ветхому Завету). После евангелий о первых пло­дах, взращенных жизнью и служением Иисуса, рассказыва­ется в Книге Деяний святых апостолов, в этом волнующем повествовании о возникновении Церкви и ее триумфальном шествии по Палестине и по всей Сирии, Малой Азии, Маке­донии, Греции, вплоть до самого Рима в Италии (с литера­турной точки зрения Книга Деяний следует за Евангелием от Луки в качестве второго тома в двухтомном труде «Еванге­лие от Луки — Деяния»). Так обстоит дело с историческими книгами Нового Завета.

Послания и Книга Откровение (или «Апокалипсис») вы­являют богословское значение предшествующей истории ис­купления и разъясняют, каким в связи с этим должно быть христианское поведение. Среди посланий первыми идут по­слания Павла, расположенные в порядке убывания длины, но сначала в подгруппе его посланий, обращенных к церк­вям, а затем — в подгруппе посланий к отдельным людям. Самое длинное из не принадлежащих Павлу посланий, По­слание к евреям (автор его неизвестен), идет следующим, по­сле чего помещены так называемые соборные послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды3. 3 В Синодальной Библии они находятся перед посланиями Павла. — Прим. перев. И наконец, книга, которая пророчествует о возвращении Христа, Откровение Иоанна, подводит Новый Завет к надлежащей кульминации.

Но для чего изучать такие древние документы, какие со­держатся в Новом Завете? Историческая причина заключа­ется в том, что в Новом Завете мы находим объяснение фено­мена христианства. Культурологическая причина заключа­ется в том, что влияние Нового Завета в западной, а посте­пенно — и во всемирной цивилизации оказывается до такой степени сильным, что уже нельзя считаться образованным человеком, не зная, что сказано в Новом Завете. Богословская причина заключается в том, что Новый Завет состоит из богодухновенных повествований с истолкованиями, касаю­щихся искупительной миссии Иисуса в мире, и представля­ет собой эталон для вероучения и практики Церкви. Религи­озная причина заключается в том, что Святой Дух использу­ет Новый Завет, чтобы помочь христианам установить жи­вые и развивающиеся личные взаимоотношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа. Каждой из причин вполне до­статочно!


Часть I

Политические, культурные и религиозные предпосылки

Политическая история в период между Заветами и в новозаветный период

Греческий период

 


Эллинистические империи

 

 

Конец ветхозаветного периода ознаменовался такими собы­тиями, как ассирийский плен для северного, Израильского царства, затем вавилонский плен для южного, Иудейского царства, и возвращение из плена в Палестину части иудеев при персидском владычестве в шестом и пятом столетиях до Р. X. Четыре века от конца ветхозаветной истории до нача­ла новозаветной и составляют период между Заветами (ино­гда именуемый «четыреста безмолвных лет» в связи с пере­рывом в библейской хронике и молчанием пророков). Во вре­мя этого перерыва Александр Македонский, он же Алек­сандр Великий, стал властелином Ближнего и Среднего Востока, одержав ряд побед над персами при Гранике (334 г. до Р.Х.), при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбеле (331 г. доР.Х.).

Греческая культура, называвшаяся эллинизм, получила Эллинизм некоторое распространение благодаря греческой торговле и греческим колониям, однако завоевания Александра Маке­донского послужили толчком к ее экспансии, более мощной, чем когда-либо прежде. Греческий язык стал lingua franca, то есть международным языком торговли и дипломатии. К новозаветному периоду греческий утвердился в качестве языка улицы даже в Риме, где местные пролетарии разгова­ривали на латыни, но основная масса рабов и свободных го­ворила по-гречески. Александр заложил семьдесят городов, взяв за образец греческое градостроительство. Он и его воины женились на восточных женщинах. Так возникла смесь греческой и восточной культуры.

Когда Александр в 323г. до Р. X. умер в возрасте тридцати трех лет, его ведущие полководцы разделили империю на че­тыре части. Две из этих частей имеют особое значение для новозаветной истории — царство Птолемеев и царство Селевкидов. Средоточием империи Птолемеев был Египет. Столицей ее стала Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи, звались Птолемеи. Клеопатра, скончавшаяся в 30 г. до Р. X., была последней ца­рицей из династии Птолемеев. Империя Селевкидов управ­лялась из Сирии. Ее столицей стала Антиохия. Часть ее пра­вителей носила имя Селевк, некоторые другие — Антиох. Все вместе они именуются Селевкидами. Когда Помпеи в 64 г. до Р. X. сделал Палестину римской провинцией, импе­рия Селевкидов прекратила свое существование.

Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина ста­ла жертвой соперничества между Птолемеями и Селевкида­ми; и те и другие стремились собирать дань с ее обитателей и сделать ее буферной зоной на случай нападения противника. Сначала в Палестине владычествовали Птолемеи, это дли­лось 122 года (320 — 198 гг. до Р. X.). В целом жизнь иудеев в этот период была более-менее терпимой. Древнее предание утверждает, что при Птолемее Филадельфе (285 — 246 гг. до Р. X.) семь­десят два иудейских мудре­ца начали делать греческий перевод еврейского Ветхого Завета, названный Септуагинтой. Сначала перевели Пятикнижие, а затем и ос­тальные части Ветхого За­вета. Перевод осуществлял­ся в Египте, очевидно для иудеев, которые знали гре­ческий язык лучше, чем еврейский; вопреки преданию, выполнен он был, ско­рее всего, египетскими, а не палестинскими евреями. Ведь ряд мест в переводе выдает такое плохое пони­мание еврейского языка, которое свидетельствует, что сами переводчики лучше знали греческий, чем еврей­ский, что вполне естествен­но, если они жили не в Па­лестине, а в Египте. Римское число LXX (семьдесят — это ближайшее круглое число к семидесяти двум) стало распространенным обозначением этого перевода Ветхого Завета.

Селевкиды стремились закрепиться в Палестине, как с помощью военных нашествий, так и с помощью брачных со­юзов, но постоянно терпели неудачу. В конце концов они своего добились, когда Египту был нанесен ряд поражений Антиохом III(198г. до Р. X.). Среди иудеев возникли две пар­тии — «дом Онии» (проегипетский) и «дом Товии» (проси-рийский). Антиох IV, он же Епифан (175 — 163 гг. до Р. X.), заменил иудейского первосвященника Онию III на его брата Иасона, сторонника эллинизации, который стал превращать Иерусалим в греческий город. Был построен гимнасий с прилегающим ристалищем. Здесь, к негодованию набожных иудеев, еврейское юношество в соответствии с греческим обычаем занималось атлетикой в обнаженном виде. Соревно­вания начинались с обращения к языческим богам. Даже иудейские священники присутствовали при этом событии. Такая эллинизация предполагала также посещение гречес­ких театров, ношение греческой одежды, хирургические операции по удалению следов обрезания и смену еврейских имен на греческие. Евреи, противостоящие этим языческим влияниям в своей культуре, назывались хасидим, или хаси­ды, «набожные люди», что примерно эквивалентно нашему термину «пуритане».

Прежде чем начать вторжение в Египет, Антиох Епифан сместил собственного назначенца, первосвященника Иасо­на, заменив его Менелаем, еще одним иудеем эллинистичес­ких взглядов, который посулил Антиоху собирать с его под­данных в Палестине более высокую дань. Менелай, вероят­но, даже не принадлежал к священническому роду. Естест­венно, набожных иудеев возмутило, что их самый высокий религиозный сан, сан первосвященника, продается тому, кто больше даст, особенно в связи с тем, что речь шла о день­гах из их кармана.

Несмотря на первоначальные успехи, попытки Антиоха захватить Египет провалились. Честолюбивый Рим не хотел усиления державы Селевкидов. Поэтому близ Александрии римский посланник очертил вокруг Антиоха круг на земле и сказал, что тот не выйдет из круга, если не поклянется выве­сти свои войска из Египта. Антиох научился уважать рим­ское могущество за те двенадцать лет, что ему довелось в юности провести в Риме в качестве заложника; так что он ус­тупил.

Тем временем ушей бывшего первосвященника Иасона достигло ложное известие о смерти Антиоха в Египте. Иасон сразу же вернулся в Иерусалим из своего убежища в Заиор-данье и при поддержке сторонников отобрал у Менелая власть в городе. Озлобленный Антиох, уязвленный своим дипломатическим поражением от руки римлян, истолковал действия Иасона как мятеж и послал войска для усмирения бунтовщиков и возвращения Менелая в первосвященники. При этом воины разграбили храм и убили многих жителей Иерусалима. Сам же Антиох вернулся в Сирию. Двумя года­ми позже, в 168 г. до Р. X., он послал своего полководца Аполлония с 22 тысячами войска для того, чтобы собрать дань, искоренить иудаизм и насадить язычество в качестве средства для объединения своей империи и для умножения своих богатств. Воины разорили Иерусалим, разрушили до­ма и городские стены и сожгли город. Еврейских мужчин убивали, женщин и детей уводили в рабство. Под угрозой смертной казни запрещено было делать обрезание, соблю­дать день субботний, отмечать еврейские праздники и хра­нить свитки ветхозаветных книг. Множество таких свитков было уничтожено. Языческие жертвоприношения стали обязательными, как и участие в шествиях в честь Диониса (он же Вакх и Бахус), греческого бога виноделия. В храме был воздвигнут алтарь главному богу сирийского пантеона, отождествляемому с Зевсом. Животные, признаваемые по Моисееву закону нечистыми, приносились в жертву на этом алтаре, а в храмовых приделах практиковалась «священная проституция».

