Путешествие в горы Кызыларай.

Завершающая поездка членов исторического кружка в текущем учебном году состоялась в выходные дни 27.05. – 29.05. 2016 г. Цель поездки была следующая: побывать на знаменитых каменных мавзолеях Бегазы, которые относятся к эпохе поздней бронзы. Но другая, не менее важная для нас задача поездки состояла в том, чтобы совершить восхождение на «крышу Сары-Арки» - пик Аксоран. Эта самая высокая точка всего Казахского мелкосопочника, вздымается ввысь на 1565 метров. Путь к этой вершине, лежащей почти в центре гор Кызыларай, пролегает по крутым склонам, каменистым осыпям, руслам горных ручьёв, которые заросли высоким кустарником, и прочим естественным препятствиям. Но зато, путешественник, поднявшись на эту горную вершину, ощущает всё величие окружающего пейзажа, всю красоту Сары-Арки, может в ясную погоду увидеть горы, ущелья, голубоватые дали в радиусе до 80 километров. Ради этого стоит отправиться в такое путешествие.

В составе нашей группы было всего 14 человек – студенты 1-го – 7-го курса «Общей медицины» и преподаватели кафедры истории Казахстана и СПД, которые в течение года участвуют в заседаниях исторического кружка кафедры, любят историю и участвуют в подобных поездках ежегодно. Это Санжар Жуманбаев, студент 1-го курса, Адель Абенова, студентка 2-го курса, Асель Турар, студентка 3-го курса, Асия Кадралинова, студентка 4-го курса, наконец, наши постоянные участники заседаний кружка в течение года, а также многих поездок к историческим памятникам - интерны Вера Марченко и Антон Кистанов, Оксана Кальнаус, Алима Сарыкова. Принял участие в нашей поездке и почётный член исторического кружка, в прошлом студент КГМУ, а ныне уже много лет врач-стоматолог Сиявуш Аликбаров. Преподаватель кафедры Б.Б. Рысбекова уже ряд лет также участвует в работе нашего кружка. На этот раз Бахыт Баяновна поддержала нашу кампанию вместе с супругом – ответственным работником УВД нашей области (но по образованию – историком). Старший преподаватель кафедры К.М. Сисенгалиева также приняла участие в нашем путешествии. Следует отметить, что многие из названных членов исторического кружка в прошлые поездки участвовали в съёмках кратких видеолекций по истории Казахстана для студентов КГМУ. Такой видеоматериал, снятый на историческом памятнике, очень интересен студентам 1-го курса, изучающим наш предмет.

Для достижения целей нашего путешествия мы отправились на «бусике» в пятницу, после занятий в аул Шылым, расположенный у подножья гор Кызыларай (в 300 км от Караганды, в Северном Прибалхашье). Проживание в специальных гостевых домах нам обеспечила карагандинская турфирма «Nomadic Travel». Поэтому когда мы добрались до места нашего пребывания, хозяева гостевого дома – Аскар и Раушан уже ждали нас с горячим ужином. Нас разместили со всеми удобствами в уютных меблированных гостиных, мы также смогли с дороги принять горячий душ. Отдохнув и отведав бешбармак из нежной баранины, мы отправились прогуляться в окрестностях аула. Свежий горный воздух сразу немного опьянил нас, уставших от городской суеты, а неясные вечером силуэты горных цепей и ущелий манили к себе. Вечером после прогулки мы исполняли песни под гитару. Адель, Омырзак Жомартович пели казахские и русские песни, акккомпонируя себе на гитаре, которую нам любезно предоставили хозяева дома. Ещё были интересные разговоры на медицинские темы, которые заинтересовали хозяев дома, да и нас. сотрудников не медицинской кафедры. Сиявуш поделился опытом более чем 5-летней работы по специальности, указав, что для врача самое важное, по его мнению, высокий профессионализм, а также способность врача при лечении пациента учитывать весь комплекс болезней и патологий…

Наутро позавтракав и взяв с собой заботливо приготовленный Раушан т.н. «сухой паёк» мы отправились в наше главное в этот день путешествие – на пик Аксоран. Собственно, сама вершина гордо выделяется на фоне окружающих гор более светлым тоном. Она находится в прямой видимости от аула, но дойти до неё напрямик невозможно – каменистые ущелья, скалистые насыпи, горные ручьи преграждают путнику дорогу. Поэтому неискушённому путешественнику можно легко сбиться с правильного маршрута и уйти в другое ущелье, потерять столь драгоценное в горах время. К этим трудностям добавляется возможная нехватка питьевой воды – что мы, кстати, ощутили в этом походе на себе.

