Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационная структура комитета и службы кадастра.




ГОРОДСКОЙ КАДАСТР

 

Утверждено редакционно-издательской коллегией академии

в качестве учебного пособия

 

Рецензенты:

Начальник отдела кадастра Комитета по земельным ресурсам и землеустройству

И.А. Гончаров

Кандидат технических наук,

профессор Института кадастра и геоинформационных систем СГГА

В.Ф. Ловягин

 

Городской кадастр: Учебное пособие / И.В. Лесных, В.Б. Жарников, В.Н. Клюшниченко, С.Н. Ушаков. Новосибирск: СГГА. Институт кадастра и геоинформационных систем, 2000.- 120 с.

 

Коллектив авторов: И.В. Лесных, профессор; В.Б. Жарников,

профессор; В.Н. Клюшниченко, доцент; С.Н. Ушаков, доцент.

Общая редакция выполнена профессором Е.И. Авруневым.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией академии.

 

В учебном пособии изложены разделы, касающиеся понятия

"Городской кадастр" его и назначения;

материалов, подготавливаемых службой кадастра;

общих принципов осуществления своих функций службами кадастра.

Приведены также сведения о передовых технологиях в области кадастра,

порядок применения ГИС для формирования графической и

семантической информации.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению "Землеустройство и земельный кадастр"

Содержание

 

 

Введение.

1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАДАСТРА

1.1 Понятие кадастра, его назначение и область применения.

1.2 О термине "городской кадастр"

1.3 Организационная структура комитета и службы кадастра.

Функции службы кадастра.

1.4 Роль кадастра в современных условиях развития общества.

1.5 Понятие объектов недвижимости.

1.6 Понятие и назначение классификации и кодирования объектов.

Характеристика иерархической и фасетной систем классификации и кодирования.

Область их применения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО КАДАСТРА

2.1 Особенности городского кадастра.

2.2 Характеристика городских земель и их классификация.

2.3 Характеристика градостроительной деятельности.

Сущность зонирования городских территорий.

2.4 Понятие земельного участка в городской черте.

2.5 Организационное обеспечение работ по созданию кадастра.

2.6 Информационное обеспечение местных органов власти на основе городского кадастра.

 

Введение

Рациональное использование земельных ресурсов возможно лишь при наличии соответствующим образом представленной информации. Причем эта информация, характеризующая территорию населенных пунктов в пространственном, правовом и экономическом отношении, должна быть подготовлена по запросу потребителей в оперативном порядке. В традиционном варианте эту задачу, вследствие значительных объемов, решить не удается. Поэтому нужны средства автоматизации обработки, хранения и выдачи информации, сосредотачиваемой, главным образом, в различных источниках. Вследствие этого для многих потребителей она остается недоступной. При этом отсутствуют какие-либо стимулы, обеспечивающие накопление и обмен необходимой информацией между организациями в условиях рациональной ее децентрализации. Такое положение, как показывает практика, существенным образом снижает оперативность и качество информации. Это в современных условиях хозяйствования не устраивает проектные, строительные и эксплуатирующие организации. Кроме этого, новые условия хозяйствования требуют учета и регистрации земельных участков в целях налогообложения и рационального использования. Многообpазие решаемых на территории крупных населенных пунктов задач привело к необходимости объединения реально существующих самостоятельных разделов кадастра в единую систему. Таким образом возник термин " городской кадастр ", получивший в дальнейшем более широкое название - " кадастр населенных пунктов " (КНП), включающий в себя все населенные пункты, в том числе и города. В предлагаемой работе дается понятие кадастра, сформулированы требования, предъявляемые к материалам кадастра, изложен порядок оформления кадастровых планов, приведены правила классификации и кодирования объектов кадастра. Данная тема затрагивает ряд крупных проблем, например таких, как экономическая оценка недвижимости.

Авторы отдают себе отчет в том, что невозможно уместить в одно издание решение всех имеющихся проблем. В связи с этим здесь приводятся только те из них, которые, по-нашему мнению, требуют пояснений

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАДАСТРА


1.1 Понятие кадастра, его назначение и область применения

Земля для общества является одним из основных элементов национального богатства. Поэтому ее рациональное использование существенно влияет на экономику страны. Строительство новых и расширение ранее созданных населенных пунктов происходит, как правило, за счет привлечения новых земель, в том числе сельскохозяйственного назначения.

