Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О том, что неправильный взгляд на воспитание бывает причиной величайшего зла.




Развращение детей часто происходит от безумной привязанности отцов к житейскому: обращая внимание только на это и ничего не считая выше этого, они поневоле уже не радят о детях с их душой. О таких отцах скажу я, что они хуже даже детоубийц. Рассмотрим это подробно в слове. Можешь ли ты сказать, что сын твой или от тебя слышал, или сам узнал когда-нибудь, что клянущийся, хотя бы клялся и в правде, оскорбляет Бога? Так же, что злопамятствующему спастись невозможно? Ибо "путие, - говорится, - злопомнящих в смерть" (Притч. 12, 28). Или что злоречивого Бог подверг такому унижению, что даже воспретил ему читать слово Божие? Так же, что гордеца и досадителя Он низверг с неба и предал геенскому огню? Или что взирающего на жену нецеломудренным оком осудил, как действительного прелюбодея? А убеждал ли ты когда-нибудь сына своего убегать этого, столь обыкновенного у всех, греха осуждения ближних, навлекающего на нас самое тяжкое наказание, и сделал ли ему известными заповеди Христовы об этом? Или и сам ты не знаешь, что есть такие заповеди? Как же сын может исполнить то, касательно чего не знает законов и отец, который должен бы научить его? И, о если бы зло только и ограничивалось тем, что родители не давали бы детям никаких полезных советов, тогда зло не было бы так велико. Но вот вы, родители, побуждаете детей еще и к противному. В самом деле, когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не услышишь ничего другого, кроме таких слов: такой-то, говорят, человек низкий и из низкого состояния, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел большое имение, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит. Другой говорит: такой-то, изучив латинский язык, блистает при дворе и всем распоряжается там. Иной опять указывает на другого, и все - только на славных на земле; а о прославившихся на Небесах никто не вспомнит и однажды; даже если другой и решится напомнить об них, его преследуют, как человека, который все расстраивает. Итак вы, когда внушаете это детям с юных лет, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые истовые страсти - то есть сребролюбие и еще более порочную страсть - тщеславие. Каждая из них и порознь может низвратить все; а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то подобно соединившимся бурным потокам губят все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и неспособною ни к чему доброму. Свидетели мне в этом могут быть и внешние писатели: ибо ту и другую из этих страстей - не обе вместе, но каждую в отдельности - один назвал верхом, а другой главою зол. Но если сребролюбие и само по себе в отдельности есть грех и глава зол, то, когда она соединится с другою, гораздо сильнейшею и жесточайшею страстью, т. е. со славолюбием, и вместе с нею вторгнется в душу юноши, укоренится в ней и овладеет ею - кто тогда уже в состоянии будет истребить эту болезнь, особенно когда и отцы и делают и говорят все не для того, чтобы ослабить эти злые растения, но чтобы еще более укрепить их? Кто так неразумен, что не усумнится в спасении воспитываемого таким образом сына? Великое дело, если душа, получив и противоположное наставление, избегнет разврата; но, когда за все наградою считаются деньги и в пример для соревнования представляются люди порочные, какая тогда надежда на спасение? Пристрастившиеся к деньгам обыкновенно бывают и завистливы, и злонравны, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы, и хищны, и бесстыдны, и наглы, и непризнательны, словом, во всех отношениях злы. Достоверный свидетель этого - блаженный Павел, который сказал, что сребролюбие есть корень всякого зла в жизни (1 Тим. 6, 10). А прежде его то же открыл Христос, возвещая, что порабощенный этой страсти не может служить Богу (Мф. 6, 24). Итак, если юноша увлечен будет в это рабство с ранних лет, то когда же он будет в состоянии сделаться свободным? Как может возникнуть из волн, когда все толкают его, все погружают и ставят в неизбежную необходимость потонуть? Ты думаешь, что сын твой легко может избегнуть диавольских сетей, будучи молод, живя среди Египта или лучше, среди воинства диавольского, не слыша между тем ни от кого ни одного полезного совета и видя, что все, а больше всех родители и воспитатели, ведут его к противному.