Период Маккавеев

 

Сопротивление иудеев вспыхнуло быстро. В селении Модеин (или, по-другому, Модин) присланные от царя Антиоха лю­ди принуждали старейшего священника по имени Маттафия подать пример местным жителям, совершив на их глазах языческое жертвоприношение. Маттафия отказался. Когда какой-то другой иудей вышел и изъявил свое согласие, Мат­тафия убил его, убил царского представителя, разрушил жертвенник и бежал в горы со своими пятью сыновьями и другими сочувствующими. Так в 167 г. до Р. X. началось вос­стание Маккавеев под руководством людей из рода Маттафии. Мы называем этот род Хасмонеи, от имени Хасмона, прапрадеда Маттафии, или Маккавеи, от прозвища «Макка­вей» («молот»), данного Иуде, одному из сыновей Маттафии.

Иуда Маккавей, возглавив восставших, вел чрезвычайно успешную партизанскую войну, пока не оказался в состоя­нии разгромить сирийцев в генеральном сражении. Восста­ние Маккавеев вызвало также гражданскую войну между иудеями, выступающими за и против эллинизации. Эта борьба продолжалась даже после смерти Антиоха Епифана (в 163 г. до Р. X.). В конце концов Маккавеи изгнали сирий­цев из своей цитадели в Иерусалиме, добились религиозной свободы, заново освятили храм и овладели Палестиной.

После того как Иуда Маккавей был убит в сражении (160 г. до Р. X.), его место заняли его братья — Ионафан, а затем Симон. Играя на противоречиях между претендента­ми на престол Селевкидов, они извлекли из ситуации значи­тельные выгоды для иудеев. Ионафан начал отстраивать раз­рушенные стены Иерусалима и его здания. Он также принял сан первосвященника. Симон добился признания иудейской независимости от Димитрия II, претендента на престол Се-левкидов, и обновил договор с Римом, заключенный ранее Иудой. Провозглашенный «великим первосвященником, главнокомандующим и вождем иудеев», Симон официально объединил в своих руках религиозную, военную и граждан­скую власть в иудейском государстве.

Последующая история династии Хасмонеев (142 — 37 гг. до Р. X.) сводится к печальному сюжету внутренних рас­прей, вызванных жаждой власти. Политические устремле­ния и интриги Хасмонеев оттолкнули от них многих из их бывших сторонников, религиозно настроенных хасидов, ко­торые разделились на фарисеев и ессеев. К одной из общин ессеев относятся так называемые «свитки Мертвого моря» из Кумрана. (См. с. 63, 67-68.) Имеющие аристократические взгляды и более политизированные сторонники царей-свя­щенников Хасмонеев составили группировку саддукеев. В конечном счете римский полководец Помпеи завоевал Па­лестину в 63 г. до Р. X. Таким образом, в новозаветный пери­од Палестина была подчинена Риму.

Римский период

 

К VIII веку до Р. X. относится основание Рима, а к V веку до Р. X. — становление в Риме республиканской формы правления. Два столетия войн с соперничающим североафрикан­ским городом Карфагеном закончились победой Рима (146 г. до Р. X.). Завоевания Помпея в восточной части Средиземно­морского бассейна и Юлия Цезаря в Галлии (приблизительно соответствующей современной Франции) расширили римские владения. После убийства Юлия Цезаря в римском сенате Октавиан, позднее принявший имя Август, раз­громил своего противника Антония и египетскую царицу Клеопатру в морском сражении при мысе Актий в Греции (31 г. до Р. X.) и стал первым римским императором. Так римляне перешли от эпохи завоеваний к эпохе мира, извест­ной под названием Pax Romana4. (4 Pax Romana (лат.) — «Римский мир»; по метонимии означает также мир­ные договоры покоренных народов с римлянами и соответствующие территории. — Прим. перев). Провинция Иудея наруша­ла этот мир мятежами, которые римляне жестоко подавляли в 70 г. и 135 г. по Р. X. Тем не менее преобладающие в Рим­ской империи политическое единство и стабильность способ­ствовали распространению христианства после его возник­новения.

