Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При задержке речевого развития. 7 глава




• называть облегченными словами количество одинаковых пред­метов «один», «много», «два» (для детей старше двух лет), исполь­зуя при этом и соответствующие жесты;

• различать в речи взрослых употребление притяжательных мес­тоимений «мой — твой — свой» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа «Светин»);

• практически различать два основных цвета (красный — зеле­ный), соотносить эти «сигнальные» цвета с определенными жиз­ненными ситуациями вне дома и словами, регулирующими пове­дение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»);

• соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподража­ний с определенными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).

Оборудование: личные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный «семафор» (два картонных круга — красный и зеленый, каждый круг в центре прикреплен кноп­кой к деревянной линейке так, чтобы их было удобно держать в руке), игрушки детей из дома, принесенные родителями (см. заня­тие № 24), набор картинок с изображениями поезда и машин (лег­ковых, грузовых), книжка или серия сюжетных картинок про поез­дку на поезде, стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Покажите детям поезд из серии картинок, сопровождая показ сле­дующими словами: «Это поезд. Он едет: "чух-чух-чух". Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: "Пока-пока!" И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: "«Пока-пока! Я уезжаю! До свида­нья!" Поезд едет вперед: "чух-чух-чух". Он гудит: "Ту-ту! Я еду впе­ред! Ту-ту! Дорогу мне!"»

Затем поочередно каждому ребенку предлагается вместе со взрос­лым проговорить «голосом» поезда и показать, как поезд едет.

Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!»

Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательное движение вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест ин­дивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «движение поезда» сопровождается соответствующим звуком («чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его ко­леса.

Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «гудок поезда» сопровождается соответствующим звуком («ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.

Затем детям предлагаются на выбор две картинки.

Речевая инструкция: «Где здесь поезд? Покажи!... Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, если ребенок только показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картинки для предъявления должны быть достаточно крупными и изображать стан­дартные транспортные средства: машины, грузовые и легковые, и поезда (несколько различных изображений). Каждому ребенку пред­лагается выбирать из своей пары картинок. Надо помнить, что наи­более сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание можно давать самому сооб­разительному малышу). Обязательно надо предложить «показать по­езд», предъявив или только две картинки с разными машинами, или два разных поезда: так можно лишний раз убедиться, что ребе­нок не угадывает, а Именно различает два различных транспортных средства между собой.

В заключение работы по картинкам дети вместе со взрослым «со­бирают поезд»: размещают «вагончики» (листы цветного картона) позади «паровоза» (вдоль нарисованной на ватмане линии «рельс»).

Если дети хорошо подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то можно предложить им размещать вагончики соот­ветственно расположению колесиков разного цвета, заранее нарисо­ванных на ватмане.

Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик такой же! Вагончик такого же цвета, как и эти колесики!» Если это задание является новым для детей, то оно проводится после основного занятия индивидуально с каждым ребенком.

Когда работа по картинкам закончена, сообщите детям, что се­годня они будут играть в «Поезд».

Вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев. Речевая инструкция: «Этот стул — вагончик в нашем поезде. Сейчас мы и наши игрушки поедем на поезде. Вова! Света! Саша! Принесите сюда другие стулья. Пусть каждый принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья друг за другом.)

Затем дети будут должны рассадить в «поезде» свои игрушки. Дет­ские игрушки заранее размещаются в игровой комнате так, чтобы любой ребенок мог выбрать несколько нужных игрушек из целой группы предметов.

Речевая инструкция: «Это наш поезд. Вот вагончик! Здесь поедет Саша и его игрушки. Саша, возьми с собой друзей: этого зайку и тех мишек! Посади зайку и мишек на свой стульчик: вот так! Хорошо!»

Света! А это твой вагончик! Здесь вместе с тобой поедут куклы. Посади кукол на свой стульчик. Молодец!

А это Бовин вагончик! Вова, посади к себе в вагончик зайчиков и лисичку. Хорошо!