Как же мог бы он сделать то? При помощи ли твоих увещаний? Но ты наставляешь его противному и, не позволяя ему вспомнить о любомудрии даже и во сне, напротив, постоянно занимая его душу настоящею жизнью и выгодами ее, только еще более содействуешь ее потоплению. Или сам собою? Совсем нет; юноша сам по себе не имеет довольно сил к совершению добродетели; а если и породит он что-либо доброе, то это доброе скоро, прежде нежели возрастет, погибнет от сильного дождя слов твоих. Ибо как тело не может жить долго, когда питается не здоровой, но вредной пищей, так и душа, получая такие внушения, не может и помыслить о чем-либо добром и великом; нет, будучи так расстраиваема и расслабляема, постоянно измождаясь пороком, как какой-нибудь заразой, она наконец неизбежно низвергнется в геенну и в тамошнюю погибель. Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать только то, что делая, невозможно спастись. Вот посмотри прежде всего. "Горе, - сказано, - смеющимся" (Лк. 6, 25); а вы подаете детям множество поводов к смеху. "Горе богатым" (ст. 24); а вы о том только и стараетесь, чтобы они разбогатели. "Горе, егда добре рекут вам вси человецы" (ст. 26); а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской. Опять поносящий брата своего "повинен есть геенне" (Мф. 5, 22); а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других. Христос повелевает отвращаться брани и распри, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами. Он повелел во многих случаях вырывать око, если оно ведет ко злу (ст. 29); а вы тех-то особенно и делаете им друзьями, кто только может дать денег, хоть бы и научил крайнему разврату. Он не позволил оставлять жену, разве только за прелюбодеяние (ст. 32); а вы, когда можно получить деньги, приказываете пренебрегать и этой заповедью. Клятву Он запретил совершенно (ст. 34); а вы даже смеетесь, когда видите, что это запрещение соблюдается. "Любяй душу свою, - сказал Господь, - погубит ю" (Ин. 12, 25); а вы всячески вовлекаете их в эту любовь. "Аще не отпущаете, - говорит Он, - человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам" (Мф. 6, 15); а вы даже попрекаете детям, когда они не захотят мстить обидевшим, и стараетесь скорее привести их в состояние сделать это. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы (Мф. 6, 1); а вы только и стараетесь о том, чтоб ваши дети получили ее. И для чего перечислять все? Если уже и сказанные пороки, не только все вместе, но и каждый сам по себе, в состоянии приготовить тысячу геенн, а вы, собрав все их вместе и возложив на детей эту невыносимую ношу грехов, с нею посылаете их в огненную реку, то как же они могут спастись, неся столько пищи для огня?

И худо не это одно, что вы внушаете противное заповедям Христовым, но и то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами; называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью; обладание богатством - свободою, славолюбие - великодушием, дерзость - откровенностью, расточительность - человеколюбием, несправедливость - мужеством. Потом, как будто еще мало этого обмана, вы и добродетель называете противными именами: скромность - необразованностью, кротость - трусостью, справедливость - слабостью, смирение - раболепством, незлобие - бессилием. Вы будто боитесь, как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков прямыми и настоящими их именами немало способствует к отвращению от оных; напротив, еще так сильно поражает грешников, что часто многие, известные по самым бесчестным поступкам, не могут переносить равнодушно, когда их называют тем, что они на самом деле, но приходят в сильный гнев и раздражаются, как будто терпят самое ужасное зло. Так, если бы кто бесчестную женщину и развратного юношу назвал по этому срамному пороку, тот сделался бы непримиримым врагом их, как будто бы нанес им величайшую обиду. И не только эти люди, но и сребролюбец, и пьяница, и гордец, и вообще все, сделавшие самые важные преступления, поражаются и оскорбляются не столько самым делом и мнением людским, сколько названием по своим Делам. А я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены и, слыша поносные себе названия, сделались скромнее по жизни. Но вы отнимаете у детей и это пособие к исправлению. И, что еще хуже, внушаете им зло не только словами, но и Делами: строите великолепные домы, покупаете дорогие поля, окружаете их и прочим блеском и всем этим, как бы густым каким облаком, омрачаете их душу. Так чем же могу я убедиться, что им возможно спастись, когда вижу, что вы склоняете их к таким делам, за которые Христос определил неизбежную погибель; когда вижу, что вы об их душе, как о чем-то ненужном, небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем. Вы все делаете, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите; нет, простирая до такой степени заботливость о дереве и камнях, души не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая; а чтобы драгоценнейшее изваяние - душа была золотая, об этом и помыслить не хотите.