Август разработал систему управления провинциями, предназначенную для того, чтобы проконсулы не могли са­мовластно распоряжаться на завоеванных Римом террито­риях. Существовали два вида провинций — сенатские и им­перские. Проконсулы были ответственны перед римским се­натом, который ставил их во главе сенатских провинций, как правило, на срок всего лишь в один год. В дополнение к проконсулу император назначал прокуратора, занимавшего ся обычно финансовы­ми делами. Пропре­торы управляли им­перскими провинция­ми. Назначаемые так­же императором, они несли ответственность перед ним; в своей гра­жданской и военной власти опирались на размещенные в провин­ции войска.

К новозаветной ис­тории в различные ее моменты имели непо­средственное отноше­ние следующие рим­ские императоры, ко­торые, однако, не ис­черпывают перечень императоров даже для первого столетия.

 

Август (27 г. до Р.Х. — 14 г. по Р. X.), в правле­ние которого ро­дился Иисус, была проведена перепись во время Его рождения, и нача­лось обожествление императоров.

Тиберий (14 — 37 гг. по Р. X.), к годам правления которого относятся общественное служение и смерть Иисуса.

Калигула (37 — 41 гг. по Р. X.), который потребовал по­клоняться себе как богу и приказал поставить свою ста­тую в Иерусалимском храме, но умер прежде, чем при­каз был выполнен.

Клавдий (41 — 54 гг. по Р. X.), в связи с гражданскими беспорядками изгнавший живущих в Риме иудеев, в том числе Акилу и Прискиллу (Деян. 18:2).

Нерон (54 — 68 гг. по Р. X.), который преследовал хри­стиан, возможно только в Риме, и при котором приня­ли мученическую смерть Петр и Павел.

Веспасиан (69 — 79 гг. по Р. X.), будучи полководцем, начал разгром иудейского восстания, вернувшись в Рим, стал императором, поручил завершить военные действия своему сыну Титу, войска которого разрушили Иерусалим.­

Домициан (81 — 96 гг. до Р. X.), чьи гонения на Цер­ковь, вероятно, стали причиной создания Книги Откро­вение, написанной для поддержки преследуемых хри­стиан.

 

Римляне позволяли править в Палестине местным вассальным царькам. Одним из них был Ирод Великий, кото­рый царствовал в стране при римлянах (37 — 4 гг. до Р. X.). Его отец Антипатр, добившийся положения и власти с одоб­рения римлян, заложил основу для его военных и политиче­ских успехов. Римский сенат благосклонно отнесся к воца­рению Ирода, но тому пришлось покорять Палестину силой оружия. Так как Ирод происходил из Идумеи (Едома), иудеи его не признавали5. (5 Идумеи, они же «Едом», произошли от Исава, старшего брата и соперника Иакова; Иаков, он же Израиль, — предок иудеев, отец двенадцати сыновей, от которых произошли и получили свои наименования двенадцать колен израильских.) Коварный, подозрительный и жестокий, Ирод убил двух своих жен и по меньшей мере троих из своих сыновей. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод истребил в Вифлееме младенцев вскоре после того, как там родился Иисус. Август однажды сказал, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном (игра слов, основанная на созвучии греческих слов hus, «свинья», и huios, «сын»).

Но Ирод также проявил себя компетентным правителем и тонким политиком, который сумел уцелеть во время борьбы за власть в высших эшелонах римского государства. Напри­мер, он своевременно переметнулся из стана сторонников Марка Антония и Клеопатры в стан сторонников Августа и ухитрился убедить последнего в своей искренности. Тайная полиция, комендантский час и высокие налоги, но при этом бесплатная раздача зерна во время голода и одежды во время других бедствий — вот чем характеризуется правление Иро­да. Среди многих его строительных проектов наибольшим благом для иудеев стала перестройка Иерусалимского хра­ма. Это было не следствием набожности Ирода (он не придер­живался иудейской веры), а попыткой снискать расположе­ние своих подданных. Храм, украшенный белым мрамором, золотом и драгоценными камнями, благодаря своему вели­колепию вошел в пословицу: «Кто не видел храм Ирода, еще не видел красоты». Ирод Великий умер от рака кишечника и водянки в 4 г. до Р. X. Он отдал приказ умертвить после своей смерти множество видных иудейских сановников, чтобы, раз уж не будет скорби по поводу его смерти, по крайней мере была бы скорбь после его смерти. Но приказ этот был похоро­нен вместе с ним.

 

Лишенные честолюбия и способностей своего отца, сыно­вья Ирода правили мелкими частями Палестины. Архелай стал этнархом Иудеи, Самарии и Идумеи; Ирод Филипп — тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Гавланитиды, Авранити-ды и Ватанеи; а Ирод Антипа — тетрархом Галилеи и Переи.