Затем произнесите: «Ой, кажется, зайчики что-то говорят». При­сядьте на корточки и «слушайте», что говорят зайчики. Затем расска­жите детям о том, что «вам сказали зайчики»: «Зайчики не хотят ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто теперь остался сидеть в твоем вагончике? («Зайчики».)

Покажи на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста де­тей). Правильно!»

«Света! Лисичка не хочет ехать с куклами. Тогда куда мы ее поса­дим? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Сашин».) Кто едет в его вагончике? («Зайка и мишки».) Сколько мишек сидит в вагончике? (жест «два» или «мно­го» — в зависимости от условий игры и возраста детей)».

«Саша! Сколько зайчиков сидит в твоем вагончике? («Один» и соответствующий жест.) Зайка может ехать вместе с лисичкой? («Нет»). Куда мы можем пересадить зайку? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Бо­вин».)

Все игрушки рассажены. Надо определить с помощью любой счи­талки, кто будет отправлять «поезд» в дорогу. В конце занятия про­водится игра «Семафор».

Все игроки вместе со взрослым «просят» ведущего разрешить поезду отправиться в путь. Они громко произносят: «Ту-ту!», де­монстрируя соответствующий жест. Ведущий поднимает зеленый круг «семафора», и поезд едет: «Чух-чух-чух!» (дети произносят хором, демонстрируя соответствующий жест). Если ведущий под­нимает красный кружок «семафора», «поезд» останавливается и гу­дит: «Ту-ту!»

Тогда ведущий опускает красный круг и опять поднимает зеле­ный. Игра продолжается.

 

38. Зимняя дорога

Цель: закрепить умение выполнять сложную речевую инструк­цию (в два действия), выраженную с помощью глаголов в изъяви­тельном и повелительном наклонении.

Задачи:

• закрепить в пассивном словаре качественные прилагательные, называющие цвет «красный» — «зеленый», и активизировать упот­ребление слова «белый» в связанном сочетании «белый снег»;

• проверить понимание значений наиболее распространенных гла­голов движения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий («впе­ред», «назад»);

• стимулировать детей к самостоятельному произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.

Оборудование: игрушечный «семафор», личные игрушки детей (мишки, зайки, кошечки, собачки и т.п.).

Ход занятия

В начале занятия с детьми повторяются задания из темы «Едем в гости»: сначала дети строят «поезд» (из стульев) и рассаживают в нем свои игрушки. Помогите детям пересадить игрушки в вагончи­ках так, как они «просят» (см. вариант аналогичной речевой инст­рукции из предыдущего занятия).

Проводится игра «Семафор».

Затем сообщите детям о том, что поезд приехал в лес. В лесу зимой много снега и ехать в поезде дальше нельзя.

Речевая инструкция: «Стоп! Красный свет! Ехать дальше нельзя! Вокруг только снег, дороги не видно. Игрушки остаются в вагончи­ках, а мы идем искать дорогу в лесу!»

В комнате на полу широкой лентой отмечается дорога: дети по очереди должны пройти по ней вперед, пробежать назад.

Первым команды дает взрослый, а затем каждый ребенок по­вторяет их, обращаясь к другому ребенку. Удобнее всего организо­вать это занятие как игру-эстафету, когда одно движение выпол­няется последовательно всеми детьми, причем команда на выпол­нение определенного движения также повторяется каждым ребен­ком.

Речевая инструкция (для движения шагом по широкой ленте):

«Ваня! Иди!» (Произнесите эти слова громко.) «Вперед!» (Пока­жите соответствующий жест рукой в нужном направлении.)

«Света! Иди!» (Это произносит Ваня.) Хорошо, если ребенок не только повторяет слова за взрослым, но и самостоятельно показы­вает направление движения — жест «Ко мне!».

«Саша! Иди!» (Это произносит Света.)

