Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ландшафтная архитектура Японии.




Восточным народам свойственно особое уважение к природе, ее красоте, разумности и одухотворенности. По мнению японцев, все "рукотворные" ландшафты человек создает в соавторстве с природой: она дает художнику сада свои "слова", он пользуется ими и выражает новое, человеческое содержание.

Композиция японских садов отличается сдержанностью и лаконизмом, как и характер их создателей. Каждый элемент, будь то растение, вода или камень, наполнен символическим смыслом. Так, сосна олицетворяет долголетие, бамбук - стойкость и благородство. В почете многовековые камни и мхи - согласно синтоистской религии, распространенной в Японии еще до принятия буддизма, они являются жилищами различных духов. Для японца сад - это уменьшенная модель мира, своего рода микрокосм, который, кроме внешнего содержания, наполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Сад предназначен для спокойного созерцания, раздумий, медитации и создания безмятежного настроения.

Островное расположение и горный рельеф Японского государства способствовали определению главных элементов национального садового искусства. Это камень ("скелет" природы, символ светлого мужского начала янь) и вода ("кровь" природы, символ темного женского начала инь). Вода очищает, наполняет ручьи и реки, обрушивается водопадами или заключена в специальное водное устройство цукубай. Оно представляет собой каменную чашу с выдолбленной в верхней части нишей, где скапливается вода, падающая из расположенной выше бамбуковой трубочки. Для омовения рук и лица, для приготовления чая воду зачерпывают специальным бамбуковым ковшиком. Другое водное устройство, соцу, напоминает водные качели. Стекающие с гор капли ручья наполняют бамбуковый стебель, полый с одной стороны. Он тяжелеет и медленно опускается, а противоположный конец стебля поднимается вверх. Это происходит до тех пор, пока вода резко не выльется из трубочки и "качели" не вернутся в исходное положение. Периодический стук бамбука о лежащий внизу камень способствует отпугиванию диких зверей - вот почему устройство назвали "оленьим пугалом".

Для японских садов характерны символические "сухие" водоемы из гальки или песка. При обустройстве "сухих" водопадов подбирается контрастная по цвету галька, которая в лучах закатного и рассветного солнца блестит как живая вода. При создании "сухих" ручьев и рек имитируются круги на воде - для этой цели используют инструмент, напоминающий грабли.

Не менее важная составляющая японского сада - камни, заменяющие скульптурный декор. Они подбираются по форме (статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый), цвету, фактуре и соответствию всех этих качеств общему характеру сада. Существует целое искусство расположения камней - сутэ-иси. Камни подчеркивают изгибы береговой линии, акцентируют острова, формируют дорожки. Последние намеренно делают "разрывными", чтобы злые духи (в соответствии с древним синтоистским преданием) не смогли пройти по пустоте. Из камня изготавливаются фонари и скамейки.

Традиции японского сада во многом заимствованы из более древнего китайского пейзажного сада. Так, окружающий ландшафт активно вовлекается в создание образа сада. И если с его главных точек видна горная цепь, мастер непременно превратит ее в естественную ограду.

В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники (сосна черная, вечнозеленые дубы, азалии), которые символизируют вечное постоянство рая. При выборе других растений учитывается время их цветения и изменения окраски листьев, чтобы сад был красив в каждое время года. Весна - пора беззаботной радости и наслаждения цветущей сакурой. Летом зреют травы и распускаются камелии и рододендроны. Красоту увядающей осени оттеняют красные листья японского клена (в средней полосе можно заменить на клен Веерный, Приречный, Гинала) и нежные хризантемы. Суровой зимой настоящее наслаждение испытываешь, созерцая причудливый рисунок ветвей деревьев и мужественную красоту бамбуковых стеблей. При проектировании сада в условиях Москвы вместо бамбука применимы лишь невысокие виды филостахиса и сазы.

 

Сегодня сад в японском и китайском стиле так же многолик, но подвержен европейскому влиянию. Не тронуты старые, знаменитые сады, ставшие национальным достоянием, при храмах, в монастырских комплексах, чайные сады Философский смысл сегодня уступает место эстетической ценности, сад становится декоративным дополнением архитектуры. Принципы построения сада же остались прежние: асимметричность композиции, свободное пространство и минимализм. Расширился ассортимент материалов (стал использоваться металл и пластик). Появилась абстрактная скульптура, геометрические формы, далёкие от природных.

Наибольшее применение городском озеленении:

- растения в контейнерах;

- сады на крышах;

- балконные сады.

 


5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.

Стиль эпохи Возрождения зародился в Италии 15 в. Архитектура этой эпохи характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Для неё характерны цилиндрические и крестовые своды. Очень много элементов заимствовано из античной архитектуры, а именно – ордерная система, основные её элементы: колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод.

В градостроительстве этот стиль характеризуется городами в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Вместо узких и кривых переулков средневековых поселений появляются прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

В эпоху Возрождения очень важным является изменение характера пространства - вместо вдохновенного готического пространства, устремленного в бесконечность, появляется рациональное с визуально четкими границами. Наиболее подходящим примером этой перемены являются площади Итальянского возрождения, имеющие тип замкнутой структуры, основанной на пространстве, ограниченном во всех направлениях по горизонтали. Например, площадь Анунциаты во Флоренции имеет симметричную прямоугольную форму, служившую открытым двором перед обрамляющими ее зданиями. В это время было реконструировано несколько старых городов по новым принципам градостроительства: в основном дворцы находятся на центральных площадях, представляющих иногда начало трехлучевых композиций.

