Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности

В настоящее время утвердился проективный характер социально-культурной деятельности, который обогащается новыми концептуальными подходами, теоретическим знанием, профессиональными способностями и умениями.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать (2, с.235).

Изначально активное, творческое, преобразующее начало человека находит свое воплощение и реализуется в его деятельности. В преобразовательной деятельности человека адекватно осуществляются его миропонимание, ценностные приоритеты и цели развития. В свою очередь, эти составляющие человеческой деятельности определяют её сложность, многоаспектность и системную организацию. Понятие «технология» и существует как отражение этой сложности и упорядоченности человеческой деятельности.

Отправной точкой для определения понятия «технология» могут служить следующие положения:

1)современный уровень развития производственной и социальной деятельности характеризуется целенаправленным разграничением процесса деятельности на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции;

2)непременным условием достижения искомых результатов какой-либо деятельности становится фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции;

3)соответственно оптимальным условием достижения эффективности деятельности является специализация деятельности в конкретных фазах процесса;

4)специализация человеческой деятельности и вместе с этим интеграция разнородных в прошлом видов деятельности в систему внутренне связанных процедур и операций являются закономерной особенностью современных социокультурных процессов;

5)интегративность процесса преобразовательной деятельности создает объективные условия развития и использования различных направлений научного знания.

Когда речь идет об организации, а значит, об упорядоченной и системной деятельности человека в социально-культурной сфере, то профессиональная социально-культурная деятельность может быть представлена в системе определенных составляющих – этапов деятельности, фаз развития, операциональных действий и т.д. А логика педагогической эффективности требует определенного и упорядоченного расположения этих составляющих.

Игровую технологию можно рассматривать как специализированную технологию в практике социально-культурной деятельности. При этом игровая технология учитывает тот факт, что игра – потребность человека не как природного существа (наследующего биологический механизм развития), не как социального существа (наследующего и вырабатывающего социальные нормы), а как существа культурного – субъекта, вырабатывающего собственные механизмы самостановления, не определяемые никаким заранее установленным масштабом, кроме масштаба собственного бесконечного саморазвития. Этот масштаб («мера культуры») никем не наследуется, а вырабатывается самим субъектом (1, с.54). Этим определяется культуротворческая сущность игровой технологии.

Игровая технология – это система проективной (или проектной) деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и др. закономерностей, принципов с целью определения, выработки и использования в культурно-досуговой практике эффективных игровых моделей общения, ориентированных на становление игровой культуры человека.

Методологический уровень игровой технологии по своим задачам формирует «пространство» игрового знания, в котором воплощаются научные идеи и представления о должном в игровой культуре.

В качестве разделов для формирования «пространства» игрового знания нами определяются: «аксиоматические положения», «аксиологические положения», «принципы игровой технологии», «человек играющий».

Аксиоматические положения. Аксиоматика игровой технологии представляет собой безусловные положения игрового знания (игрологии).

Аксиоматические положения игровой технологии обеспечивают устойчивость полифункционального содержания игровой культуры независимо от влияния субъективных факторов в процессе проективной деятельности. Следовательно, проективная деятельность по разработке параметров игровых моделей должна отвечать требованиям выработанных аксиом игровой культуры, тем самым исключается возможность «методологического разрыва».

В качестве аксиоматических положений выступают следующие положения игрового знания (игрологии):

1.Добровольность и свободное участие играющих; заставить играть нельзя.

2.Условность и иллюзорность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни.

3.Неопределенность игрового движения, то есть игровое движение не имеет предсказуемого развития или результата; в этом смысле игровое движение – всегда некий шанс или возможность для «человека играющего».

4.Непродуктивность игрового движения; «человек играющий» не стремится к обретению материальных благ, не ищет пользы; смысл игрового движения в самоисполнении.

5.Устойчивость игрового движения обеспечивается добровольной конвенцией играющих – принятием игровых правил и условий, которые подменяют собой обычные законы реальности и служат кодексом честной порядочной игры.