Последовательно с каждым ребенком отрабатывается произне­сение каждой команды: «Иди! Беги! Прыгай!» Команда «Стой!» отрабатывается вместе с любой из этих команд, как противопо­ложная ей. Можно заменять ее в речевой инструкции аналогичной командой «Стоп!», чтобы продемонстрировать детям, что эти сло­ва обозначают одно и то же: конец действия, прекращение движе­ния.

Команда «Прыгай!» в этой игре означает «прыгать на двух ногах».

Команды «Вперед!» и «Назад!» используются только взрослым и обозначают именно направление движения относительно исходной точки начала «дороги» (ленты).

Если двигательные возможности детей еще очень несовершенны и поэтому с ними нельзя организовать групповую подвижную игру, можно облегчить задание. Двигаться по команде должны не дети, а игрушки в их руках. Соответственно меняются протяженность «дороги» (она уменьшается), ее местоположение (лента кладется на по­верхность детского стола, вокруг которого располагаются дети).

Речевые инструкции: 1. «Мишка! Иди!» 2. «Зайка! Прыгай!» 3. «Ко­тик! Беги!»

Все эти фразы произносятся детьми по речевому образцу (после взрослого) и сопровождаются точным выполнением соответствую­щего движения игрушкой в руках того ребенка, у которого она находится.

В конце занятия дети возвращаются к поезду и садятся в «вагон­чики». Они нашли дорогу в лесу, но, чтобы по ней проехать, надо «расчистить» снег. Вы произносите: «Снег! Снег! Белый снег!» За­тем, обращаясь к детям, спрашиваете: «Снег какой! Белый! На до­роге... белый снег. Давайте подуем, и он улетит! Вот так: фу-у-у! Еще сильнее: фу-у-у! Белый снег! Белый снег, улетай!» Дети сильно дуют, прогоняя «белый снег» с дороги. (Очень хорошо поднести к губам ребенка вату: малыш увидит, как «летит белый снег».) «Все! Снега больше нет!»

Поезд опять едет. Игра «семафор» завершает это занятие: отра­батывается согласованное произнесение команды «Стоп!» и под­нимание красного круга с каждым ребенком по отдельности. Хорошо учить эту команду в парах: один ребенок произносит «Стоп!», а другой должен поднять красный сигнал «семафора». Затем все дети «гудят»: «Ту-ту!», и поезд едет дальше (ребенок опускает красный сигнал). При организации этой игры надо учи­тывать, что маленьким детям очень трудно поочередно подни­мать то красный, то зеленый сигнал, как это должно быть в реальной жизни. Для них игру надо адаптировать: один ребенок (например, тот, который держал красный сигнал) садится на свое место в «поезде», а другой ребенок выходит вперед и дает зеленый свет (поднимает зеленый круг). В дальнейшем можно будет разучить с каждым ребенком и выполнение обеих ко­манд, но на данном занятии акцент надо делать на самостоя­тельное произнесение детьми команд в игре, а не на усложне­ние выполнения этих команд.

 

39. Как зимовали мышка и медведь?

Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей умень­шительно-ласкательные суффиксы существительных при называ­нии предметов, явлений.

Задачи:

• тренировать у детей умение различать на слух звуки, произне­сенные «высоким» и «низким» голосом;

• уметь при ответе различать «большие» и «маленькие» предметы и соотносить их с определенным морфологическим показателем в речи взрослых (стол — столик, ложка — ложечка);

• учить подражать голосам «больших» и «маленьких» (звуки, сло­ги, простые слова).

Оборудование: две игрушки — мягкая игрушка «мишка» и ма­ленькая пластмассовая «мышка» (она может быть заменена фигур­кой, вылепленной из пластилина), — размеры этих игрушечных животных должны различаться между собой в пропорции не менее 1:3, игрушечная «берлога» (большая бумажная коробка с боковой прорезью, обложенная сверху ватой), набор детской кукольной ме­бели и посуды, веточки елки или сосны, стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Пригласите детей к столу, на котором предварительно подготов­лена «берлога»: перевернутая бумажная коробка из-под обуви с бо­ковой прорезью («лазом»), обложенная сверху ватой. Вокруг «бер­логи» — «елки» (веточки ели) в лесу. Рядом с «берлогой» стоит мышка. Она «прячется» в елках.

