Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно-ориентир-й подход в образ-и.




Теория и практика, которая обозначена названием «личност-о-ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколь-о других названий, за каждым из которых стоит определенный. згляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика» неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концеп­ции можно объединить названием либеральная педагогика, в от­личие от авторитарной и технократической. Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д. Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале ХХ-го века, а затем с середины века направление в психологии — гуманистиче­ская психологияУПервый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрежку, пренебрежение личностью ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок — центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Представители гума­нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программир-го обучения и пед. технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуля­ций. Гуманистич. псих-я и на ее основе педоцентри-стская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цель­ность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потреб-ю в самоактуализации — реализации своих возможно­стей (А. Маслоу), К. Роджерс, создатель психотерапии, «центриро­ванной на клиенте», видит в уч-ке личность, способную разв-ть св. природ. ресурсы, ум и сердце, любознатель­ность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответ-сть, личность, способную вырабатывать собств. ценности в пр-се учебной и другой деятельности.

В свете изложенного представители гуманистической психо­логии предлагают строить обучение на иных (в сравнении с тради­ционной и технократической школой) принципах. Главным среди нихЧяожно считать принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и ^разбудить его собственную активность и внутренне силы, чтобы дон сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. | Согласно Кй. РоджерсуУ задача учителя не диктовать готовое и, | возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собствен-' ную познавательную активность, которая выразится в выборе-и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей, Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) са­мостоятельную деятельность ученика.

В традиционной школе, считает К. Роджерс, проходит авто­ритарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной програм­мы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения — «опытное учение»: это такая организация обучения, при которой школьники учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие лично­сти, ее самосознания, ее самореализация. Знание, школьная ^программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, Необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать ат-:.мосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стиму­лирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществля­ющего «развивающую помощь».

Атмосфера «свободы учения» в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний, старшего члена группы.

К методам, стимулирующим «свободу учения», относятся:

постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;

использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межлично­стному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы «открытого учения» использовать и эмо­ционально окрашенные методы — игру, и рациональные — «учеб-; ные пакеты», программированные пособия.

К достоинствам личностно-ориентированного обучения отно­сится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертро­фия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка — это, как правило, ведет к снижению акаде­мического уровня обучения, что отмечают сами западные педаго­ги, Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй-план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентиро-ванный тип обучения.

^Следует сказать, что педагогика сотрудничества советских учи­телей (70—80-е годы) очень близка позициям гуманистической, педоцентристской педагогики Запада. Идеи учителей-новаторов со­держали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»); задача не только давать зна-: ния, но развивать способности учащихся и воспитывать их в процес­се учения; поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность школьников и их развитие. Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую цен­ность — личность ребенка.

В настоящее время российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разрабатывают личност-но-ориентированную модель образования на основе опыта нова­торов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференци­рованное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематич­ности, снижает уровень обучения.

7. Концепция образов-я в РБ. Осн. пр-пы направления реформиро-я сш.

Была утверждена Кабинетом Министров в 1996г.

Состоит из разделов: 1) общая хар-ка шк-го образования РБ. 2) современное состояние. 3) обоснование необходимости реформирования. 4) цели и принципы реформы. В концепции подчеркиваются негативные тенденции в развитии общеобраз-ых школ РБ: 1. Перегрузка уч-ся. 2. Односторонняя направленность на интелектуальную подготовку и воспит-ие дисциплины. 3. элитаризация. 4. его недоступность многим уч-ся. 5. унификация шк-ой системы. Задачи общеобраз-ой школы: подготовить молодое поколение к полноценной жизни и общественной деят-ти, всестороннее развитие личности.

С 7-8 класса - углубленное изучение отдельных предметов. С 9-10 классов профилирование. Лицейские и гимназические классы (2 года) предназначены для продолжения среднего образ-ия и подготовки к высшему.

Сегодня необходимо сформи­ровать белорусское образование в самостоятельную и гибкую и систему, бази­рующуюся на национально-куль­турной основе и учитывающую об­разовательный опыт и новейшие педагогические технологии разви­тых стран.

К положительным чертам советской школьной системы относятся объем и качество знаний, предоставляемых учени­кам. Школа оснащена учебными программами высокого уровня сложности, обеспеченными эф­фективными методиками. Резуль­таты международных олимпиад наглядно демонстрируют это. К отриц. сторонам отно­сятся: üучебная перегрузка, приво­дящая к резкому ухудшению со­стояния здоровья уч-ков, большинство учеников не в состоянии успевать по всем предметам, üчрезмерная унифицирован­ность нашей школы, недостаток возможностей для учета индиви­дуальных наклонностей и способ­ностей учащихся; üнедостаточное внимание школы к проблемам гражданского воспитания и соци­альной адаптации школьника в ус­ловиях постоянного усложнения общественной жизни, что ведет к росту преступности, другим нега­тивным явлениям; üплохое мате­риальное и финансовое положе­ние нашей школы, учителей, üотток педагогических кадров из систе­мы образования:

Основными целями реформы являются вывод государственной системы образования на совре­менный уровень, по­вышение престижа, реальное зак­репление за сферой образования статуса приоритетности для госу­дарства и общества. Осн. направлениями реформирования должны стать: • переход к оптимальным срокам обучения в общеобразователь­ной сш; • переход на новое содержание технологии образования, опре­деление базового компонента общеобразовательной подготов­ки, обеспечивающего условия для гармоничного развития лич­ности; • изменения организационной структуры средней школы в це-лрх ее лучшего приспособления к современным условиям; • переход к профилированной под­готовке на завершающем этапе получения бщего среднего об­разования.

Гуманистический аспект реформы предполагает введение обязательной 10-летней базовой общеобразова­тельной школы и 5-дневной учеб­ной недели и предлагает структу­ру 12-летнего образования. Гуманитаризация образования состоит в более полном и после­довательном ознакомлении уча­щихся и студентов с достижения­ми национальной и мировой куль­туры в самых различных ее про­явлениях: литературе и поэзии, музыке и живописи, философии и культурологи. Многие фундамен­тальные положения основ наук, изложенные в нынешних школь­ных учебниках, оказались локаль­ными, неполными, устаревшими.

Начальная школа (1—4-е клас­сы, с 6 до 10 лет) ставит перед собой две задачи. 1. по­буждение и развитие устойчивого интереса к учению, к знанию. 2. функцио­нальная грамотность. Сами зна­ния и система их подачи должны быть не абстрактными, а вытекаю­щими из жизненных потребностей и психологии ребенка. Цель основной школы (с 5 по 10-й класс) будет состоять в подго­товке детей к жизни (а не к поступ­лению в вуз). Знания, полученные в 10-летке, должны быть логически завершенными. Подготовка в 8—10-х классах будет значительно дифференциро­вана. Государственный обязатель­ный для всех стандарт будет со­ставлять 70—75% школьной про­граммы. Остальное — по возмож­ностям школы и желаниям учени­ков и родителей А третья ступень школы (11— 12-и классы) будет фактически полностью. разделена на 5 специализаций: гуманитар­ная, естественнонаучная, политех­ническая, эстетическая и общая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...