Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 60. Основные направления методического обеспечения библиотечной деятельности




Научно-методическая работа – это деятельность по выявлению и разработке наиболее эффективных методов, приемов и форм библиотечного труда, укоренение их в практику с целью повышения уровня работы библиотек. Научно-методическую работу выполняют органы управления библиотечным делом и научно-методические центры. Научно-методический центр – это библиотека, осуществляющая научно-методическую работу. Функции научно-методических центров осуществляют соответствующие республиканские, областные, центральные районные и центральные городские библиотеки. Координатором деятельности научно-методических центров является НББ.

Направления методической деятельности:

I. Аналитическое – это анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом; основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки (сети) в целях определения уровня работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование. Объекты методического мониторинга: динамика показателей работы библиотеки, движение библиотечных кадров, библиотечные новшества, документальный поток по библиотечному делу. Источники получения сведений о работе библиотеки: библиотечная документация (отчетная, плановая, информационная и др.), материалы совещаний, конференций, семинаров библиотекарей, публикации в местной периодической печати и обследования.

Обследование – основной метод, позволяющий получать и анализировать сведения; сопровождается оказанием коллективу библиотеки консультационной и практической помощи, проводится с согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования могут быть фронтальными (изучается работа библиотеки по всем участкам ее деятельности) и тематическими (исследуется определенное направление). Обследованию предшествует тщательная подготовка (составляется план обследования, в нем намечаются вопросы обследования, объекты, сроки проведения и методы). Методы обследования: метод непосредственного наблюдения, изучение документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, их анкетный опрос. Собранный материал анализируется и оценивается, на этой основе делаются соответствующие выводы и конкретные рекомендации, которые отражаются в справке. Данные, полученные в ходе методического мониторинга, собираются и хранятся.

Анализ библиотечной практики – это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются методы количественного анализа (методы, выработанные библиотечной статистикой) и методы качественного анализа (структурно-функциональный анализ, анализ по аналогии, причинно-следственный анализ). Итоги аналитической деятельности: статистические сводки, диаграммы, графики, текстовые отчеты и обзоры деятельности библиотек.

 

II. Консультационно-методическое направление. Его цель – оказание консультационной и практической помощи. Консультации могут быть: устными или письменными, групповыми или индивидуальными, по инициативе самих библиотекарей или по инициативе методического центра (принцип активности). Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических изданий.

Основные виды методических изданий:

Практические руководства – дают советы по различным участкам библиотечной деятельности, ориентированы в основном на библиотекарей со специальным библиотечным образованием.

Методические письма – это консультации по конкретным вопросам, недостаточно освещенным в специальной литературе.

Методические разработки – это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ (организация выставок, проведение массовых мероприятий и т. д.).

Инструктивно-методические – дают консультацию по применению на практике регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм…).

III. Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей - включает рад направлений:

Специальные заведения по подготовке и переподготовке (библиотечные факультеты вузов, техникумы; институты, факультеты и курсы повышения квалификации);

Формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения библиотечной деятельности (научно-практические конференции, школы молодого библиотекаря, семинары, деловые игры, стажировки, практикумы и др.). Требования к повышению квалификации: полный охват, дифференцированный подход, систематичность и последовательность.

Самообразование библиотекарей.

IV. Инновационное направление. Инновационная деятельность – направление, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств. Новшество - это новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы работы, способствующие ее совершенствованию. Источники новшеств: библиотечная практика, рационализаторские предложения, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии. Нововведение (инновация) – это процесс ввода новшества в практику. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования называют жизненным циклом инновации, который рассматривается как инновационный процесс.

Этапы инновационного процесса:

а). Изучение библиотечной практики;

б). Поиск новшества (в книгах, статьях, Интернете, в материалах конференций, семинаров, отчетах о НИР, депонированных рукописях…);

в). Оценка новшества. Критерии оценки: преимущества, степень доступности, соответствие условиям работы.

г). Отбор новшеств;

д). Испытание новшества (экспериментальная проверка);

е). Распространение новшества и освоение нововведения в библиотеке.

Задача методической работы не только в использовании достижений библиотечной практики, но и в создании новшеств.

Управление нововведениями – это комплексный процесс целенаправленного воздействия на внедрение, распространение и освоение новшеств, полученных в результате научно-исследовательской, методической, рационализаторской, практической деятельности библиотек.

Особым направлением методической работы библиотек является маркетинговая деятельность (маркетинговые исследования, разработка бизнес-планов, продвижение библиотечной продукции и услуг, установление и поддержание связей с общественностью и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...