Попросите одного ребенка показать, где мышка спряталась. Друго­го ребенка спросите, как мышка пищит («пи-пи-пи» или «и-и-и»).

Затем расскажите детям историю про мышку: «Жила-была мышка. Она была маленькая-маленькая. Вот такая! (Жест, демонстрирующий, какая мышка «маленькая».) У нее не было своего домика. Она бегала везде и искала себе хлебушек. Но зимой выпал снег. (Указательный жест в сторону «снега».) И маленькой мышке стало нечего кушать. Вокруг (жест вокруг мышки) — только снег и елки, и ни одного кусочка хлеба. Мышке очень плохо! Мы пожалеем мышку, погладим ее. (Дети гладят мышку.) Надо помочь мышке и найти для нее домик. Посмотрите, где мышке можно спрятаться? Мы спрячем здесь мыш­ку? (Жест в сторону входа в «берлогу», подсказывающий детям пра­вильный ответ.) («Вот. Туда!» Дети прячут мышку в отверстие сбоку коробки-«берлоги».) Мышка спряталась! А снег все идет и идет!»

Встаньте из-за стола, достаньте из кармана несколько ватных шариков и сдуйте их со своей ладони вниз. Ватные кусочки падают вниз, на стол: «снега» становится все больше и больше. Дети встают из-за стола и тоже начинают дуть, сдувая вату с руки взрослого. «Снег» падает вниз.

Затем спросите у детей: «Кто живет в этом домике?» («Мышка».)

Предложите детям посмотреть, как мышка живет в своем домике. Поднимите коробку и воскликните: «Ой! Здесь кто-то есть! Кто это?» Дети видят, что в домике две игрушки: мышка и медведь, который,

укрывшись, «спит» на маленьком диване. («Мышка и мишка».) Кто спит на диване? («Мишка».) А где же мышка? (Ребенок должен по­казать, что мышка «спряталась» под диваном.) («Вот».)

Мышка и мишка ставятся на стол. Еще раз обратите внимание детей на то, что мишка — большой, а мышка — маленькая.

Игра: «Большое и маленькое».

Игра проводится в виде беседы с детьми. Каждый ребенок дол­жен ответить на вопросы двух типов: «где большое» и «это большое или маленькое». Например, спросите: «Где большой стол? А столик: он большой или маленький?» Игра проводится на предметном мате­риале, размещенном внутри «домика» (это может быть — ложка и ложечка, миска и мисочка, подушка и подушечка). Важно, чтобы все пары слов изменялись по единой словообразовательной модели — с помощью суффиксального способа словообразования (-очк, -ечк).

Затем проводится игра «Чей голосок?». Держите за спиной обе игрушки так, чтобы дети их не видели. Для этой игры ребенок должен узнать голос игрушки и выбрать «в доме» предмет, который она «попросит». В этой просьбе не должно содержаться прямого ука­зания на предмет, т.е. мишка (голосом взрослого) не должен гово­рить ребенку: «Дай мне мою кровать!» Речевая инструкция может быть сформулирована по следующему образцу: «Ы-Ы-Ы. Хочу спать! Хочу спать! Куда мне лечь? Где мне лечь? Ваня, помоги мне!» Названный ребенок должен узнать игрушку по голосу и дать мишке его кровать.

 

40. Делаем кормушку для птиц

Цель: активизировать в речи детей устойчивые словосочетания и выражения, в том числе и включающие в свой состав некоторые глаголы и прилагательные в форме «облегченных» слов.

Задачи:

• научить каждого ребенка соотносить свои действия со словес­ной инструкцией, получаемой от другого ребенка (по речевому об­разцу, предложенному взрослым);

• тренировать умение выражать «голосом» качественные характе­ристики хорошо знакомых предметов (большой — маленький);

• сформировать устойчивое словоупотребление словесных оборо­тов «большая птичка», «маленькая птичка», «положи сюда», «дай мне это».

