Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние НТП на жизнь общества.




       Роль науки в жизни современного общества трудно переоценить. НТП оказал влияние на повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают по тому, насколько в них используются современные достижения.

       Технические средства предоставляют возможность выбора, и чем из большего количества вариантов можно выбирать, тем выше степень индивидуальной свободы. Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей степени соответствует его целям и потребностям. Возникает,  проблема психологической адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде.

Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым, обеспечивая его все большими материальными благами. Прогресс дал человеку  атомную энергию, но как он воспользуется ею – зависит от общества. Она может быть использована во благо человека, а может привести к непоправимым последствиям.

      НТП неразрывно связан с человеком, его потребностями и надеждами. С одной стороны, наука дает человеку желаемое, с другой – сама влияет на него определенным образом. Человек эпохи НТП с его динамичным темпом жизни совсем не тот, хотя усложнение его бытия в психологическом смысле может сопровождаться уменьшением физической активности. К тезису о том, что наука выполняет желания человека, следует сделать одно серьезное дополнение. Применяя какое-либо достижение науки, и получая при этом определенный результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек обретает нежелательные последствия.

 

Влияние НТП на мировоззрение людей

Несомненно, наука имеет огромное мировоззренческое значение, достаточно вспомнить тот переворот в умах, который произошел в результате отказа от геоцентрической картины мира и получившей название «коперниканской революции». В прошлом веке большое влияние на создание людей имела теория эволюции Дарвина.

      Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТП в целом продолжают оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать. Существует воздействие и в обратно направлении. Не только НТП влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие изменения оказывают влияние на направление научных исследований.

 

Последствия НТП

Повышается благосостояние главным образом развитых стран, и в то же время миллионы людей во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Невозможно всерьез рассуждать о социально-этических проблемах современной науки, не учитывая, что сегодня в мире, по данным ООН, в военной сфере заняты более 25% общего числа научных работников и на нее приходится 40% всех расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Это отрицательные последствия НТП социального плана. Есть и другие, в частности, психические. Наука и техника является способом и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом аспекте, как инструмент адаптации человека в окружающей среде с целью проживания в них.

     Пагубные для человека и природной среды последствия возникают не только вследствие собственно НТП, а при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной.

     Еще одно негативное психологическое последствие НТП связано с тем что, способствуя росту знаний, наука приходит в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. В результате применения достижений современной науки в традиционных рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем и прежде всего, во взаимоотношениях между обществом и природой.

      С ростом научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью. Невозможность предвидения фундаментальных открытий в науке и всех вытекающих из них последствий лежит в самой их природе. Нужно быть готовыми к тому, чтобы постоянно оценивать ценность научно-технических нововведений и вовремя отказаться от них, если получаемый результат будет далек от возлагаемых надежд.

     Всемирный характер НТП настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется тем обстоятельством, что современные глобальные научно-технические проекты требуют огромных финансовых затрат, так и тем, что целый ряд последствий НТР далеко выходит за национальные рамки. Международное научно-техническое сотрудничество вместе с создаваемым наукой единым для всех наций универсальным научным языком (научное эсперанто) создает основу для сближения народов.

7.За­клю­че­ние.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Что­бы  обрести твердую жизненную базу, че­ло­век дол­жен про­де­мон­ст­ри­ро­вать пол­ное и жи­вое зна­ние то­го, что и как де­ла­ет­ся пря­мо сей­час в из­бран­ной им об­лас­ти че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти. Индивидуум  дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван с тем, что­бы на этом фун­да­мен­те уметь по­стро­ить но­вое зда­ние но­во­го кон­крет­но­го зна­ния в со­от­вет­ст­вии с но­вы­ми тре­бо­ва­ния­ми дня. Что­бы че­рез де­сять - пят­на­дцать - два­дцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван в гу­ма­ни­тар­ной об­лас­ти, в об­лас­ти на­ук о че­ло­ве­ке, на­ук со­ци­аль­ных.

 Современная Рос­сия мо­жет иметь дос­той­ное бу­ду­щее лишь двигаясь по пу­ти со­хра­не­ния и раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния и соз­да­ния но­вых со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий. Все­сто­рон­няя об­ра­зо­ван­ность на­се­ле­ния - глав­ная опо­ра нау­ки.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М., 1988 г.

2. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990 г.

3. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11

4. Пуанкаре А. О науке. М., 1983

5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989 г.

6. “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12

7. Андреев Д. Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей ", 1991.

8.  Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.

9.  Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.

10. И. П. Фарман. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986 г.

11.Н. К. Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила Канта. " М., "Наука", 1986 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...