Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачебный контроль и самоконтроль




Надо помнить, что восстановление и поддержание функцио­нальных возможностей людей старшего возраста — длительный процесс, требующий систематических занятий на протяжении ряда лет, особенно для тех, кто приобщился к ним впервые. Врачебно-педагогические наблюдения и врачебно-медицинские обследования обязательны.

Лица среднего и пожилого возраста, занимающиеся гимнасти­кой в группах здоровья или секциях ОФП, проходят обследования в поликлиниках по месту жительства или по месту работы, сначала один раз в три месяца, затем один раз в шесть месяцев.

Самоконтроль за состоянием здоровья является важным допол­нением к врачебному контролю. Самоконтроль осуществляется ин­дивидуально. Регистрируются: самочувствие, сон, аппетит, вес, частота сердечных сокращений в минуту в покое, желание зани­маться физическими упражнениями. Данные самоконтроля реко­мендуется записывать в дневник для их анализа.

II -1760 30S


Часть V ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

Глава 26 МЕСТА ЗАНЯТИЙ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ

Учебно-тренировочные занятия по гимнастике обычно прово­дятся в специально оборудованных гимнастических залах или на открытых площадках (в гимнастических городках).

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЗАЛЫ

Строительными нормами и правилами предусмотрены залы для занятий гимнастикой, указанные в табл. 15.

При залах необходимы вспомогательные помещения для снаря­дов, комнаты для учителей, раздевальные (мужская и женская), а также душевые и уборные. Располагать их надо так, чтобы удоб­но было ими пользоваться — не выходя в общий коридор. Для хра­нения снарядов и гимнастического оборудования сооружается кла­довая (снарядная), соединяющаяся с залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м, без порога. В ней должны быть специальные шкафы, пирамиды (приспособления) для хранения инвентаря.

Раздевальные оборудуются двухъярусными шкафчиками (0,3 X X 0,5x0,8 м) для хранения вещей занимающихся и скамейками, а также специальной мебелью, сушильными шкафами, электропо­лотенцами, мойками для ног, умывальниками универсального на­значения и др.


Имеющиеся в школах актовые залы можно использовать для занятий физической культурой с учениками младших классов (после тщательной уборки).

Гигиенические требования к эксплуатации залов. Зал и его под­собные помещения должны быть удобными для уборки и для учеб­ного процесса. Стены не должны иметь выступов, неровностей на высоте 1,75 м от пола. Окрашивают их масляной краской в свет­лые тона или обивают сплошной деревянной панелью без зазубрин, накладок или выступов.

Потолки также окрашивают масляной краской в светлые тона. Пол делают по типу палубного, ровным, без трещин, нескользким, обладающим упругими, тепло- и звукоизоляционными свойствами. Отопительные приборы закрывают решетками в уровень с плос­костью стен. Окна обычно размещаются по продольным стенам. Для равномерного освещения пола целесообразно двустороннее освещение (окна с двух сторон зала).

В зале для занятий различными видами гимнастики, как прави­ло, поддерживают постоянную температуру (18—20° по Цельсию). Влажность воздуха должна быть в пределах 50—60%.

Вентиляция удобна естественная и искусственная (приточно-вытяжная и обогреваемая), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха в час (с притоком свежего воздуха из расчета 80 м3 в час на 1 человека).

Световая площадь окон должна бытьне менее V5 площади пола. Окна должны располагаться не нижеИЗ\ от пола. Электрический свет необходим мягкий, достаточный ^ёсГ ^юксов на уровне пола). Раздевальные размещают рядом с залом. Все помещения сле­дует регулярно убирать (влажная уборка ежедневно после каждо­го занятия и генеральная — раз в 1—2 недели). Рациональная эксплуатация и тщательный уход за залом обеспечивают его хоро­шее состояние, что способствует эффективности проводимых в зале занятий.

В каждой школе необходим кабинет физвоспитания. Он может помещаться в комнате для учителей и оборудуется аппаратурой (магнитофон, проигрыватель, кинопроектор и др.). Желательно иметь электромегафон, секундомеры, агитационно-пропагандист­ские материалы: плакаты, специальную литературу и др. Необхо­димо иметь киноэкран для демонстрации слайдов, киноматериалов, а также методическую литературу и учебные пособия, стенды.

В настоящее время для спортивной гимнастики, спортивной акробатики и художественной гимнастики оборудуют специализи­рованные залы с постоянным размещением в них необходимых гимнастических снарядов и оборудования.

Оборудование гимнастических залов. Для занятий основной, спортивной и другими видами гимнастики в залах должны быть специальные снаряды и инвентарь. Количество снарядов в том или ином зале определяется числом одновременно в нем занимающих­ся (табл. 16).