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Кормушка для птиц» (стимульный материал), деревянная или картонная кормушка для птиц, кусочки хлеба, семечки, сало и т.п.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, затем кормушка для птиц выносится во двор (на прогулке) и крепится на ветках дерева.

Для этого занятия надо заранее попросить родителей пригото­вить для каждого ребенка пакетик с кормом для птиц. Эти пакети­ки будут использоваться на занятии.

Сначала детям демонстрируется картина, на которой нарисованы птички, клюющие корм с кормушки. Проводится короткая вводная беседа по картинке, в ходе которой опрашиваются все дети, уча­ствующие в занятии. Детям надо дать следующие задания и задать такие вопросы:

«Покажи всех птичек».

«Покажи только тех птичек, которые сидят на земле (на веточ­ках)».

«Покажи птичек, которые клюют корм из кормушки».

«Покажи мальчика, который кормит птичек».

«Покажи девочку, которая кормит птичек».

«Это большая птичка? (Вы показываете на маленькую птичку.) Нет, это не большая птичка! Это маленькая птичка. Скажи, как я: маленькая птичка».

Затем попросите одного из детей помочь вам собрать корм для птиц.

Речевая инструкция: «Ваня, скажи Мише: Дай мне это!» Про­износите эти слова на ухо ребенку, в руках у другого ребенка находится пакетик с кормом для птиц. Так вы используете по­мощь ребенка-посредника для громкого озвучивания своей просьбы.

Подобным образом каждый ребенок должен помочь собрать корм в кормушку. Речевая инструкция варьируется — ребенок, получивший пакетик с кормом для птиц, затем сам, по просьбе другого малыша («Положи сюда!»), высыпает его содержимое в кормушку.

В конце занятия кормушку с кормом выносят ближе к входной двери и отставляют там до начала прогулки. В дальнейшем на улице можно будет неоднократно закреплять эти речевые навыки:

1. Умение называть птичку: «большая птичка», «маленькая птичка».

2. Умение обращаться с просьбой к другому ребенку при корм­лении птиц, употребляя при этом определенные слова по речевому образцу взрослого.

Наблюдение за настоящими птицами, слетающимися к кормуш­ке, будет стимулировать у детей активное употребление всех устой­чивых словосочетаний и выражений, разученных на занятии.

 

41. Праздник «Прощание с зимой»: Масленица

Цель: активизировать в речи детей новые слова (существитель­ные, глаголы, прилагательные по темам «Одежда», «Продукты пи­тания», «Предметы и явления вне дома»).

Задачи:

• проявление в игровой ситуации элементов речевой инициативы;

• умение соотносить свой практический опыт и наблюдения за явлениями природы с определенными словами и выражениями, вы­ражающими чувственные представления детей об окружающем мире;

• договаривание фразы взрослого до конца, используя свои зна­ния о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее час­то выполняемых с ними.

Оборудование: снежная баба (высотой не более 0,5 м), сухие веточки или солома, спички, ведро с водой. Ход занятия

Данное занятие проводится в помещении и на улице (на игровой площадке детского сада или во дворе перед домом). Во второй части занятия могут принимать участие одновременно все дети группы, но для проведения первой части надо разделить детей на подгруппы, как на всех занятиях Основного цикла, кроме итоговых занятий, так как малы­шам будет жарко стоять в одежде и ждать, пока всех детей оденут.

Предварительно перед выходом на улицу с детьми проводится беседа о том, что сейчас происходит на улице. Для того чтобы детям было легче соотнести слова взрослого с конкретной ситуацией, ре­комендуется или наблюдать в окне за происходящим на улице, или использовать сюжетную картинку «Тает снег». Скажите детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Какая сегодня погода? На улице очень холодно? Нет! На улице тепло. Подойдите к окну! («Посмотрите на эту картинку!») Светит (указательный жест в направлении солнца) солнышко. На улице много снега? Нет! На улице мало снега! Снег тает».

