Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Одна из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачева. В ней в форме писем к друзьям он дает мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.

 

 

Тема Содержание
О смысле (цели) жизни Если есть у человека великая цель, она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.
О дружбе Подлинные друзья приобретаются в молодости. Ведь молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и беречь друзей, ибо дружба очень помогает и в горе и в радости, Берегите молодость до глубокой старости.
О лени, трудолюбии Нет несчастнее ленивого человека, вечно избегающего труда, усилий. Если ты привыкнешь к работе, то работа всегда будет доставлять тебе радость.
О доброте, о счастье В чем самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все больший круг вопросов.
О патриотизме и национа лизме Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
О любви Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Нужно уметь замечать недостатки в любимом человеке и помогать бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. И не должна быть любовь слепой. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму. Слепой восторг перед Италией – к фашизму.
О мудрости и хитрости Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других. И прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье.
О верности Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом; верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и узком смысле этого понятия; верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
О жизни Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Нужно хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, Сю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не принимает жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. А жизнь бесконечно глубока.
О терпимости, об отноше нии к людям Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее обогащает человека духовно.
О красоте Заметить красоту в природе, в городе, в человеке сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек.
О достоинстве Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь извиняться, признавать свои ошибки.
Об обмане, лжи, вранье Обманывая, человек прежде всего обманывает себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду.
О созидании и творчестве Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая. Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы творить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, то есть ауру добра.. творчество беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.
О памяти, исторической памяти Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.
О цели и самооценке Когда человек выбирает себе в жизни цель, он невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.
О заботе Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одной страны. С самого рождения человек окружен заботой. И в нем чувство заботы появляется очень рано. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
О сострадании Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
О недостатках Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет в себе самое хорошее – доброту.
О поведении В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, уважайте людей, которые вас окружают. Не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны. Будьте правдивы. Не будьте смешны! Простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».
Об обидчивости Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. Обижаться нужно только тогда, когда вас намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость обижаться не надо. Напротив, проявите к этому человеку особую внимательность. Это будет красиво и благородно. Старайтесь сами никого не обижать.
О чести и совести Между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходжит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Речь идет о так называемой «чести мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.
О карьеризме Человек с первого своего дня развивается, он устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Главным для человека становится устройство себя в выгодном положении. Подлинное содержание цели в жизни утрачено. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.
Об интеллигентности Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах как для окружающих, так и для самого человека. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, в терпимом отношении к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать.
О воспитанности Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.
О зависти Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от чувства зависти, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. И вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит не нашли себя.
О жадности Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
Об умении вести спор В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивая свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и … самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать – это пустой человек и спор пустой. Далее академик учит, как правильно вести спор.
Об отношении к языку Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. По-настоящему сильный, здоровый, уверенный в себе человек не будет без нужды говорить громко, ругаться и употреблять бранные и жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
О чтении, любви к книге, о литературе Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии, Это его обязанность перед обществом, в котором он живет. И перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. «Скоростное чтение» создает только видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых профессиях. Литература дает нам колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрее.
О телевизоре и книге Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь смотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, отвлекает вас от забот. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего, сядьте поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
О счастье Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных, «скоропортящихся» наслаждениях.
О духовной культуре и бездуховности Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, нашей «души». Ведь мы говорим «от всей души», «мне это нужно для души», «сделано с душой». Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь идеалы.
Об учении Учение – вот что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые не только учили, но и учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Учитесь любить учиться!
О русском характере Основные черты русского характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность.
Об отношении к искусству Искусство играет важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Еще Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому качеству первостепенное значение. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя – у своей искренности.
О зле Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою.
О памятниках культуры Культурное прошлое нужно охранять. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками.
О патриотизме Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

 

Шаблоны части С

План части С Содержание Примечания
Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)     ??? Эти вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Волнуют они и автора предложенного текста. В нём говорится … Формулировка проблемы должна быть предельно понятной.  
Комментарий к проблеме Рассматривая данную (социальную, философскую…) проблему … на примере …, писатель (публицист) говорит нам о том, что …. С одной стороны, он привлекает наше внимание к …. С другой – заставляет задуматься над …. В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте.  
Позиция автора Я считаю, что суть позиции автора заключена в следующем: … Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.  
Собственное мнение Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, … Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д.  
Аргументация собственного мнения (помни об антиаргументах!) Каждый из нас может привести немало аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых, …. Во-вторых, …. Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.    
Вывод Как видим, писатель (публицист, академик, ФИО …) затрагивает важные проблемы жизни и предлагает различные способы их решения.  