Далее, когда мы хотим детей ознакомить с науками, не только отдаляем препятствующее учению, но и доставляем им все, что содействует этому, - приставляем к ним воспитателей и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от всех других занятий и чаще, чем учители на олимпийских играх, кричим им о бедности от неученья и о богатстве от ученья, делаем и говорим все и сами, и чрез других, только бы довести их до окончания предлежащего им учения, однако ж и при всем этом часто не успеваем. А скромность нравов и тщательность о честном поведении, по нашему мнению, придут сами собой и несмотря на столь многие к тому препятствия? Что может быть хуже этого неразумия -на самое легкое обращать столько внимания и забот, как будто бы иначе и нельзя успеть в этом; а о гораздо труднейшем думать, что оно как какая-нибудь пустая и ничтожная вещь придет к нам, хоть бы мы и спали? Ведь упражнение души в благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько исполнять труднее, чем говорить, во сколько дела труднее слов. Так что же? Разрушить нам, скажете, училища? Не об этом говорю, но о том, как бы нам не разрушить здание добродетели и не погубить живой души. Когда душа целомудренна, тогда не будет никакой потери от незнания красноречия, а когда она развращена, тогда от нее величайший вред, хотя бы язык был и весьма изощрен, и даже тем больше вреда, чем больше силы в слове. Ибо нечестие с искусством в слове производит гораздо более зла, чем необразованность. Для успешного занятия словесностью нужна добрая нравственность; а добрая нравственность не нуждается в пособии словесности. Можно быть целомудренным и без этой учености, но никто никогда не успеет в науках без добрых нравов, когда будет все время проводить в пороках и распутстве. Что будет нам доброго от знания словесности, если у нас расстроено будет самое главное? И что худого от незнания оной, коль скоро у нас устроено самое важное? Истинная мудрость и истинное образование есть не иное что, как страх Божий. И никто не думай, будто я предписываю, чтобы дети оставались невеждами; нет, пусть кто поручится мне на счет самого необходимого, т. е. благочестия, я не стану препятствовать детям изучать в совершенстве и искусство красноречия. Как тогда, когда колеблются основания и весь дом и все здание находится в опасности упасть, было бы крайне бессмысленно и безумно бежать к штукатурщикам, а не к плотникам, так опять было бы делом неуместной притязательности не позволять окрашивать стены, когда они стоят твердо и крепко. Будем прежде всего обучать детей благочестию и внушать им страх не тогда, когда они сделаются уже мужами, но наставлять и образовать их еще в детстве. И Павел приставляет к детям учителей добродетели с начала и с самого юного их возраста, чтобы преградить злу самый доступ к ним. Ибо не то самое лучшее учение, когда, наперед допустив греху овладеть, потом ищут средств изгнать его, но то, когда употребляют все усилия, чтобы сделать душу нашу недоступной для него. Посему увещеваю не только позволять другим обучать благочестию, но и самим помогать детям спасать ладью и стараться, чтобы она плыла попутным ветром. Ибо если бы мы все усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отсюда произошло бы столько благ, что, если бы я стал теперь перечислять их, меня почли бы хвастающим. Если бы благочестие сделалось как бы заоном и властью, если бы мы детей своих прежде всего наставляли быть друзьями Божиими и учили больше всех и прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби и настоящая жизнь освободилась бы от бесчисленных зол и что говорится о будущей жизни, именно, что "отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание" (Ис. 35, 10), - этим мы наслаждались бы уже и здесь. Ибо если бы не было в нас привязанности ни к деньгам, ни к пустой славе, если бы мы не боялись ни смерти, ни бедности, скорби считали бы не злом, но величайшим благом, не знали ни вражды, ни зависти, то не страдали бы ни от своих, ни от чужих горестей, но род человеческий уподоблялся бы самим Ангелам.

Будем же делать все, чтобы оставить детям богатство благочестия, которое пребывает постоянно, сопровождает нас и по смерти и может принести величайшую пользу не только здесь, но и там. Богатство мирское не перейдет в вечность вместе с людьми, но еще и здесь погибает прежде их, а часто погубляет и своих владельцев; но богатство благочестия и здесь, и там и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности. Это действительно так: кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того, и другого; а кто стремится к Небесному, тот наверное получит и земное. Это не мои слова, но самого Господа, Который обещает подать сии блага: "Ищите, - говорит Он, - Царствия Божия, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33). Что может сравниться с этой честью? Заботься, говорит, о духовном, а все прочее предоставь Мне. Как сердобольный отец принимает на себя все попечение о доме, управление слугами и всем прочим, а сыну советует заниматься только любомудрием, так точно поступает и Бог. Будем же послушны, станем искать Царствия Божия, и тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними; насладимся и настоящими благами, если только возлюбим будущие и Небесные. Постараемся сделаться отцами доблестных детей, создателями Христоносных храмов, попечителями Небесных подвижников, укрепляя их, направляя и делая все к их пользе, чтобы и самим нам получить одинаковые с ними венцы.

"Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993.

- В церкви ребенок нарочно громко топал, и бабушка никак не могла его вразумить. Как ей следовало бы поступить?

- Совет читал: когда ребенок кричит, плачет, топает во время богослужения, его лучше выводить из церкви, потому что это не место для развлечений. Нужно стараться, чтобы ребенок не нарушал церковный покой. Поощрять такое поведение не следует, но и наказывать не надо, потому что не от злого умысла он это делает. Ребенок сам иногда не понимает, что он ведет себя неподобающе. Он не умеет регулировать громкость голоса. Он привык так говорить, привык задавать вопросы, у него нет привычки общения, но это не значит, что следует учить его в церкви. Благочестие вырабатывается со временем.

СОВЕТ СВЯЩЕННИКА

О наказании и поощрении. Мы не с ребенком должны бороться, а с грехом в ребенке и помогать ему, когда он не может, преодолеть этот грех.

- Как исправить плохие свойства в ребенке?

- Строгим отношением. И, конечно, надо понимать, что плохие свойства, как правило, имеют духовное проявление. Поэтому ребенка надо причащать почаще, молиться за него, в святые места возить. У ребенка духовное заболевание - и нужно использовать духовные средства для его лечения, а не только внешние ограничения для него устанавливать.

- Можно ли наказывать детей?

- Если с любовью, то можно. В наказании не должно быть раздражения, злобы, но разум и забота. Мы не с ребенком должны бороться, а с грехом в ребенке и помогать ему, когда он не может, преодолеть этот грех. Поэтому наказание на самом деле должно быть помощью ребенку в преодолении страстных наклонностей, удержанием его от греха.

- А что может служить наказанием?

- Как мы говорили, наказание - это попытка удержать ребенка от падения, греха. То есть наказывать - это не пускать ребенка туда, где он может погибнуть. Иногда и силу можно применить, если опасность грозит.

- Мы часто наказываем под горячую руку, в состоянии раздражения. Когда успокоишься, понимаешь, что обидел ребенка. Что надо делать в этом случае?

- Мириться нужно с ребенком. Не обязательно просить прощения, но найти способ конфликт сгладить. Родители тоже должны понимать, что нарушили мир.

- А вообще допустимо, чтобы родители просили прощения у ребенка?

- Я думаю, что допустимо. Но очень аккуратно. Ведь что такое прощение? Это примирение. Примирение должно в сердце наступить сначала. Признавать свои ошибки можно, а пресмыкаться и унижаться нельзя. Признание - это еще и обучение ребенка, он тоже учится признавать свои ошибки.

- Ничего плохого ребенок не сделал. Родители при посторонних стали требовать, чтобы он просил прощения. Правильно ли они поступили?

- Мы уже говорили, что демонстрация семейных отношений недопустима. Они должны выясняться в семейном кругу или с духовником. Не нужно показывать власть над детьми, а детям не следует проявлять капризы. Даже совсем маленькие дети уважительное отношение ощущают.

- Можно ли за хорошее поведение, за помощь, за оценку детей награждать деньгами?

- Так корыстолюбие воспитывается. Не хвалить нужно, а сказать, какое он доброе дело сделал - маме помог. Он должен понимать, что его заслуга в заботе о другом. А родители должны с благодарностью эту помощь принимать, за все благодарить, точно так же, как когда родители ребенку помогают, он должен их благодарить. Чувство благодарности за помощь нужно воспитывать, а не хвальбой подпитывать его гордыню.

- Можно ли детей прерывать, останавливать?

- Смотря как останавливать. Можно останавливать обижая, а можно иначе. Грубо останавливать не следует. А можно переключить разговор на другую тему, можно предложить иное занятие. Все зависит от мудрости, от искусства родителей.

- Можно ли другому ребенку при его родителях делать замечание?

- В чужое воспитание вмешиваться не следует. Если мама попросит - другое дело.

- Родители обязаны заступаться за детей?

- Ребенок должен видеть в родителях своих защитников. Ни в коем случае они не должны лишать своего ребенка поддержки: они за него отвечают. Не должны позволять обижать своих детей. Поэтому претензии к ребенку надо разрешать с его родителями, а не с ним. А они уж с него спросят. Они имеют на это право.