Затем пригласите детей в гардеробную комнату. Доставая одеж­ду ребенка из его шкафчика, спросите у каждого малыша: «На улице холодно? (Нет! Тепло!) Наденем эту кофту? (Да.) А это что? (Еще кофта! — Этот парный предмет одежды предварительно прячется в шкаф.) Наденем сразу две кофты? (Нет. Одну!) Тебе не будет холодно? (Нет.) А мама надевала тебе две кофты или одну? (Одну.)»

Можно варьировать вопросы в зависимости оттого, какие «лиш­ние» парные предметы положили в шкаф (шапку, шарф, варежки).

Когда все дети будут одеты, их организованно выводят на улицу. Там уже подготовлена «снежная баба». Спросите у детей, какой празд­ник «празднуют» зимой. Если дети не вспомнили, можно задать им наводящий вопрос: «Что Дед Мороз положил тебе под елочку? Дед Мороз приходит каждый день? Нет, Дед Мороз приходит только в Новый год. В какой праздник приходит Дед Мороз? В Новый год? Кто нам приносит подарки в Новый год! Дед Мороз!»

Вы продолжаете: «Деда Мороза больше нет. Он вернется только в Новый год. На улице осталась только снежная... (баба). Снежная баба сделана из... (снега). Ее нос сделан из... (морковки). Сегодня мы будем прощаться со снежной бабой. Солнце светит тепло-тепло, и нам на улице тоже... (тепло), и снежной бабе тоже... (тепло). Снег тает, и снежная баба... (тает). Снег боится лучей солнца, и снежная баба боится лучей... (солнца). Мы попросим солнце: Солн­це, свети! Еще раз все вместе скажем: Солнце, свети!»

«Солнышко светит, и снежная баба... (тает). Снежная баба тает, а солнышко сильнее и сильнее... (светит)».

«Надо помочь солнышку? Да, надо помочь! Снежная баба боится огня. Всем от снега — холодно, а от огня — горячо. Снежная баба — холодная, а огонь... горячий».

«Снежная баба горячая? Нет, снежная баба... (холодная). Она ка­кая? (Холодная!) Огонь холодный? Нет, огонь... (горячий!)». Не­однократно обращайтесь к каждому ребенку с «неправильным во­просом» (т.е. формулируйте вопрос заведомо неправильно, чтобы вызвать у малыша протест, выраженный в форме «правильного» речевого высказывания). Этот прием очень эффективен для стиму­ляции речевой инициативы самого ребенка.

Затем дети вместе со взрослым собирают веточки для костра, предварительно разбросанные по площадке. Речевая инструкция взрос­лого варьируется в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка к ориентации в пространстве и понимания значе­ний пространственных предлогов.

Зажигают костер. Организуйте всех детей в хоровод, спойте пе­сенку о проводах зимы, например:

Свети, свети нам, солнышко, Свети, свети сильней И каждого ребеночка Своим лучом согрей.

Костер горит, снежная баба тает и превращается в воду. Тлеющие остатки костра заливаются водой из ведра.

Когда зима кончается, становится тепло, все люди радуются и веселятся. Обычно в эти дни все угощают друг друга блинами. Если есть возможность, то в детском саду можно накормить детей блина­ми в этот день или попросить родителей приготовить детям блины дома на ужин.

 

42. Что мы видели зимой? (итоговое занятие)

Цель: стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима» (инициатором диалога яв­ляется взрослый).

Задачи:

• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим зада­вать вопросы другим детям по предложенному взрослым речевому образцу;

• закрепить в речи детей употребление устойчивых словосочета­ний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побу­дительных предложений (как правило, в «замороженной» форме).

Оборудование: сюжетные картинки по темам «Новый год», «Кор­мушка для птиц», «Снег тает», предметные картинки «снежная баба», «солнышко», «луна», «елка», «птичка», стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении.