Рациональное использование земли является многогранной проблемой, затрагивающей все стороны развития городского хозяйства. Требуется тщательное изучение земельных ресурсов, всесторонняя информация о количестве, составе, местоположении, качестве, характере современного и возможного перспективного использования земель, включая земли населенных пунктов. Такую информацию формирует городской кадастр или кадастр застроенных территорий (кадастр населенных пунктов), материалы которого широко применяются при решении вопросов, связанных с использованием земель населенных пунктов.

Городской кадастр (кадастр населенных пунктов) является составной частью государственного кадастра страны и представляет собой систему государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, количественного и качественного учета земель, их экономической оценки в целях рационального использования территорий.

Исходя из того, что земля выступает пространственным операционным базисом для населенных пунктов, первоочередное значение приобретают характеристики земель, отвечающие строительным требованиям, а именно - геологическое строение, уклон местности, глубина залегания грунтовых вод, наличие инженерных сетей, характеристика существующих строений и другие.

Кроме того, одной из главных задач земельного фонда населенных пунктов является удовлетворение жилищно-бытовых, культурных, производительных и других потребностей населения. Таким образом, объект изучения - земельный фонд населенных пунктов - имеет отличительные черты, которые следует учитывать при организации земельного кадастра на этих территориях.

Городской кадастр (ГК) создается как единая многоуровневая информационная система, включающая: земельные кадастры административных районов и городов; земельные кадастры муниципальных образований.

Кадастры всех уровней ведутся по единой системе, устанавливаемой законодательством Российской Федерации и законами местного самоуправления.

Территории, обслуживаемые кадастрами, совпадают, как правило, с территориями соответствующих административных или муниципальных образований.

Правила взаимодействия Государственного земельного кадастра федерального уровня и уровня города как субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством.

Городской кадастр ведется на принципах достоверности, полноты, юридической значимости и актуальности сведений об объектах кадастрового учета.

Сведения, представляемые в городской кадастр, являются собственностью Российской Федерации или административных (муниципальных) образований.

Эти сведения передаются в службу городского кадастра органами государственной власти и местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами при установлении (или изменении) правового статуса объекта недвижимости или его физических характеристик.

 

Программа создания рынка недвижимости ставит проблему организации надежной, открытой системы кадастра, которая будет заниматься сделками

с недвижимостью, четко определяя тип сделки и права на недвижимость юридических и физических лиц.

 

Для оптимальной деятельности земельного рынка необходима идентификация прав собственности и границ участков с указанием границ, площадей и наложенных ограничений на каждое землевладение или землепользование.

Четкая формулировка прав собственности является непременным условием при залоге земли.

Во всем мире системы городского кадастра являются открытыми.

Это принципиально важно для контроля со стороны общественности за рынком недвижимости.

 

Существуют три основных типа кадастров:

 

- правовой (запись прав на недвижимость);

- фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи);

- многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование).

 

Выделяются следующие этапы создания фискального кадастра:

 

- картографирование и идентификация всех объектов недвижимости;

- классификация объектов недвижимости;

- анализ рыночных данных;

- оценка объектов недвижимости;

- определение собственников и налогоплательщиков;

- подготовка оценочных ведомостей;

- рассылка деклараций и сбор налогов;

- установление процедур обжалования.

Правовой и фискальный кадастр в России создаются одновременно. Более того, часть средств (в пределах 10%) от земельных платежей используется для развития кадастра.

Создание многоцелевого кадастра или земельной информационной системы (ЗИС) связано со многими трудностями, поскольку отдельные разделы информации уже сложились и находятся в ведении различных государственных структур. Необходимы рычаги, стимулирующие сосредоточение информации в едином центре.

Основными особенностями развития кадастра России являются:

- потребность в формировании земельно-имущественного кадастра, обусловленная революционными изменениями в отношении прав собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;

- возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства. В связи с этим целесообразно развитие кадастровых систем, отвечающих требованиям времени и открытых для будущего прогресса;

- необходимость замены централизованно принимаемых решений на системы, получаемые поддержку местных органов власти;

- потребность в программно-техническом обеспечении, основанная на анализе баланса ресурсов и затрат, необходимых для создания системы и обслуживания потребителей;

- установление стандартов, формирование терминологии, форматов и структуры данных, а также классификаторов.

Права собственности имеют два взаимосвязанных аспекта: юридический и технический.

Юридическая защита гарантируется действующим законодательством, системой регистрации, а также в судах.