Аксиологические положения игровой технологии формируют в процессе социально-педагогического проектирования образа игры как культурного явления, когда игра обретает свою духовную сущность. При этом категории ценностной сферы игровой культуры выступают и как мотивационные факторы поведения «человека играющего»:

1.A fair play (честная игра); моральный императив, который есть не что иное, «как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности» (3, с.238).

2.Игра свободна, она есть Свобода; ценностный идеал жизни, знаменующий победу над Принуждением.

3.Игровое право опирается на принципы Равенства и Справедливости; непреложное следование каждого установленным нормам конкретной игры, во-первых, и, во-вторых, игра есть шанс для каждого.

4.Ценностный смысл игры в целом – принятие драгоценности бытия, Жизнеутверждение; построение условного плана игры есть видение «человеком играющим» прекрасных сторон жизни, идеала.

5.Игровое занятие утверждает идеал Гармонии общественных отношений; радость совместной игры – это радость совместных переживаний, возможность сделать своими чужие чувства, это рождение дружбы и товарищества.

6.Игра осуществляет идею творческого Предназначения человека; творчески-преобразующий характер игровой деятельности открывает возможность попробовать другие возможные варианты жизни уже или еще не использованные в реальном плане, при этом деятельное начало игрового занятия исключает всякую возможность Разрушения.

7. В моменты совершенных игровых переживаний «человеку играющему» открывается Красота мира; игровое занятие в своих совершенных формах объединяет в себе лучшие мгновения человеческой жизни, когда мировосприятие «человека играющего» постигает истинность и красоту окружающей реальности.

Принципы игровой технологии. В комплексной социально- педагогической системе «игровая технология» мы выделяем взаимообуславливающие друг друга принципы игрового общения. Основное требование, предъявляемое к принципам в системе социально-педагогического проектирования игровых моделей общения, – их сочетаемость и взаимосвязанность.

Принцип диалога. Диалог позволяет рассматривать «человека играющего» не как объект воздействия, а в роли субъекта игровых отношений, подчеркивая тем самым самоценность и активизируя процессы его самосознания.

Принцип диалога в проектировании игровых моделей общения отражает саму суть межличностного взаимодействия, независимо от средств, которые оно использует. Педагогическая значимость этого принципа проектирования заключается в признании уникальности каждого участника игрового взаимодействия, принципиальное равенство возможностей в условиях игрового движения. Именно это положение и открывает простор для творческой инициативы «человека играющего». В этом смысле режим диалога создает условия для формирования умения владеть творческой инициативой.

Принцип комплиментарности в игровой технологии выступает необходимым условием социально-педагогического проектирования, обеспечивающим динамичность и вариативность, саморазвитие и целостность игрового движения.

Комплиментарными структурами в пространственно-временном континууме игры выступают:

1.Условность и реальность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни; «человек играющий» дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного; однако утрата «человеком играющим» ощущения двуплановости игрового движения аналогична прекращению игры.

2.Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и те препятствия, ограничения (в рамках игровых правил), которые необходимо преодолеть «человеку играющему» в условиях игрового движения.

3.Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и сверхличностное (случай, неожиданность, непредвиденность, непредсказуемость), к которому неприменимы никакие гарантии и которое проявляется фаталистически как необратимость, «судьба» в условиях игрового движения.

4.Противоположностями в условиях игрового движения могут выступать две стороны в качестве соперников – «человек играющий» - «человек играющий» или одно игровое сообщество и другое игровое сообщество; ритмичность игрового движения в этом случае обеспечивается взаимным соперничеством за инициативу – каждая сторона стремится к инициативности, по возможности ограничивая инициативу противоположной стороны.

Принцип композиционной открытости необходимо обязывает «человека играющего» соблюдать правила игры и одновременно освобождает его творческие силы. Этот принцип предопределяет «открытость» игрового диалога для творческой инициативы «человека играющего», он раскрывает право «человека играющего» на импровизацию и поступок в игре как естественные условия новизны, неопределенности, непредсказуемости, неожиданности, напряжения и привлекательности в композиции игрового движения. Здесь правомерно указать на понятие «случайность» в игре, по отношению к которой невозможны никакие гарантии.