Расстановка гимнастических снарядов в зале производится с учетом характера учебного процесса. В центре зала рекомендуется

11* 307


расположить помост для вольных упражнений размером 14x14 м жовер для соревнований равен 12 х 12 м); вдоль одной из продоль­ных стен обычно отводится место для опорных прыжков; перекла­дину принято ставить на заднем плане по отношению к входу в зал, а на переднем — брусья, гимнастическое бревно и коня с руч­ками. Шесты и канаты крепятся на монорельсе параллельно торцо­вой стене, а гимнастическая стенка — по торцовой или продольной стене зала. Гимнастические снаряды (особенно переносные) долж­ны быть установлены так, чтобы их удобно было убирать (с по­мощью специальных транспортных тележек).

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ СНАРЯДЫ

Гимнастическая стенка применяется при выполнении общеразви-вающих упражнений и лазанья. Высота ее 320 см, ширина проле­та 100 см. Горизонтальные перекладины (рейки) укрепляются в стойке шурупами. Рейки изготавливаются из ясеня, бука или кле­еной фанеры. Двухпролетная (однопролетная) стенка крепится сверху болтами к специальному продольному брусу, а снизу — угольниками на шурупах к полу. Число пролетов стенки в зале должно быть равным, не менее 113 числа занимающихся в нем одно­временно (рис. 185).

Лестница гимнастическая применяется для выполнения упраж­нений в лазанье и перелазании. Длина ее 5 м, ширина 48 см, сту­пеньки (рейки) 3,5 см в диаметре, расстояние между рейками

25 см.

Гимнастическая скамейка используется для групповых занятий ОРУ, упражнений в равновесии, в упорах, лазанье и др., а также для отдыха занимающихся. Длина ее 4 м, ширина 24 см, высота 30 см. В нижней ее части вмонтирован брусок шириной 5 см для выполнения упражнений в равновесии (в перевернутом положении).

Канат (или шест) для лазанья подвешивают на потолочных бал­ках, монорельсе или специальных консолях. Толщина его должна быть удобной для захвата руками, длина 4—6 м. Для удобства пользования его размечают на полуметровые отрезки цветными

лентами (материей).

Кольца крепят обычно на специальных консолях, причем в

школьном зале иногда к потолочным бал­кам, а в залах с высоким потолком — к портику. Высота крепления их от пола 5,5 м. Высота колец от пола 2,5 м, рас­стояние между ними 50 см. Кольца спри­стенным креплением имеют замок, с по­мощью которого цепь закрепляют на вби­том в стену штыре. Такое крепление поз­воляет менять высоту колец. В залах с вы­сокими потолками кольца устанавливаются спомощью портика. При установке колец проверяется равная высота каждого коль­ца от пола (на кольца кладется горизон-
 

...тог.Т1а v ППТОППЧНЫМ 6ЯЛ-


тальная рейка, а на нее уровень). При проверке готовности колец особое внимание обращается на прочность всех креплений; перед занятием проверяется состояние тросов, ремней и пряжек, рабочая поверхность колец.

Конь для махов. Длина 160 см, ширина 36 см, ручки расположены симметрично на расстоянии 40— 45 см, высота ручек от плоскости коня 12 см, от пола — 120 см. Пок­рыт кожей или заменителем (рис. 186).

Конь для прыжков. Таких же размеров, но без ручек. Конь устойчиво крепится к полу с помощью растяжки. Высота коня от пола ПО—150 см. Для женщин конь ставится в ширину (высотой НО см).

Козел. Длина 60 см, ширина 40 см. Покрывается кожей или за­менителем. Для прыжков может устанавливаться как в ширину, так и в длину, на высоту от 100 до 160 см. Для установки козла (коня) на требуемую высоту его наклоняют в одну сторону и уста­навливают две ножки, затем наклоняют в другую сторону и, уста­новив остальные ножки, закрепляют растяжкой к полу.

Брусья: а) мужские (рис. 187). Длина жердей 350 см, фор­ма овальная (высотой 5 см, шириной 4 см). Жерди шарнирно со­единены с вертлюгами, вставленными в полые стойки, укреплен­ные на металлической раме. Устанавливают их на высоте 160— 175 см от пола; расстояние между жердями 42—52 см;

б) женские (разной высоты). Нижняя жердь на высоте
130—150 см, верхняя — 190—240 см; расстояние между жердями
45 см и более. Жерди укреплены на тросах (рис. 188). В общеобра­
зовательных школах, на соревнованиях небольшого масштаба
иногда пользуются брусьями старого образца — на раме. В этом
случае на них не должно быть выступающих деталей, создающих
опасность при выполнении упражнений;

в) низкие (вспомогательные). Высота жердей 100—130 см.

