Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера 18




Проблема Произведение, автор Пример
Значение книг в жизни человека Роль примера Важность воспитания (+жестокое отношение к детям) Значимость труда Д. Лондон «Мартин Иден» Д.Д.Селинджер «Фрэнни»   Статья А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова» Газета «Аргументы и Факты» А.С. Пушкины «Евгений Онегин» Журнал «Вокруг света» Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем. В своем рассказе «Фрэнни» великий американский писатель Д.Д.Селинджер описывает совсем еще молодую девушку Фрэнни Гласс, которая переживает конфликт с внешним миром. Она презирает людей, которые стремятся во что бы то ни стало удовлетворить свои амбиции, презирает актёров, жаждущих славы, профессоров, навязывающих студентам ошибочные способы постижения сути предмета. На этот внутренний конфликт накладывается потрясение от книги «Путь странника» — английского перевода книги неизвестного русского автора XIX века «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», повествующей об опыте непрестанной Иисусовой молитвы. Однако попытки с юношеским максимализмом, без должной готовности, овладеть этим опытом вместо высоких духовных состояний приводят Фрэнни к глубочайшему душевному разладу.   В статье А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова» упоминается, что на формирование личности выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик решил стать военным, начал закаляться и заниматься физическими упражнениями, и стал впоследствии замечательным военачальником.   В газете «Аргументы и Факты» недавно широкое освещение получила история ребенка-маугли из Ивановской области. Четырехлетнего мальчика родители, вместо того, чтобы заниматься его воспитанием, запирали, чтобы не мешал, в чулан вместе с кошкой. Так, не видя игрушек и книжек и больше общаясь с кошкой, чем с людьми, ребенок прожил четыре года. Теперь ему удобнее передвигаться на четвереньках, спать на полу, свернувшись калачиком, царапаться, кусаться. Он не умеет одеваться-умываться, читать и писать, боится людей. Ему придется заново постигать мир. Некоторые ученые считают, что критический порог — это 7–9 лет, перевалив за который дети-маугли, если они не вернулись к людям, могут окончательно утратить возможность обрести человеческий разум. Доказательством тому служит случай, произошедший в 20-х годах прошлого века. В Индии нашли двух девочек — восьми и полутора лет, — живших в волчьей стае. Младшая научилась ходить и говорить, а вот старшая так и ползала на четвереньках — к 8 годам она приобрела достаточно завершенную психику волка.   Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слез, без жизни, без любви». В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите­лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, ли­шенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.
Проблема Произведение, автор Пример
Хамство 19 М.А. Булгаков "Собачье сердце" Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце",профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.
Д.И Фонвизин «Недоросль» Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.    
Личность в истории   Петр I Англ. просветитель Оуэн   Г.Бичер-Стоу А.С. Пушкин "Медный всадник» А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике" ...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно... Эти строки были написаны про Петра первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю
Л.Н. Толстой «Война и мир». Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.
  «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорока с обидной легкомысленность выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека. Имя англ. просветителя Оуэна известно многим. Взяв в управление фабрику он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки. За несколько лет жители городка буквально переродились. Казалось бы, сбылась многовековая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей, но они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.  
  Американская писательница Г.Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома»,в котором рассказывается о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая хрупкая женщина начала большую войну.
    Очевидно, что историю делают личности. Но что же делает история с личностями? Иногда - заслуженно хранит имя на протяжении веков, а иногда - сознательно стирает их имена из истории. Например, репрессии в РККА 1937 1938'ых гг., тема неоднократно описанная в литературе, например, в работах Николая Черушева ("1937 год: элита Красной Армии на Голгофе"). В этот период в истории СССР, наиболее прогрессивные деятели РККА, собственно делающие историю, были подвергнуты всевозможным гонениям и, в дальнейшем, репрессиям. Весь труд, самоотдача были преданы анафеме.  
Одиночество Ю.М.Лермонтов «Стансы», «Тучи» Лермонтова, для которого тема одиночества стала центральной. Эта тема хорошо прослеживается в стихотворении "Стансы". Одиночество лирического героя не навязано ему миром, оно избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него. Также эта тема перекликается в стихотворении "Тучи". Лермонтов создает образ изгнанника, непонятого миром, окружающим его. Это невольное одиночество - мученье для него.
Ф.М. Достоевский "Белые ночи". Отличным примером одиночества в современном обществе может служить сентиментальный роман Ф.М.Достоевского "Белые ночи". В Петербурге Достоевского бал правит одиночество, тотальное разъединение и несовпадение маленьких-маленьких людей в таком большом и бесстрастном городе. Рассказ повествует об одиноком Мечтателе, счастье которого так и не состоялось. Мечтатель встречает девушку, Настеньку, в которой он находит спасение от своей "темницы" одиночества и по настоящему влюбляется в неё. Однако Настенька оставшись верна своему чувству, бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Человеку не присуще одиночество, это мука. Поэтому вся жизнь - это поиск счастья. А творческого человека, которого разрывают противоречия, эти иллюзии манят и ранят еще сильнее. Мечтатель остается одиноким в холодном, не понимающем его городе
  Лермонтов "Герой нашего времени" Под давлением и непониманием общества человек становится одиноким. Это можно видеть в произведении "Герой нашего времени", великого русского классика М.Ю. Лермонтова. Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. Одиночество не свойственно человеку и от этого герою тяжело и больно быть одиноким.