Иоанн Креститель обличал Антипу за то, что тот развелся со своей женой, чтобы соединиться с Ироди-адой, женой своего единокровного брата. Когда мстительная Иродиада научила свою исполнившую танец дочь потребо­вать в награду голову Иоанна Крестителя, Антипа уступил этой жуткой просьбе (Мк. 6:17-29; Мф. 14:3-12). Иисус на­зывал Антипу «этой лисицей» (Лк. 13:32), а позднее был приведен к нему на суд (Лк. 23:7-12). Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, убил апостола Иакова, сына Зеведеева, и заключил в темницу Петра (Деян. 12). Ирод Агриппа II, пра­правнук Ирода Великого, выслушал защитительную речь Павла (Деян. 25 — 26).

Злоупотребления Архелая в Иудее, Самарии и Идумее по­влекли за собой решение Августа о его отставке и ссылке (6 г. по Р. X.). Согласно отрывку Мф. 2:21-23, из-за этих же бес­чинств Архелая Иосиф, вернувшись с Марией и Иисусом из Египта, предпочел поселиться в Назарете Галилейском. За исключением коротких промежутков бывшими владениями Архелая управляли римские наместники. Один из таких правителей, Понтий Пилат, председательствовал на суде над Иисусом. Правители Феликс и Фест рассматривали дело по обвинению Павла (Деян. 23 — 26). А изъятие Флором храмо­вых сокровищ вызвало иудейское восстание 66 — 74 гг. по Р. X., критической точкой которого стало разрушение Иеру­салима и храма в 70 г. по Р. X. Завершающие действия по за­чистке территории продолжались вплоть до захвата Маса-ды, крепости на западном побережье Мертвого моря, где по­следние повстанцы с семьями, общим числом более девяти­сот человек, совершили массовое самоубийство перед тем, как римляне ворвались в крепость. Потери иудеев при раз­рушении Иерусалима были даже более значительными. Как Иерусалим, так и Масада подвергались длительной осаде. Однако, за исключением этих событий и несмотря на засилье римлян и династии Ирода, в повседневной жизни большин­ство вопросов местного значения решались иудейскими свя­щенниками и иудейскими судами.

Поклонение в храме и храмовые жертвоприношения пре­кратились при разрушении Иерусалима в 70 г. по Р. X. В ка­честве замены иудейские равви основали школу в городе Иамния (или Явния) на Средиземноморском побережье, спе­циально для того, чтобы заняться более полным толковани­ем Торы. Такая неустойчивая ситуация сохранялась в Пале­стине до тех пор, пока император Адриан не построил храм римского бога Юпитера на том месте, где стоял иудейский храм. Кроме этого, он запретил обряд обрезания. Иудеи сно­ва восстали, на этот раз под предводительством Бар-Кохбы, которого многие из них почитали в качестве Мессии (132 г. по Р. X.). Римляне подавили этот мятеж в 135 г. по Р. X., от­строили Иерусалим по образцу римских городов и запретили иудеям входить в него. Так еврейское государство прекрати­ло существование вплоть до своего возрождения в 1948 г.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РИМСКИХ НАМЕСТНИКОВ В ИУДЕЕ

От изгнания Архелая в 6 г. по Р. X. до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X.

(Имена тех, кто упомянут в Новом Завете, набраны заглавными буквами.)

  Колоний
  Марк Амбивий
  Анний Руф
  Валерий Грат
  ПОНТИЙ ПИЛАТ
  Марцелл
  Марилл (Ирод Агриппа I правил в качестве царя Иудеи и всей Палестины в 41 — 44 гг. поР.Х.)
  Куспий Фад
  Тиберий Александр
  Вентидий Куман
  Марк Антоний ФЕЛИКС
  Порций ФЕСТ
  Альбин
  Гессий Флор

 




 

Светский фон Нового Завета


Иудейское население

Считается, что в новозаветный период в Римской империи проживало свыше четырех миллионов иудеев, то есть до се­ми процентов от всего ее населения. Но едва ли семьсот ты­сяч из этих иудеев могли назвать Палестину своей родиной. В египетской Александрии жило больше иудеев, чем в Иеру­салиме; и в Сирии — больше, чем в Палестине. Даже в неко­торых областях Палестины (в Галилее, где рос Иисус, и в Де-сятиградии) язычников было больше, чем иудеев.

Языки

Латынь представляла собой официальный язык Римской империи, однако была более употребительна на Западе. На Востоке преобладал греческий язык. Кроме греческого, в Па­лестине говорили на арамейском и еврейском; таким обра­зом, Иисус и первые ученики знали, вероятно, по три языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...