По дороге на Аксоран. Отдых у горного ручья. Фото автора.

Должен по - секрету признаться читателю этих срок, что отправившись во главе нашей группы по маршруту на Аксоран, я на этот раз допустил оплошность, сбился с наиболее короткого маршрута и «увёл» группу в другое ущелье. В результате мы потеряли почти 2,5 часа и изрядно устали. Поняв свой промах, я честно признался группе, сказав при этом, что теперь мы вышли на знакомую уже мне местность (последний раз я был в этих местах с группой туристов вместе с заведующим кафедрой К.А. Темиргалиевым в 2013 году). Несмотря на жару и уже ощутимую усталость все участники группы высказались за продолжение нашего восхождения, «простив», таким образом, мне оплошность. Отдохнув у горного ручья и напившись чистой, прохладной воды из него (наши запасы воды уже подошли к концу) мы продолжили путь по скалистым красноватым склонам гор. Острые камни то и дело выскальзывали у нас и под обуви. Солнце всё больше припекало, раскаляя воздух вокруг нас. Здесь, в горах, как и всегда в походе, каждый из нас старался помочь товарищу, подать руку в трудном месте, а то и «потянуть» за собой уставшего на крутом склоне. Надёжным помощником и хорошим спутником на протяжении всех 3-х дней нашего путешествия показал себя Омырзак Жомартович – супруг Бахыт Баяновны, впрочем, как и она сама, а также Каламкас Маратовна – преподаватель экономической теории нашей кафедры. Крутые подъёмы сменялись спусками, едва заметная тропинка, на которую мы вышли, как было запланировано вначале пути, петляла среди причудливой формы скал и камней. Время, казалось, шло слишком быстро, а мы продвигались как будто всё медленней – сказывалась усталость, а мы ещё не подошли к подножию самой вершины. Наконец, найдя тень возле небольшого скального массива, мы устроили небольшой «обед», перекусив сухим пайком, который нам вручила утром в гостевом доме его хозяйка – заботливая Раушан. Баурсаки пришлись как нельзя кстати. Движение в горной местности не терпит суеты и поэтому мы часто останавливались на отдых, стараясь выпивать при этом минимум воды, а также подкрепляясь «пищей караванщиков» - сухофруктами. Этот продукт, кстати, выращивали жители оазисов вдоль трасс Великого Шелкового пути в средневековье. Сухофрукты в дороге не портятся и дают путнику силы и необходимое количество витаминов, столь необходимых в длительных переходах. Наконец мы оказались у подножия самой горы. Здесь мы увидели белеющие тут и там среди зелёни сугробы чистейшего белого снега – это было просто удивительно!

Восхождение на Аксоран. На фоне белого снега…. Фото автора.

Несмотря на сильную жару и конец мая месяца в горах, на их склонах, в тени скал сохранились небольшие белые сугробы не растаявшего снега. Надо сказать, это, в определённом смысле спасло нас. Дело в том, что мы захватили с собой недостаточное количество ёмкостей для воды, запасы которой вновь угрожающе стали подходить к концу… Возле одного из таких «сугробов» у подножия Аксорана наши парни обнаружили ручеёк талой, необычайно чистой и вкусной воды. Мы вдоволь напились её и немного отдохнув стали подниматься на вершину. Несмотря на то, что дело шло к вечеру, отступать было поздно, хотя я знал, что возвращение назад «по горным тропам» в темноте чревато большой опасностью.

Двигаясь по маршруту на Аксоран. Фото К. М. Сисенгалиевой.