Раздел «человек играющий» создает обобщенный теоретический образ «человека играющего» с определенным спектром сущностных качеств и свойств мироотношения и мировосприятия.

1.Особенностью игрового мироотношения человека, является то, что это образное, а не понятийное мировосприятие, при котором главную роль играют эмоциональный опыт, «эмоциональное мышление» человека и преобразующая сила его воображения.

2.Игровое мироотношение человека воплощает в сфере игры сами принципы творчества – алгоритм создания и преобразования, в отличие от репродуктивного мироотношения человека вне игрового движения.

3.Игровое мироотношение человека формирует собственные структуры сознания, не-однообразные и существующие рядом со структурами сознания сферы Реальности; именно поэтому игра не служит лишь имитацией сферы Реальности, а элементы реального опыта человека никогда не воспроизводятся в сфере игры так же, как они были представлены в действительности.

4.Игровое мироотношение человека обладает качеством наивного восприятия, которое можно понимать как непосредственность; для «человека играющего» все возможно в сфере игры, его поведение самозабвенно, полностью подчинено игровым переживаниям; «человек играющий» самодостаточен, не думает об эффективности собственных действий и возможном использовании результатов деятельности.

5.Игровое мироотношение человека определяется фактом проявления интегративного мышления – способности по-новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга объекты, проявлять гибкость мышления, которая выражается в умении преодолевать функциональную однозначность объектов в игровом мире.

6.Такой тип мироотношения человека формирует сознание (осознание) жизни, в отличие от навыков жизни, которые представляет ему деятельность в реальной, не игровой, сфере.

Организационно-функциональный уровень игровой технологии представляет собой этап социально-педагогического проектирования имитационных моделей игрового движения – моделирование пространственно-временной структуры игры, способов игрового движения и фаз развития игрового взаимодействия участников, разработку коммуникативной стратегии деятельности референтов игры, системы «коммуникативных опор» и этической системы игровых взаимодействий участников.

Пространственно-временная структура игры. Игровое время и игровое пространство – это преобразованное в структуру (или зримый образ) ментальное состояние игры, которое приобретает характер упорядоченного игрового движения. В этом случае предметом проективной деятельности выступают следующие пространственно-временные характеристики (const) игрового движения:

1.Условность игры – пространственно-образное решение, символический смысл игровых действий участников, совпадение единичного и всеобщего в игровом движении, перенос значений с одного предмета на другой и т.д.

2.Игровая роль – приемы распределения игровых ролей; алгоритм ролевого поведения; морфология ролевого поведения.

3.Правила игры – последовательность в выполнении игровых действий; способы выполнения игровых действий («язык» игрового общения); основные события игрового времени и игрового пространства (сюжет игры); нормы и предписания в игровом поведении «человека играющего»; характер творчески-импровизационных отношений (свобода, открытость, неожиданность, непредсказуемость и т.д.).

4.Самоценность игры и игровые переживания «человека играющего» – неутилитарность и свободное самоосуществление; моделирование цепи «эмоциогенных ситуаций» в игре; приемов нарушения однообразия эмоционального опыта «человека играющего»; условий свободной инициативы «человека играющего», доверия к себе и т.д.

Способы игрового движения актуализируют потенциал игровой культуры в формах социально-культурной деятельности, придают выразительность тем или иным значениям мировосприятия «человека играющего», непосредственно формируют условное пространство игрового движения:

1.Зрелищно-игровой способ предполагает организацию визуальных форм игрового движения и представляет собой развернутую на участников программу видимого (визуального) действия, имея целью установление информационно-коммуникативной (демонстрация игрового опыта, правил игры и др.), эмоциональной связи с участниками той или иной игровой формы.

Организация восприятия, актуализация впечатлений и воздействие на воображение участников игрового движения является здесь центром профессиональной технологии.

2.Ритуально-игровой способ наполняет игровые формы культуры высшей серьёзностью сакрального, священного и святого. Высшие процессы человеческого знания, мысли, чувства, языка и веры находят свое самое первое, самое высшее и самое священное выражение в ритуально-игровых формах культуры.

