Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача 9-5. (Автор - Серяков С. А.)




Разбирая старые коробки, на складе был найден пакет, надпись на котором разъело. Удалось прочитать: «...сода».

На приведенной ниже схеме каждое из неизвестных веществ (А - D) заслуживает название «сода». Отметим только, что реакция получения А из NaCl, открытая в 1881 году известным французским физиком О. Ж. Френелем, лежит в основе промышленного спо­соба получения А.

 

Известно, что С при нагревании теряет 62,9% по массе. А и С содержат в своем со­ставе только Н, С, О и Na. В и D состоят из трех элементов.

1. Расшифруйте неизвестные вещества на схеме, напишите уравнения реакций.

2. Какое слово могло быть разъедено в надписи «...сода»? Предложите не менее двух вариантов.

 

Задача 9-6. (Автор - Серяков С. А.).

Равные навески порошкобразного алюминия и серы растерли в ступке и нагревали некоторое время в вакуумированной запаянной стеклянной ампуле. Полученное содержи­мое ампулы вновь аккуратно растерли в ступке и разделили на две равные части. Одну часть полученного порошка обработали избытком соляной кислоты, при этом выделялся газ и оставался нерастворимый твердый остаток. В избытке 40% раствора гидроксида на­трия 2-я часть порошка растворилась полностью; объем выделившегося газа составил 46% от объема газа, выделившегося из раствора кислоты.

1. Определите качественный и количественный состав газов, выделившихся из растворов кислоты и щелочи (объемные %).

2. Определите состав продукта нагревания смеси алюминия и серы в ампуле (массовые %).

3. Напишите уравнения происходивших реакций.

 

III (областной) этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Год 9 КЛАСС

Условия задач

Задача 9–1.

«Многие металлы вытесняют водород при действии на растворы щелочей. Особенно ясно действует в этом отношении алюминий, потому что его окись со щелочами дает растворимое соединение. Такой способ предложен в России – во время японской войны даже для получения водорода, необходимого для военных аэростатов, потому что остальные (кроме воды) материалы, для него надобные – NaHO и Аl – удобны для перевозки и легки.» (Д.И. Менделеев, «Основы химии», т.1, М.-Л., ГХИ, 1947, стр. 415.)

1. Напишите уравнение реакции получения водорода по описанному способу.

2. Определите минимальную массу реагентов, необходимых для заполнения аэростата с подъемной силой 150 кг (при н. у.).

3. «Многие металлы вытесняют водород при действии на растворы щелочей.» Какие из металлов (помимо алюминия) могли бы быть использованы для получения водорода таким путем? Приведите уравнения реакций (два примера).

4. Возможно ли использование других «материалов» с большим выходом водорода на единицу транспортируемой массы? (Приведите два примера реакций: а) А1 +...; б) с участием веществ других классов химических соединений.)

 

Задача 9–2

В промышленном процессе получения серной кислоты SO3, образующийся при окислении SO2, поглощается серной кислотой (в первой поглотительной башне) с образованием олеума. Олеум можно рассматривать как раствор SO3 в серной кислоте.

1. Напишите уравнение реакции окисления SO2 в SO3.

2. При содержании SO3 в олеуме» 45% температура плавления (и, соответственно, кристаллизации) составляет 35°С (температура плавления H2SO4 10,3°С). Образованию соединения какого состава это может соответствовать (формула)? Запишите графическую формулу этого соединения.

3. В вашем распоряжении имеется 30%-ный олеум. В каком весовом соотношении следует его смешивать с водой, чтобы получить 40% раствор H2SO4 в воде (аккумуляторная серная кислота – раствор серной кислоты, который используется для свинцовых автомобильных аккумуляторов)?

4. В каком весовом соотношении надо смешивать воду и 30%-ный олеум для получения безводной серной кислоты. Определите до какой температуры может нагреться образующаяся кислота, если тепловой эффект взаимодействия воды и SO3 составляет 89,37 кДж/моль, а теплоемкость серной кислоты 138,9 Дж/моль·К (начальную температуру принять 25°С, потерями теплоты можно пренебречь).

5. В каком весовом соотношении надо смешивать аккумуляторную кислоту и 30%-ный олеум для получения безводной серной кислоты. Определите, до какой температуры может нагреться образующаяся кислота.

 

Задача 9–3

«Глава 13. Что есть живое серебро, и каково его происхождение

...Оно источник всех металлов, как уже отмечено мною раньше. Все металлы сотворены из него. Оно смешивается с железом, и ни один металл не может быть озолочен без помощи живого серебра.

Прибавлю еще. Живое серебро и сера, если их подвергнуть возгонке с нашатырем, обратятся в сверкающий красный порошок. Когда же этот порошок сгорает в пламени, он вновь возвращается к прежнему состоянию»...

Альберт Великий, «Малый алхимический свод», ХIII в.

1. «Живое серебро» часто можно встретить в природе в виде сульфидов. Напишите реакцию получения этого металла из сульфида.

2. Как называются сплавы, содержащие «живое серебро». Рассчитайте, сколько атомов «живого серебра» приходится на атом калия в сплаве, если максимальное содержание калия составляет 0,8% по массе. Напишите реакцию этого сплава с водой.

3. При взаимодействии «живого серебра» с азотной кислотой может образоваться либо азотнокислая окись «живого серебра» (содержание «живого серебра» 61,84%), либо азотнокислая закись «живого серебра» (масса 1 моль 526 г.) (Все данные в расчете на безводную соль). Напишите уравнения реакций.

4. Окислители легко переводят соединения закиси «живого серебра» в производные окиси. Напишите реакцию взаимодействия хлорида закиси «живого серебра» (каломели) с хлором.

5. Восстановители легко переводят соединения окиси живого серебра в производные закиси. Напишите реакцию хлорида металла с оксидом серы (IV) в растворе.

 

Задача 9–4

Вещество З – черно-серые кристаллы; легко образуют фиолетовые пары, обладающие резким запахом; кристаллическая решетка ромбическая. Вещество В – желто-зеленый газ с резким запахом; Тпл. = – 100,98°С; Ткип.= – 33,97°С; хорошо растворим в неполярных жидкостях, хуже в воде.

1. Приведите формулы веществ АЗ.

2. Запишите уравнения происходящих реакций.

 

Задача 9–5

Медицинский препарат 1 называется «.... магния» состоит из двух бинарных веществ (вещества, в состав которых входят два элемента) А и Б одинакового качественного состава. Нагревание препарата 1 сопровождается выделением бесцветного газа, поддерживающего горение, и потерей массы 4,29%. При этом образуется препарат 2 – «... магния», состоящий исключительно из Б. Оба препарата используются для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, причем 1 оказывает активное противомикробное действие, в отличие от 2.

При растворении Б в серной кислоте и последующей кристаллизации продукта получается вещество В, исторически используемого в качестве легкого слабительного средства. Массовый состав В: 5,7% Н; 71,5% О; 13,0% S; 9,8% Mg.

1. Определите состав веществ А и Б и приведите названия препаратов 1 и 2, учитывая, что название 1 – название соединения А, а название 2 – название соединения Б.

2. Установите состав препарата 1 (массовые %) и химическую формулу вещества В и его название.

3. Напишите уравнения приведенных реакций.

4. Рассчитайте, какую массу вещества В можно получить при насыщении 100 г 30% серной кислоты веществом Б при нагревании и кристаллизации раствора при 20°С, если растворимость образующегося соединения составляет при этой температуре 35,1 г на 100 г воды.

5. С чем может быть связана противомикробная активность 1?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...