Кадастр обеспечивает также технический уровень защищенности прав, поэтому земельно-имущественный кадастр можно определить как техническую инфраструктуру института прав собственности на недвижимость.

О термине "городской кадастр"

Изначальное толкование термина "кадастр" не было связано с определенной территорией. Он отражал лишь суть данного понятия, например: опись, запись, реестр и так далее. Все действия были связаны с землей, конкретным участком, поэтому появилось название "земельный кадастр".

Со временем в некоторых странах Запада из земельного кадастра начали выделяться отдельные подсистемы: инженерные сооружения, кадастр транспортных коммуникаций, кадастр застроенных территорий и так далее. Такое разграничение обусловлено явной информативной перегруженностью земельного кадастра. Однако это не означает независимость появляющихся систем от его изначального понятия. Напротив, вполне очевидно, что информация не имеет смысла, если она не "привязана" к конкретной территории. Таким образом, любая подсистема отражает специфическую информацию, привязанную к конкретной территории и включающую определенную тему.

В настоящее время продолжаются дискуссии о терминах "городской кадастр", "городской земельный кадастр", "кадастр застроенных территорий", "кадастр населенных пунктов" и так далее.

По мнению авторов, точное разделение сфер влияния отражают названия: "кадастр застроенных территорий" и "кадастр незастроенных территорий".

Во втором случае речь идет о землях сельскохозяйственного назначения, а в первом - о городском кадастре. Таким образом, кадастр застроенных территорий (городской кадастр) отражает специфику формирования графических и семантических материалов на застроенной территории.

Методические основы формирования материалов одинаковы как для крупного города, так и для небольшого населенного пункта. Различие заключается лишь в том, что во втором случае отпадает необходимость в выделении отдельных элементов структуризации (например, массив, район, микрорайон). В данной работе речь идет о кадастре, подготавливаемом на застроенных территориях, то есть о городском кадастре.

Авторы отдают себе отчет в том, что время может скорректировать эти понятия, однако на данный момент эта формулировка является корректной.

 

Организационная структура комитета и службы кадастра.

Функции службы кадастра

 

В целях совершенствования процесса распределения земельных участков между землевладельцами и землепользователями, а также учета земель различного качества, производства восстановительных процессов некоторых категорий земель в каждом субъекте федерации созданы Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (Комземы). В своей деятельности они подчиняются Роскомзему и имеют в подчинении Комитеты крупных населенных пунктов и административных районов.

Организационная структура Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации представлена на рис. 1.1.

Основными задачами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта федерации являются: проведение инвентаризационных работ на подведомственных территориях; отвод и закрепление вновь выделяемых земельных участков за землепользователями; оформление документов на право пользования землей.

В процессе своей деятельности Комитеты выявляют соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю; определяют соответствие между фактическим режимом использования земли и ее целевым назначением; осуществляют отводы границ земельных участков и оформление материалов отвода; согласовывают границы земельных участков с Комитетом архитектуры и градостроительства, а также членами градостроительной комиссии; подготавливают договор на производство инвентаризационных работ и оформление справки на владение земельным участком.

При инвентаризации уточняется местоположение участка, его площадь, качественное состояние земель, назначение участка, характеристики соседних землепользований.

 

 

 

Рис. 1.1. Организационная структура Комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ

 

Служба кадастра, как было сказано выше, структурно входит в территориальные Комитеты краев, областей, населенных пунктов, муниципальных образований.

Ее размеры рассчитываются с учетом конкретных условий.

 

В задачи службы кадастра входит регистрация правовых актов на землю, обеспечение кадастровой информацией потребителей, организация отчетности по вопросам состояния и использования земельных ресурсов, а также сбор и подготовка сведений для ввода в базу данных и ведение архива данных.

При выполнении возложенных на нее обязанностей служба кадастра осуществляет регистрацию прав в Поземельной книге (Регистрат); формирование документов, удостоверяющих право владения, пользования и собственности на землю; выдает по запросам заказчиков земельно-кадастровые сведения; обеспечивает органы государственного и муниципального управления информацией, необходимой для планирования использования и охраны земель; осуществляет государственный контроль проведения землеустроительных работ; организует учет земель по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям.

Численность структурных подразделений службы кадастра зависит от размера обслуживаемой территории, количества землепользователей, землевладельцев, размера отдельных землепользований, интенсивности перераспределения земель и пр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...