Дело в том, что была ещё одна важная задача нашего восхождения на вершину, о которой знали только двое участников поездки: я и Антон Кистанов. Собственно он и доверил мне свой «план» мероприятия, которое по его задумке должно было состояться именно на вершине Сары-Арки… Последние несколько сотен метров дались нелегко, особенно мне (хотя мы делали постоянные небольшие остановки), поэтому, автору этих строк помогали (к моему стыду) двигаться эти последние, желанные метры до вершины, буквально тянули меня наверх Каламкас Маратовна, а также Санжар, Адель поочерёдно… И вот, наконец, вершина! Во все стороны открывается величественный вид на горные цепи, уходящие к горизонту, на зелёные долины с вкраплениями леса и кустарника, а главное – на совсем близкое небо с особенно белыми облаками…Можно и передохнуть. У нас есть запас талой воды, взятой у подножия, остатки съестных припасов, несколько свежих фруктов, которые предусмотрительно захватила с собой староста нашего кружка Адель Абенова. Теперь, на вершине, «вдали» от цивилизации любой запас продуктов, а тем более фруктов, расценивается усталыми путниками «на вес золота…». Испытали подобные чувства и мы. Но вот, немного отдохнув и дав возможность сфотографироваться на фоне столь близких облаков и панорамы великолепного ландшафта, уходящего за горизонт во все стороны света, я по просьбе Антона, попросив минуту тишины и всеобщего внимания, передал ему слово для важного объявления.

На вершине. Фото А.А. Долгополовой.

На Аксоране. Отдых перед спуском. Фото А.А. Долгополовой.

И вот, ко всеобщему радостному удивлению и восторгу, Антон Кистанов, интерн 7-го курса, сделал предложение руки и сердца своей однокурснице - любимой девушке Вере Марченко!!! Услышав бурные аплодисменты и возгласы одобрения, девушка немного смутилась… «Соглашайся, Вера!»…, громко советовали ей товарищи по нашему путешествию. Вскоре, последовало согласие! По этому поводу был дан салют (выстрел) зелёной ракетой (в походе у нас имеется на всякий случай и такое сигнальное средство). После этого, Антон немедленно достал приготовленные заранее золотые кольца и надел на пальчик своей возлюбленной. Поступок! Радости присутствующих на этом мероприятии не было предела. Всех подкупила необычность условий в которых молодой человек сделал предложение своей девушке: Почти целый день нелёгкого путешествия по горной местности и затем на самой высокой точке всей Сары-Арки состоялось данное событие!

На вершине. Антон и Вера обменялись золотыми кольцами. Фото автора.

Надо сказать, что на вершине Аксорана, под небольшой каменной пирамидой, имеется железный ящик, в котором хранятся записки путешественников, побывавших здесь и очарованных окружающей красотой. Тут же на листке размером А 4 (который был у нас с собой в специальной папке) был составлен текст, в котором Антон и Вера пообещали друг другу любовь и верность на все времена, а присутствующие скрепили эту важную бумагу своими подписями.

Солнце стало клониться к горизонту, и нам необходимо было срочно начать спуск, т.к. идти в горах в сумерках нежелательно, даже крайне опасно.

Спуск с Аксорана. Фото автора.

Обратная дорога не обошлась без небольших происшествий. Так, у одной из участниц похода сильно разболелось травмированное ранее колено. В один момент идти по горным склонам ей стало совсем тяжело. Тогда было решено (после консультации с интернами) сделать девушке обезболивающий укол, после чего состояние путешественницы улучшилось. Спускаясь всё ниже и ниже по ущельям, я всё же понимал, что до темноты дойти до аула нам всем не удастся. Тем более, что мы разделились, в силу обстоятельств на 2-3 небольших группы: те, кто может идти быстрее – пошли вперёд, а те, кто устал сильнее и не может быстро двигаться остались позади. Хотя в горах категорически не следует разделяться, пришлось согласиться с таким положением дел. Более «сильную» группу возглавляли Антон и Санжар, в более слабой, замыкающей мы с Сиявушем и ещё трое девушек. Те кто был «посильнее» из нас помогал совсем уставшим и, таким образом, наша замыкающая группа постепенно продвигалась в почти полной темноте вдоль ручья, который должен был нас вывести прямо в аул, что поблескивал за горами весёлыми огоньками горящих окон. Иногда мы отдыхали в ночной тишине и тогда ложились на землю и любовались звёздами. Эх, как не хватило нам теперь тех 2,5 часов утром, которые мы потеряли по моей вине!