3.Карнавально-игровой способ, когда игровая культура выражается как образная система в карнавальных формах социально-культурной деятельности и соответственно определяется ролевая стратегия и приемы карнавально-игрового поведения «человека играющего».

4.Спортивно-игровой способ ярко выражает соревновательный элемент игровой культуры и находит свое воплощение в формах социально-культурной деятельности, в которых функция состязания (агона) приобретает форму игры и является первичной.

5.Танцевально-игровой способ, когда ритмическое начало игровой культуры выступает как традиционный способ пространственно-временной организации игрового движения, гдепляска и пение – наиболее популярные формы деятельности в опыте игровой культуры и адекватные «природно-ритмическому» мироощущению «человека играющего».

Фазы игрового движения. Социально-педагогический алгоритм игровой технологии в своем деятельностном осуществлении представляет собой не что иное, как этапы формирования и проявления игровой культуры человека.

Информационно-коммуникативная фаза игрового движения – это ситуация формирования побуждающего стимула у частников к игровому взаимодействию.

В информационно-коммуникативной фазе игрового движения проектируются условия активизации «человека играющего» на основе процесса усвоения способов и правил игрового взаимодействия.

Формирующе-коммуникативная фаза игрового движения – процесс самоопределения «человека играющего».

Игровое движение в этом случае проектируется как репродуктивное ввиду того, что подразумевает уже повторяющиеся (в информационно-коммуникативной фазе) способы игрового взаимодействия с целью их освоения. Репродуктивный характер игрового движения на данном этапе игры выражается также в овладении участниками внешней операциональной стороной игрового поведения (правилами и способами игрового общения, символическими жестами, игровыми текстами и т.д.).

Творчески-инициативная фаза игрового движения проектируется как ситуация проявления знания игровой культуры участниками игрового движения.

Отличительной особенностью этого этапа развития игровой ситуации является то, что она носит характер продуктивного игрового действия. Продуктивная сторона игрового движения в этом случае проявляется в нестандартности, неформализованности сторон игрового общения. А игровая активность «человека играющего» здесь распространяется как на внешний поведенческий уровень игрового общения, так и на его глубинный личностный уровень.

Все перечисленные выше фазы деятельности в моделируемых формах игрового движения естественно рассматривать в качестве этапов формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».

Раздел «референты игры». Референтная группа игры (или референты игрового общения) – это группа участников, владеющая игровым знанием, обладающая коммуникативно-организующими навыками (коммуникативной компетентностью), которая и является «транзитом» игровой культуры в игровых формах социально-культурной деятельности.

Коммуникативная стратегия участников референтной группы всегда ориентирована на реализацию следующих целей:

1.Обеспечение естественного, без принуждения, вхождения «человека играющего» в режим игрового взаимодействия.

2.Формирование единой коммуникативной стратегии через разработку и определение собственных альтернатив поведения (в соответствии с логикой игрового движения).

3.Выявление психолого-педагогических приемов стимулирования творческой активности и инициативы «человека играющего».

4.Собственное овладение игровым знанием, преобразование игрового опыта в стратегию игрового движения.

Система «коммуникативных опор» игрового движения. На этапе моделирования игрового движения возникает вопрос адекватной психологической настройки «человека играющего»: перевод «человека обыденного», с определяющими его условностями «реального» мира, в состояние «человека играющего», то есть приведение игроков в необходимое «стартовое» состояние. Именно в решении этой психолого-педагогической задачи и состоит оптимизация игрового движения.

Ниже нами предлагаются возможные приемы игровой технологии, которые в социально-педагогической практике игровых форм деятельности и выступают в качестве системы «коммуникативных опор» оптимизации игрового движения:

Программирование речевого воздействия референтов игры (вербальный код игрового движения);

Использование функциональной музыки (ритмического кода игрового движения);

Игровое маскирование (семиотический, художественный код игрового движения);

Смена видов игровой деятельности (вариативность игрового движения);

Определенная организация игрового пространства (коммуникативный код игрового движения);

Программирование потенциальных лидеров игрового сообщества (моделирование ролевых стратегий игрового движения).

