Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое речевое поведение?

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), с одной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной)   группе, данной семье.

Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение.

Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т.д. Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствии и с общими социальными признаками) только определенным лицам.

Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность и составная часть его социального поведения.

Признак возраста делит общество в целом на детей, молодежь, среднее и старшее поколение (конечно, с переходными зонами). Детская речь прекрасно описана К. Чуковским в его книге «От двух до пяти»; речь детей изучают психологи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.

В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым.

В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник – подчиненный, воспитатель – воспитанник, учитель – ученик, родитель – ребенок.

Безграничное множество текстов рождается из ограниченного количества строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные: мы можем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме диалога (полилога) или монолога, с помощью или без помощи опосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведующего, коллеги, подчиненного, будучи при этом человеком определенного пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так до бесконечности. Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит.

Ваш ребенок воспитан?

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.

Мы хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:

1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.

2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать не неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.

5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.

6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.

7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно.

8. Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

 

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...