 

План части С Содержание Примечания
Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)     Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, волнует проблема … Формулировка проблемы должна быть предельно понятной.  
Комментарий к проблеме Рассматривая проблему на примере жизни одного из своих героев, (ФИО автора) обращает наше внимание на то, что … Автор отмечает, что …, и подчёркивает … В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте.  
Позиция автора Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована весьма чётко: … Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.  
Собственное мнение Я разделяю точку зрения автора, потому что, во-первых, …, во-вторых, … Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д.  
Аргументация собственного мнения Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. В повести (романе, рассказе) (ФИО автора, название) поднимается эта же проблема и предлагаются подобные пути её решения. Так, … И в жизни мы не раз становимся свидетелями ситуаций, подобных этой: …   Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.    
Вывод Обобщая сказанное, можно сделать вывод…    

 

План части С Содержание Примечания
Формулировка проблемы (Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)     Статья (ФИО) рассматривает так хорошо известную нам всем проблему … Формулировка проблемы должна быть предельно понятной.  
Комментарий к проблеме Комментируя её, сразу хочется сказать, что она касается не только героев данного текста, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдётся человек, который никогда в жизни не сталкивался с этой проблемой. И в данном отрывке … В комментарии не должно быть: -пересказа текста; -рассуждений по поводу всех проблем; -комментариев о действиях героев; -общих рассуждений о тексте.  
Позиция автора Решая данную проблему, автор приходит к следующему выводу: …. Автор либо дает оценку(открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.  
Собственное мнение Должен согласиться: (ФИО) прав, утверждая, что … Я тоже считаю, что … Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной: -с удовольствием прочитал… -нельзя остаться равнодушным… - к сожалению, … и т.д.  
Аргументация собственного мнения Попытаюсь проиллюстрировать свою точку зрения. В литературе немало примеров, подтверждающих позицию автора. Так. В (название, автор) … Кто из нас не сталкивался в реальности с ситуацией, когда …   Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.    
Вывод Как видим, автор сумел заметить насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя.  

 

Нравственные проблемы

№п/п Проблема Аргументы
  Проблема мужества. 1. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». В повести рассказывается о мужестве советского летчика Алексея Мересьева, который в годы войны был тяжело ранен, долго добирался до своих и отморозил ноги. В результате их пришлось ампутировать Но желание летать и уничтожать врагов страны было так велико, что летчик даже с протезами вернулся в строй и продолжал воевать до Победы. 2. Участники паралимпийских игр также проявляют мужество, так как они не только проявляют волю к спортивным победам, но и ежедневно борются со своим недугом.
  Проблема хамства, грубости. 1. В.М.Шукшин «Обида» (рассказ). В рассказе речь идет об обычном житейском случае, о… хамстве. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии маленькой дочки. Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить? Сашка решил применить силу. И лишь счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу. Иначе могло произойти непоправимое. 2. Подобный случай из личной жизни (отношение к пожилым в общественном транспорте и подобное).
  Проблема чести, совести, долга, благородства, служения людям. 1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Удалой купец Степан Калашников, защищая честь своей жены Алены Дмитриевны, убивает в бою царского опричника Кирибеевича, обидчика жены. За это он казнен по приказу царя. Так своей смертью купец смыл позорное пятно с семьи. 2. Яркий пример защиты чести жены, семьи - дуэль А.С.Пушкина. 3. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (повесть). Отправляя главного героя Петра Гринева на службу, его отец сказал ему: «Помни пословицу: Береги платье снову, а честь смолоду». И Петр всегда придерживался этой пословицы, остался верен слову офицера, не нарушил присяги, не запятнал честь.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...