М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" В своем произведении "Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом, решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь "не хлебом единым..."), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока.  
А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Примером одиночества мыслящей личности под давлением общества может служить роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. Трагедия Онегина это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.  
Проблема отношения человека к своему делу и его последствий 20 Н.В. Гоголь «Горе от ума» «Горе от ума» Н.В. Гоголя. Павел Фамусов - типичный для того времени “начальник казенного места”. Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям, которое встречается не только на страницах комедии, но и в современном мире. Много лет благоденствовали фамусовы, скалозубы, молчалины в нашей жизни. Они прикрывали недостатки и скрывали правду, при них расцвели взяточничество и кумовство, недобросовестное отношение к своим обязанностям. Всё это тормозило страну в развитии, да и тормозит сейчас, так как подобные люди ещё существуют.  
Статья из газеты «Комсомольская правда» Совсем недавно в газете «Комсомольская правда» я прочитал(а) статью о том, как женщине делали операцию. Операция прошла отлично. Но после того, как женщина вернулась домой, она почувствовала себя плохо. Оказывается, врачи забыли убрать салфетки после операции и оставили их в организме женщины. Этот пример говорит о халатном отношении врачей, о том, что мы не задумываемся кому мы доверяем нашу драгоценную жизнь.  
Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости 21 Статья из «Музыкальной газеты» Недавно, в,,Музыкальной газете,, я прочитал(а) биографию, легендарного музыканта, Юрия Морозова. Одержимость творчеством, склонность к уединению наложили отпечаток на характер Морозова, и без того непростой. Он не общался ни с матерью, ни с другими родственниками. Не заводил жены и детей, потому что считал, что они помешают ему творить. Ходил в дешевых поддельных джинсах и морском кителе, зимой — в караульном тулупе, по дешевке купленном у солдатика-крадунца. Морозов не читал советских газет, не слушал радио, не знал звезд официальной эстрады и кино и никогда не платил за проезд в общественном транспорте. Не складывались отношения у Морозова и с большинством собратьев по андерграунду.  
М.А. Булгаков «Записки юного врача». М.А.Булгаков в повести «Записки юного врача». Герой главы «Морфий» - доктор, со страшной правдой и последовательностью описывал в своём дневнике те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Что стало причиной подобного поведения? Халатность или самопожертвование? Ведь он прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков. Но доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных.  
Проблема отношения к родине 22(может ли благородный человек забыть свою родину, если она предала его интересы, и считать родиной страну, куда он эмигрировал?)   Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце Любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к родине выше идейных политических распрей. Бунин - эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем.  
  Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России. Несмотря на все тяготы изгнания, они до конца остались верны родине. Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это“А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…” А. Галичa, И.А. Бунинa «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», стихотворения Цветаевой, Гиппиус, Бальмонтaи многих других. Вынужденные уехать, но не потерявшие чувство Родины и испытывающие к ней чувство Любви, хранящие горстку земли ее всю жизнь, так и трудящиеся добровольно во имя её интересов – это всё люди с высокоразвитой структурой души. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским.
Преданность собак 23 Г.В.Троепольский «Белый Бим черное ухо» Повесть Троепольского «Белый Бим черное ухо отражает все нюансы взаимоотношений между человеком и животным, показывает, насколько по-настоящему преданным и искренним другом может стать собака. Неожиданно у хозяина шотландского сеттера по имени Бим случается сердечный приступ, и его увозят в Москву, но храбрая собака настолько любит своего хозяина, что единственной целью в ее жизни становиться желание «искать-искать-искать…». Пес встречает на своем пути много людей, и хороших, и плохих, попадает в разные передряги и даже повреждает лапу, но продолжает «искать пропавшего» друга. В конце концов, судьба распоряжается так, что Бим не достигает своей цели, а Иван Иваныч находит его, уже мертвого, в фургоне собаколовцов, опоздав всего на несколько часов … Эта история о поистине героической любви отражает всю глубину преданности собаки к своему хозяину, и мы видим, что порой не каждый человек способен так любить кого-то и жертвовать своей жизнью ради спасения друга, как это может делать Собака.  

Тема: Трагедия "маленького человека" 24

Проблему "маленького человека" наиболее полно раскрывает русский писатель, поэт, критик Н.В.Гоголь. В повести "Шинель" драматург повествует читателю о Акакие Акакиевиче - бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В своей трагедии кражи новой шинели герой не находит отклика помощи общества.

Тема: Национальная вражда 25

Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.

 

Проблема Произведение, автор Пример
Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются 26 Есть ли у человека свобода выбора? 27 Зло, добро и художественная деятельность: 28 Счастье 29 Грибоедов «Горе от ума» Творчество Маяковского   В.Закруткин "Матерь Человеческая"   В.Распутин "Прощание с Матёрой" Акутагава Рюноскэ "Муки ада" А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий – бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают «истиной» заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя. Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения «А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы». Главная героиня Мария, встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик "мама" остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаяный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела На берегу Ангару власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле. Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось впоследствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял. Результат - соответствующий. Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...