У мужских (и низких) брусьев есть приспособления для удер­жания жердей на определенной высоте (защелки, зажимы, винты). При изменении высоты или ширины жердей одной рукой держат жердь, а другой закрепляют стойку с помощью винта или зажима. При их перемещении надо пользоваться специальными тележками.

Перекладина (рис. 189) состоит из шлифованного грифа 28 см в диаметре, горизонтально укрепленного на двух стойках с по­мощью растяжек. Перекладину можно устанавливать на различ­ную высоту — от 1-20 до 240 см. Для занятий с начинающими, а также в общеобразовательной школе удобна пристенная перекла­дина.

Стойки перекладины устанавливают точно в вертикальном поло­жении, а гриф — в горизонтальном, обращая внимание на проч-


       
 
   
 




ность креплений, особенно крюков в полу. Чтобы быстро устано­вить перекладину, необходимо положить ее на пол основанием стоек на место, где она будет установлена. Проверив растяжки и тросы, двое поднимают ее в вертикальное положение, а двое закрепляют растяжки. Установив правильно одну сторону, можно с помощью


стяжной муфты натянуть рас­тяжки с другой стороны, конт­ролируя точность положения стоек и грифа. На стойках де­лают разметку (краской), чтобы быстрее определить нужную вы­соту снаряда. Пристенную пе­рекладину устанавливать еще проще: по стойке, закрепленной

у стены, быстро ставят вторую стойку (подвижную), положение которой определяют по первой.

Магнезница — ящик, урна или подобная емкость на подставке, с высокими стенками, не дающими магнезии просыпаться на пол.

Магнезия (в виде порошка или брикетов) наносится на ладони с целью лучшего сцепления с поверхностью снаряда, укрепления хвата в висах и упорах.

Площадка (ковер) для вольных упражнений. Размер (судей­ский) — 12 х 12 м, границы окаймлены белой линией в 10 см, за ней необходим запас не менее 1 м. Лучшим покрытием считается эластичный настил.

Мостик применяют для прыжков, упражнений на бреЕне и брусь­ях (во втором случае для входа на снаряд). Высота 15 см, ширина 60 см, длина 120 см (рис. 190). В последнее время начали изготав­ливать мостик высотой до 20 см с равноупругой поверхностью (за счет роликового устройства между верхней поверхностью и пружи­нящей частью).

Трамплин (пружинный мостик). Высота 40 см, длина 120—130 см. Верхняя часть покрыта (х/3 поверхности) нескользящим материа­лом. Для занятий мостик или трамплин обычно устанавливают на дорожку для разбега так, чтобы передний край упирался в гимнас­тический мат или крепился к полу.

Бревно гимнастическое применяется для выполнения упражне­ний в равновесии. Длина 5 м, толщина (высота его) 16 см, ширина верхней поверхности и нижней плоскости 10 см. Верхняя рабочая часть должна быть гладкой и нескользкой. Высота от пола 120 см. Для начального обучения, разминки и др. применяют низкое брев­но тех же размеров, но высотой 50 см или бревно, положенное на пол.

Перед занятием проверяют, чтобы бревно было установлено горизонтально и устойчиво. Особое внимание уделяют его поверх­ности (очищают от магнезии или канифоли).

Батут — горизонтальная плетеная сетка, растянутая на раме резиновыми амортизаторами или стальными пружинами. Сетка сплетена из прочной тесьмы. Удобны складные батуты. В сложен­ном виде они занимают мало места.

Стойки для прыжков состоят из деревянных брусков квадрат­ного сечения. Высота 2,5 м. Высота планки (веревочки) устанав­ливается с помощью «лапок» (выступов) на муфтах стоек.

Стоялки состоят из параллельно расположенных жердей, устой­чиво укрепленных на низких стойках (или каждая в отдельности).


Площадка для прыжков в глубину. Размеры 45X 50 см с крючка­ми, с помощью которых площадка укрепляется на гимнастической

стенке.

Маты длиной 200 см, шириной 125 см, толщиной 60—65 мм обычно кладут в два слоя в местах приземления. В иных случаях — в один слой. При разучивании сложных упражнений пользуются пороло­новыми матами (или специальными ямами с поролоновой стружкой).

Перед занятием проверяют исправность матов и чехлов, а также их укладку (плотно, без зазоров, не накладывать края один на другой и др.). Минимальное число матов: у перекладины 7, у брусьев 3—4, у брусьев разной высоты 4, у колец 3, у бревна

5—6, у снарядов для прыжков 3—6.