Этика игры (этические «опоры» игрового движения). Предпосылкой актуализации моральных императивов игровой культуры в системно-технологической модели игрового движения является наличие у игры как таковой определенных свойств – потенциальных ценностей. Однако только в «человеке играющем» (игровом поведении) ценности игровой культуры получают свое актуальное существование: конкретное ценностное значение игровой культуры возникает, проявляется в тот момент, когда игра как таковая вовлекается в человеческую деятельность.

Этические составляющие игровой культуры моделируются с помощью универсальных понятий, выработанных в области игрового знания:

1.Непреложным игровым правом являются правила; правила игры есть негласные предписания, которые устанавливают не только логический порядок игрового движения («что» и «зачем»), но и ее нравственный кодекс – «игры ради чести».

2.Соблюдение принципа справедливости – непреложное и честное следование каждого участника установленным нормам конкретной игры.

3.Состязательный и в то же время порядочный характер игрового движения есть шанс «каждому», запрет на применение приемов, которые ставят одних играющих в неравное положение по сравнению с другими играющими.

4.Справедливый выбор ролевых стратегий (распределение ролей) внутри игрового сообщества, где есть свой традиционный игровой этикет взаимоотношений и действий.

5.Самодостаточное игровое движение, не обусловленное «наличием выигрыша», «физической необходимостью» или «необходимостью» иного плана – путь красоты и гармонии игровых отношений.

6.Поскольку игровое движение свободно от условностей «реального» мира, то сама граница категориальной противоположности «игра – серьезное» есть точка морального выбора и самоопределения человека в сторону личностной «свободы – несвободы», при этом игровое движение прерывает процесс несвободы («обыденности»).

Деятельностный уровень игровой технологии. Независимый статус «деятельностного уровня» игровой технологии продиктован следующим фактом проективной практики: введением в моделируемую систему игрового движения собственно реального субъекта игрового движения – «человека играющего».

В то же время успешная реализация деятельностного уровня игровой технологии требует наличия такого необходимого структурного момента игрового движения, как игровое сообщество. Именно игровое сообщество рассматривается нами в качестве адекватного условия формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».

Логика же системно-технологического подхода в этом случае будет определяться следующими задачами, решаемыми на деятельностном уровне:

1.Обеспечение условий социального творчества «человека играющего» в динамике игрового движения:

а)проникновение этического и нравственного содержания игровой культуры в систему взаимоотношений в игровом сообществе, т.е. ценностно-ориентированного игрового взаимодействия;

б) формирование положительного эмоционального опыта на основе адекватной взаимной оценки участников игрового сообщества;

в)обеспечение вариативной ролевой стратегии в отношении каждого участника игрового сообщества в динамике игрового движения, что способствует приобретению, как игрового опыта, так и социальному ориентированию «человека играющего»;

г)осуществление действий, ориентированных на передачу индивидуального игрового опыта участников игрового сообщества, т.к. динамика игрового движения во многом зависит от индивидуального опыта игровых действий «человека играющего».

2.Обеспечение условий творческой адаптации «человека играющего» в динамике игрового движения как педагогического смысла и педагогической идеи процесса становления игровой культуры человека:

а)нейтрализация «защитного фасада» (конформизм и психологическая защита) в поведении «человека играющего», что способствует реализации творчески-преобразующей потребности человека – его стремления реализовать себя, проявить свои возможности;

б) становление игрового сознания «человека играющего» в динамике игрового движения – игрового мироощущения – как основного закона игровых отношений;

в)формирование и проявление операциональных умений и способностей, дающих «человеку играющему» возможность ориентировки и действования в изменяющихся условиях игрового движения, успешно реагировать на любую, особенно новую, игровую ситуацию путем надлежащих корректировок поведения и эмоциональной настроенности.

 

Примечания

1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

2. Марков А.П. Проективная сущность социально-культурных технологий СПб., 1999. С. 235-237.

3. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня/ Пер. с нидерл,. Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 464 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...