Введены новые элементы – аркады. В Париже в 17 в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце 18 в. Начинается строительство мостов и сооружение набережных. Так же постепенно устраняются высокие средневековые крыши. Ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами. На изменение облика городов большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку. Строятся сады при виллах аристократии и высшего католического духовенства, сады при учебных заведениях.

Ранние сады Возрождения – регулярные, но свободно решенной планировки без осевых доминант. Кульминационные центры – дворцы и виллы, не занимали непременного господствующего места (вилла Медичи во Фьезоле). Сады 16в. (Сады Боболи во Флоренции). Им присуще террасное построение: на террасах – небольшие регулярные партеры или боскеты. Обязательные элементы – фонтаны, водопады, каскады, бассейны, питаемые водой многочисленные ключи. Виллы Ланте и виллы Капраролы (Джакомо Виньолой) представляют собой строго симметричные планы, вытянутые вдоль главной оси, расположение зданий в средней части сада.

Стиль барокко появился в Италии в результате эволюции Возрождения (кон 16в). В каждой из стран свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской – в фасаде преобладают классицистические начала, внутри – барочные. Архитектура отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством.

Основные черты садов:

- геометричность планов с преобладани­ем осевой композиции,

- доминирова­ние дворца над садом,

- парадность и пышность композиции, приобретающей все больший размах.

Итальянским садом обычно называетсятеррасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа - возведенная на самой вершине холма вилла, которая "парит" над окрестностями и из которой открывается вид на море или долину. Террасный сад имеет относительно регулярное планирование. Правая и левая части сада обычно имеют лишь приблизительную симметрию относительно основной оси. Индивидуальный стиль итальянского ландшафта создают вечнозеленые пирамидальные кипарисы (в российских климатических условиях их можно заменить узко колонновидными формами туи и можжевельника обыкновенного) и оливковые деревья (в России - облепиха и лох серебристый). Скамейки и каменные балюстрады полускрыты вьющимися растениями. Дикие горные речки оформляются как водопады. Итальянским садам характерные шумные водные потоки - буйство, шум, брызги и всплески. Ярким примером итальянского сада является вилла Ланте, построенная на контрастном рельефе, огромную роль которой играют водные устройства (каскады, каналы, фонтаны, бассейны). Архитектурная составляющая итальянского сада обычно преобладала над растительной.

Голландские сады (ансамбль Хетт-Лоо): дворец часто располагался не по центру, фасад скрывался за кронами деревьев. Сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, поэтому виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками. Сады здесь носили более «домашний» характер и имели меньшую площадь. Скульптурное убранство и использование камня более скромное, чем в итальянских садах. Растительность превалировала над архитектурной составляющей. Именно в этот период расцвело топиарное искусство. Появились оранжереи с экзотическими растениями. Огромное внимание стало уделяться цветам, причем предпочтение отдавалось душистым.

 

Французский сад - это классический пример регулярной планировки ландшафта. Такой принцип сформировался в XVII в., в эпоху абсолютистского правления монархов, и был призван отражать идею всеобщего порядка: здесь есть главный элемент и целая иерархия подчиненных. Обычно главным элементом, основной осью парка была центральная дорожка, проходящая через весь участок и заканчивающаяся скульптурой, фонтаном, водоемом или скамейкой. В саду вода находится преимущественно в спокойном состоянии, в отличие от сада итальянского, где вода играет роль шумового фона, что достигается обилием водопадов и шумных фонтанов. Именно в это время возникает понятие «водных партеров». Дорожки, расположенные перпендикулярно центральной, делят сад на небольшие участки геометрических форм. Дорожки имеют четкие границы, их края обычно обрамляются низкорослыми или среднерослыми подстриженными кустарниками – самшитом, тисом, (в современных садах нередко используются кизильник, барбарис, спиреи, туя западная). Перед домом разбит парадный цветник-партер, яркий и помпезный. Величие французского сада легче всего оценить с верхней просмотровой точки, например с балкона.

Наиболее известны такие сады как Версаль, Во-ле-Виконт, Марли близ Лондона, создателем которых был Андре Ленорт. В Во-ле-Виконт видна сильная композиционная ось, рельеф выражен мало, композиция носит плоскостной характер (чему способствуют обширные водные площади).

Версаль поражает огромными абсолютными масштабами, широким применением фигурной стрижки зеленых стен, коридоров. Он создан на низком болотистом месте, и позиционируется как творение человеческих рук и противопоставление природе (в чем заключается философия французского сада, в противовес японской, где главной задачей было единение с природой). Знаменитая трехлучевая композиция парка - это не просто архитектурный прием, но и определенный символ. Аллеи лучами расходятся от площади "солнечного" бога Аполлона, своего рода ипостаси "короля-солнца" Людовика XIV. Версаль развивается с востока на запад, и в утренние и вечерние часы солнце отражается в ровной глади водоема - в это время посетитель может увидеть знаменитую "золотую ось" Версаля. Отдельные приемы построения партеров, зеленых насаждений Версаля ис­пользуют и в наше время.

 

На территории Германии и Австрии композиции парков были выразительны, но просты. Они локализованы в пределах единой одноосевой системы, границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника. Характерны зеркальные плоские бассейны и протяженные каналы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...