Пригласите детей к столу и достаньте первую картинку: «елка». Речевая инструкция: «Что это? (Елка.)»

Достаньте вторую картинку «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой? (Новый год). Кто нам приносит подарки в Но­вый год? (Дед Мороз.)»

«Дети, в Новый год на улице очень тепло? (Нет, холодно.) На прогулку нам не надо надевать шапки и шарфы? Не надо! (Нет, надо!) Мы любим гулять на улице в сильный мороз? (Нет, нелюбим.)»

Достаньте третью картинку: «птичка». Спросите: «Кто это?» (Птичка.)

«Зимой птичке не хочется есть? Не хочется! (Нет, хочется.) Зи­мой в лесу еды очень-очень много? (Нет, не много, а мало!)» По­следний ответ можете подсказать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» головой, «не» — рукой, «мало» — двумя руками).

Достаньте картинку «Кормушка для птиц».

«Ваня, спроси у Светы, кто это? Это птички?»

«Вова, спроси у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на маленькую птичку: дети могут подражать только правильно сформулированным вопросам, «неправильные» во­просы не принимаются ими для подражания, потому что детское вос­приятие еще очень привязано к конкретной ситуации: малыши еще не готовы повторять «одно», когда видят «другое».)

Когда беседа по картинке «Кормушка для птиц» закончена, все ранее предъявленные картинки убираются со стола и детям показы­ваются сразу две предметные картинки.

Попросите их показать, где солнышко. Затем, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей и общего уровня раз­вития их представлений об окружающем мире, с ними проводится беседа по следующим вопросам: Солнышко светит ночью или днем? Солнышко греет или не греет? Некоторым детям могут быть адре­сованы неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимой солнце очень горячее?» Надо обязательно следить за тем, чтобы в своих ответах все дети использовали нужные глаголы и прилагательные, а не ограничивались только односложными отве­тами типа «да — нет». Вопрос, который был «трудным» для одного ребенка, надо «переадресовать» другому малышу. Для этого можно использовать и прием «озвучивания» ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».

Заключительная часть занятия проводится по картинке «снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленица. Рекоменду­ется использовать примерные вопросы и задания детям из второй части предыдущего занятия.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».

По окончании занятий II этапа Основного цикла для всех детей обязательно проводится заполнение анкеты-опросника (родителя­ми) и сравниваются результаты наблюдений педагога с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.

Дети, которые стойко отстают от всей группы в своем речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консульта­цию к детскому психологу, а также логопеду (специалисту по ран­ней коммуникации) в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). В случае необходимости этими специалистами дети могут быть направлены на обследование к другим специалистам (невропа­тологу, психоневрологу, педиатру и т.д.).

К концу II этапа Основного цикла дети должны приобрести сле­дующие навыки речевого общения:

• Уметь различать в речи взрослых употребление:

— грамматической формы единственного — множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов;

— уменьшительных суффиксов существительных для обозначе­ния соответствующего лексического значения;

— глаголов в форме инфинитива, а также в изъявительном и повелительном наклонении.

• Соотносить значение некоторых прилагательных и наречий с характерными признаками отдельных предметов и явлений.

• Понимать смысл нескольких вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений, числительных (количествен­ных «один, много», пространственных «там — тут — здесь», притя­жательных «мой, мне, твое»).

В самостоятельной речи детей, которая в некоторой степени ста­новится инициативной, хотя еще в значительной мере остается от­раженной, появятся:

• Наряду с аморфными словами-предложениями некоторые устой­чивые словосочетания (в «замороженной форме»), и даже отдельные побудительные предложения (обращенные чаще к взрослому, чем к сверстникам).

• «Облегченные» слова, которые функционируют еще параллельно со звукоподражательной лексикой (машина — би-би — сина),

Значительно возрастет пассивный словарный запас детей, в ко­тором именно на II этапе работы по программе Основного цикла произойдет ряд качественных изменений:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...