Многокомплектные гимнастические снаряды.

К конструкции этих снарядов предъявляются сле­дующие основные требования: а) она должна поз­волять выполнять упражнения группой; б) разме­ры должны соответствовать возрастным особеннос­тям занимающихся; в) снаряды должны быть прос­тыми в изготовлении, надежными, удобными для быстрой установки (рис. 191). Основными из таких снарядов являются.

детский универсальный гимнастический сна-


ряд. Рабочая часть его — пеньковый канат, покрытый оболочкой;

удлиненная (многокомплектная) перекладина. Ее можно устанавливать на желаемую высоту. Состоит из нескольких грифов, опирающихся на стойки;

удлиненные брусья (низкие или равной высоты). Устанавли­ваются на стойках (рис. 192);

удлиненный гимнастический конь. Состоит из деревянного каркаса, обтянутого войлоком и дерматином. На теле коня укреп­ляют стандартные ручки;

многокомплектная конструкция колец (рис. 193);

приспособление для опорных прыжков (рис. 194).

В последние годы создаются много комплектные снаряды и других конструкций.

Гимнастические снаряды, предназначенные для проведения со­ревнований, по форме, размерам, упругости и расположению точек крепления к полу должны соответствовать установленным нормам, предусмотренным правилами. Для массовых (неклассификацион­ных) соревнований в общеобразовательной школе, в низовых кол­лективах допустимы снаряды старого образца, но они должны быть исправными, устойчивыми.

Рекомендуется регулярно (не реже одного раза в полугодие) тщательно осматривать подвесные снаряды. Особо обращать вни­мание на болты, гайки, удерживающие систему с блоками для ко­лец, подвесного пояса для страховки, сами блоки, надежность подвеса канатов и шестов, а также крепления стоек гимнастической стенки к стенам зала.

ИНВЕНТАРЬ

Гимнастические палки диаметром 25—30 мм применяются на занятиях с мужчинами (длиной ПО см), с женщинами— (100 см) и с детьми (90 см).

Набивные мячи из покрышек (кожа или заменитель), туго наби­тых морской травой, волосом или другим материалом. Диаметр 31—40 см, вес 1—5 кг.

Скакалки из шнура (пеньковой веревки) или резины. Длина ко-


роткой скакалки 2—3 м, длинной — 4—5м.

Гантели могут быть разной формы и веса. Наиболее удобны шарообразные ган­тели весом 3—8 кг. Наибольшее примене­ние — в атлетической гимнастике.

Булавы — изготавливаются из древесины или частично из металла; состоят из стерж­ня длиной 40—52 см, шейки и головки. Имеют различную форму, вес 400—500 г. Применяются для динамичных маховых упражнений в художественной и основной гимнастике. Упражнения с булавами спо-

собствуют развитию мышц плечевого пояса, увеличению подвиж­ности суставов рук и совершенствованию двигательной коорди­нации.

В художественной гимнастике и для выступлений применяют более легкие булавы: теннисные мячи на стержне, «снежинки», бу­лавы с фонариками в корпусе (светящиеся) и т. п.

Помимо булав и скакалки в художественной гимнастике широко применяются (в том числе и для различных выступлений) следую­щие предметы: мячи, обручи, ленты, флажки, вымпела, шарфы и др.

Пояс для страховки (лонжа) делают из широкой тесьмы, обши­той кожей. К концу пришивают пряжку. В двух местах прикреп­ляют стальные проволочные кольца, к которым с помощью кара­бинов присоединяются тросы (или веревки). Применяют как руч­ные страховочные пояса, так и подвесные. Ручным поясом удержи­вают исполнителя двое страхующих хватом за концы веревок. Тро­сы подвесной лонжи перекинуты через блоки.

Щиты для метаний размером 100х 100 см крюками крепятся на гимнастической стенке. Разметка: «яблочко» диаметром 18 см (центр), затем круги 40, 60, 80 см диаметром, нанесенные на щит масля­ной краской, шириной 1 см.

Накладка — специальное приспособление из кожи для защиты ладоней при выполнении упражнений в висах (рис. 195).

Судейская указка —■ приспособление для показа оценок за вы­полнение упражнений: а) ручная указка; б) приспособление для показа оценок (цифры на картоне, световое табло и т. п.). В обще­образовательной школе иногда пользуются для этой цели обычной ученической тетрадью, на каждой страничке которой написаны цифры от 0 до 10 (целые и десятые).