О самостоятельности детей. Что такое самостоятельность? Рассуждение с советом.

- Хочется предостеречь ребенка от всяких опасностей, но невозможно подстелить соломку везде, где доведется упасть. Чем вооружить его, чтобы он научился видеть опасность и не пугаться ее?

- Иногда нужно позволять ребенку проявить самостоятельность. Когда момент не очень опасный, а знаешь, что он трудность испытает, - позволять сделать так, как он хочет. Чтобы ребенок почувствовал опасность, трудность ситуации, когда по своей воле начинает жить. Чтобы боялся своеволия. При этом хранить его незаметно, издалека. Главное - вера и молитва, понимание того, что все происходит по воле Божией. Это укрепляет и прогоняет страх, потому что если Бог тебя хранит, то нечего бояться... Но искушать Бога тоже нельзя, нельзя самому создавать опасные ситуации.

- Ребенок привыкнет все спрашивать у родителей, а как же будет жить взрослым?

- Советоваться всегда хорошо.

- Не получится так, что он не будет самостоятельным?

- Что такое самостоятельность? Рассуждение с советом, как отец Иоанн (Крестьянкин) говорит. Умение советоваться - это очень хорошая черта, которую с детства нужно в ребенке воспитывать. Не нужно добиваться, чтобы именно твой совет выполнил, ребенок сам поймет, что совет мудрого на деле исполняется, он на опыте силу родительского благословения испытает. Совет - не приказание, не наказание. Мы видим один вариант, а когда получаем совет, то вариантов оказывается несколько и можно выбрать. Выбирать одно из одного - это отсутствие свободы.

СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

О воспитании детей.

Апостол Павел говорит, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их (1 Тим. 2, 15). В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Впрочем, каким образом спасется жена, если она сама будет бесчестна и исполнена бесчисленных пороков? Ужели воспитание детей принесет ей какую-либо пользу? Не будет ли вероятным, что она воспитает их подобными себе? О добродетельной матери говорит он это, а не о всякой, что она получит великую награду и воздаяние. Слушайте сие, отцы и матери: воспитание детей для вас не останется без награды. Подлинно, немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога. Если они твердые опоры и основания положат под здание, то будут иметь великую награду; а за нерадение подвергнутся наказанию. Нам вверен важный залог - дети. Будем поэтому заботиться об них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас.

Между тем теперь у нас все происходит наоборот. Мы употребляем всевозможные для того усилия, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадежному человеку, - и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного; а на то, что для нас дороже, именно на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то, что сие стяжание ценнее всех прочих и ради его приходят остальные блага. Об имуществе для них мы заботимся, а о них самих - нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добродетельным.

Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас не трудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома; а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Если так образуете их, то вы спасете не только их, но и мужа, который возьмет ее, и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться - и за все это вы получите награду.

"Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993.

- У мамы не хватает сил перебороть характер своего семилетнего сына, командует в доме он. Ситуация ненормальная, но изменить ее она не может.

- Если идти по пути подчинения воли ребенка своей воле, то это путь порочный. Сами родители должны послушными быть: отец - Богу, мать - разумной воле мужа. Тогда они не будут требовать излишнего от ребенка, ведь послушание - это не игры, это крест. Добиться послушания можно, только если сам послушник. Ребенок ведь обращается все время к родителям, спрашивает, можно ли. И это нужно ввести в рамки закона, чтобы он понимал, что совет родителей, следование их воле для него полезно и спасительно. Не навязывать волю нужно, а ребенок должен чувствовать охранительные родительские руки. В этом случае он послушание воспринимает как защиту. А если что-то приходится делать по требованию ребенка, надо устроить так, чтобы он не воспринял это как уступку себе - через некоторое время сделать требуемое, а не сразу или отвлечь чем-то.

- Нужно ли требовать от ребенка, чтобы он уходя сообщал, куда идет? Когда родителей нет, записочку чтобы оставлял?

- Желательно, конечно. Но и родители так же должны поступать. Тогда будет взаимная привычка друг другу сообщать, чтобы не волновать. Ребенок от родителей учится вести себя. Если родители уважительно к нему относятся, то и он старается быть таким же.

- В чем состоит уважительное отношение к детям?

- Надо к ребенку относиться как к дару Божиему. Это не твоя собственность, это образ и подобие Божие, дар Божий, благословение Божие, это святынька, которая Богом тебе дана на хранение, на развитие. Уважительное - это благоговейное отношение друг к другу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...