До сих пор меня терзают сомнения: должен ли я был вести группу на вершину горы, зная, точнее чувствуя, что возвращаться назад по такой сложной, пересечённой местности придётся затемно, подвергая тем самым невольному риску всех участников восхождения? С другой стороны, всем было бы обидно быть в горах Кызылрай и не подняться на вершину – Аксоран, а главное, нарушилось бы то мероприятие - радостное и ответственное, которое было запланировано Антоном и которое бывает у влюблённых обычно раз в жизни… И тут пришла неожиданная, но весьма существенная помощь. Когда до аула, по моим ощущениям, оставалось ещё 2 с лишним километра, мы увидели сигнал «аварийки», который впереди подавали явно нашей группе. Это Омырзак Жомартович вместе с хозяином гостевого дома – Аскаром (на его машине) выехали навстречу нам в ущелье, по степной дороге, т.к. от уже пришедших ранее студентов они знали маршрут нашего спуска. В просторную машину Аскара, типа универсал поместились все мы - 5 человек. Через несколько минут усталые, но довольные, мы подъезжали к дому Аскара и Раушан, которые уже давно приготовили нам манты! Мы попали в «объятия» наших коллег по походу, которые вернулись немного раньше и беспокоились за нас. После душа, который мы с наслаждением принимали, смывая усталость после тяжёлого путешествия, все, наконец, уселись за общий дастархан. Антон подготовил нам ещё один неожиданный сюрприз! Несмотря на то, что у нас в походах никогда не употребляется спиртное (да и никто из нас не склонен к этому) я не возражал, и на стол было подано холодное шампанское по случаю Предложения, сделанного на «Крыше степей» молодым человеком - Антоном своей девушке - Вере. Посыпались многочисленные тосты и пожелания Антону и Вере. Студенты и преподаватели хвалили Антона за его качества джентльмена и надёжного спутника в дороге. Экстремальные моменты нашего возвращения (почти, что ночной спуск с гор, сильная усталость, ошибка ведущего в начале похода, нехватка воды и прочее) сразу как-то ушли на второй план и все участники заявили, что довольны сегодняшним днём и столь напряжённым, длительным путешествием, которое запомнится всем надолго. Студенты долго обсуждали запомнившиеся моменты сегодняшнего дня, что сопровождалось весёлым смехом. Оксана Кальнаус во время всего нашего похода вела подсчёт пройденным километрам в течение дня: по её данным за день мы прошли 27 км (!) по сильно пересечённой местности! Неплохо!

На другой день наш «бусик», как было условлено, повёз нас на памятник эпохи поздней бронзы – каменные мавзолеи Бегазы. Это находится примерно в 15 км. от аула. Место памятников огорожено. Имеется информационная доска, на которой сообщается об учёных, открывших и изучавших эту культуру ранних кочевников на территории Казахстана. Это, в частности Алкей Маргулан – казахстанский археолог и историк, открывший и исследовавший памятники данной культуры в Центральном Казахстане. Возле монументальных каменных сооружений состоялась запись не большой видеолекции по данной теме для студентов, в ходе которой участники поездки задали «с экрана» вопросы своим товарищам, будущим студентам 1-го курса, изучающим историю Казахстана. После вчерашнего восхождения, у нас больше не было сил для других походов и поэтому, посовещавшись, мы решили не спеша, после обеда, собираться назад. Раушан развлекала нас казахскими песнями, которые она мастерски исполняет под гитару. Её чистый голос разливался по всем комнатам большого и гостеприимного дома. Не хотелось уезжать – но настала пора, ещё не у всех студентов завершились экзамены. Это касается, в первую очередь интернов, надо хорошо завершить «Госы» и получить диплом.

На памятниках Бегазы. 29.05.2016 г. Фото А. Долгополовой.

Попрощавшись с хозяевами гостевого дома, уже после обеда, мы выехали в воскресенье в Караганду. По дороге назад мы пели разные весёлые песни, шутки и смех слышались в салоне. Уже поздно вечером мы приехали в Караганду. По дороге студенты договорились между собой, кто кого проводит до общежития или до квартиры.

Аул Шылым. Скоро назад. 29.05.2016 г. Фото А.Долгополовой.

Надо отметить, что в поездке все участники показали стойкость, способность преодолевать трудности и образец взаимовыручки – как раз такие качества и нужны будущим врачам. Это касается и новых участников нашего кружка, например, студента 1-го курса С. Жуманбаева, который также показал себя надёжным и самоотверженным в трудную минуту товарищем.

Мы с коллегами надеемся, что данная поездка останется в памяти участников исторического кружка, т.к. мы узнали ещё об одном из красивейших мест нашего края – горах Кызыларай, вершине Аксоран и памятниках эпохи бронзы в урочище Бегазы. Любите наш край, путешествуйте по Казахстану! Любите нашу историю – она богатая и интересная!

Ст. преподаватель кафедры истории Казахстана и СПД А.Б. Долгополов.