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

Гимнастическая площадка — специально оборудованный, озе­лененный участок земли, на котором проводятся занятия гимнас­тикой. Размеры площадки 40x26 м*. Для занятий со школьниками размер площадки может быть меньше (35x25 м). Такую площадку

* Нормы проектирования Госстроя СССР. М., 1967, с. 8. 314


на школьном участке, на стадионе, в парке или при ЖЭКе можно оборудовать своими силами.

На площадке устанавливается гимнастический городок. Он пред­ставляет собою, как правило, конструкцию, объединяющую все основные снаряды, особенно подвесные и стационарные, в один комплекс. На врытых в землю деревянных столбах (или металли­ческих) высотой 4,5—6 м с прочными горизонтальными балками крепятся кольца, канаты, шесты, гимнастическая стенка, лест­ница, перекладины (высокая и низкая), гимнастическое бревно и др. Остальные снаряды (переносные) устанавливаются на площад­ке с учетом рекомендаций, указанных выше.

На больших стадионах, в специальных учебных заведениях обычно строятся сложные (двухкомплектные) гимнастические го­родки. Количество подвесных снарядов (а следовательно, и осталь­ных) в 2 раза больше. Соответственно увеличивается и сама пло­щадь.

Для приземления после прыжков и соскоков со снарядов могут быть подготовлены ямы, чаще всего размером 2x3 м, которые за­сыпаются опилками, смешанными с чистым песком в соотношении 3/4. Ямы рекомендуется окаймлять досками (на ребро) с обитым резиной верхним краем (на уровне с поверхностью площадки). Опилки следует покрывать брезентом, а на месте приземлений класть поролоновые маты. Предусматривается также дорожка для ходьбы и бега, навес или помещение для хранения переносных снарядов, инвентаря, запасных жердей, мостиков и др. и навес для музыкального инструмента, гимнастических скамеек для от­дыха. Для отдельных снарядов необходимо иметь защитные чехлы и кожухи.

На детской гимнастической площадке должны преобладать сна­ряды, приспособленные для детей разного возраста, включая и оборудование для лазаний и перелезаний, упражнений в равнове­сии, различных игр и эстафет.

На гимнастической площадке должно быть место для выполнения групповых общеразвивающих, вольных и других упражнений. Поверхность этой части площадки (по размеру не меньше ковра для вольных упражнений) может быть покрыта деревянным насти­лом, который во время занятий накрывается ковром, либо быть земельно-песчаной (или глинобитной) или травяной.

В зависимости от расположения (спортивно-оздоровительный, пионерский лагерь и т. п.) гимнастическая площадка может вклю­чать в себя и отдельные естественные и искусственные препятствия: каналы, окопы, «завалы» и др. Желательно, чтобы гимнастическая площадка гармонично вписывалась в ландшафт местности, была хорошо озеленена. Вблизи от нее желателен водоем с чистой водой для купания.

Учитывая большое гигиеническое значение занятий гимнаста» кой на свежем воздухе, необходимо стремиться к тому, чтобы уроки физкультуры в школе и учебных заведениях, подготовка и сдача норм ГТО и другие формы занятий проводились на открытых пло­щадках.


Это в особенности имеет отношение к средней полосе и южным районам страны, где длительное время года занятия можно прово­дить на свежем воздухе.

26.5. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Занимающиеся обязаны соблюдать следующие правила:

1. Бережно обращаться с оборудованием и инвентарем. Умело готовить их к занятиям и затем убирать. Чтобы не портить пол, снаряд следует перевозить на специальных тележках.

2. Аккуратно обращаться с магнезией. Окончив занятие, за­нимающиеся должны очистить гриф перекладины, жерди брусьев, кольца, ручки коня от магнезии, протереть их полотенцем, а ма­ты — влажной тряпкой.

3. Хранить снаряды и инвентарь в специальных помещениях или нишах (подальше от отопительных приборов).

4. Ежедневно убирать пол. Горячей водой мыть полы, стены, подоконники, двери и др. Мягкий инвентарь (акробатическая до­рожка, ковер для вольных упражнений и др.) регулярно чистить пылесосом.

5. В перерывах между занятиями протирать полы влажной тряпкой, зал проветривать.

У входа в зал вывешивают инструкцию (памятку):

а) находиться в зале только в гимнастическом костюме и та­
почках;

б) во время занятий точно выполнять указания преподавателя
(тренера), помогать товарищам;

в) изучить правила безопасности, приемы самостраховки;

г) входить в зал и уходить только с разрешения преподавателя.
Снаряды лучше устанавливать (переносные) не очень далеко

от мест хранения, чтобы не тратить времени на переноску. Учеб­ные отделения (подгруппы) надо располагать с таким расчетом, чтобы можно было быстро, кратчайшим путем переходить от одного вида занятий к другому, не мешая при этом остальным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...