Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квота Друпа применяется в ЮАР




Квота Гогенбах-Бишофа используется при выборах в Национальный совет Австрии (при первом распределении).

Однако в любом случае использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если оставаться в границах соответствующего избирательного округа, то могут применяться следующие правила:

Правило наибольшего остатка требует предать непосредственно мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой. Замечено, что это правило (особенно при использовании квоты Хэра) в некоторой мере благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты. Иногда это правило применяется с ограничениями. Например, в Венгрии нераспределенные мандаты передаются только тем спискам, остатки голосов у которых, превышают 2/3 квоты.

Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов, на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу.

1 Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. Делители эти различны. Так, в 1882 году профессор Гентского университета Виктор д’Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше).

2 Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки; в сущности, это вариант метода д’Ондта.

Применяется в Эквадоре, а также до 1993 при распределении мест в Палате депутатов в Италии.

1Французский ученый А. Сент-Лагюе, при котором первый делитель – 1,4, а последующие – 3, 5, 7 и дальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.

В ряде стран наблюдаются сочетания различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании на выборах Фолькетинга (однопалатного парламента) 40 мандатов, замещаемых на основе общенационального списка кандидатов, распределяются по модифицированному методу Сент-Лагюе, а в избирательных округах применяется правило наибольшего остатка.

Можно отметить, что наименьший делитель, в сущности, всегда представляет собой избирательную квоту.

В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

Квота Хара – используется для определения количества мандатов, полученных партийным списком, с 1985 года. Для этого все «вторые» голоса, поданные за список определённой партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех «вторых» голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказываются распределенными, и устанавливается, на сколько мест мо- жет рассчитывать каждая партия.

Применяется в России

Правило д’Онта - это способ распределения мандатов при пропорциональном представительстве. Был предложен бельгийским математиком Виктором д’Ондтом. В настоящее время используется в ряде стран, таких, как Албания, Аргентина, Австрия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Венгрия,Венесуэла, Восточный Тимор, Германия, Дания, Исландия, Испания, Израиль,Колумбия, Македония, Молдавия, Нидерланды, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Северная Ирландия,Сербия, Словения, Турция, Уэльс, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия,Чили, Шотландия, Эквадор, Эстония, Япония.

При использовании метода д’Ондта места распределяются последовательно, одно за другим. На каждом шаге очередное место присуждается той партии, которая обладает наибольшей квотой, вычисляемой по формуле , где

§ — общее количество голосов, поданных за партию;

§ — количество мест, полученных партией к данному шагу.

После присуждения места квота партии пересчитывается с учётом нового количества полученных мест.

Среди наиболее известных из предложенных методов стоит выделить следующие:

датская система

(1) ,

среднее геометрическое

(1) ,

среднее гармоническое

(1) ,

наименьший делитель

(1) .

Метод д'Ондта удовлетворят свойству близости квоте снизу (не нарушает нижней границы), а метод наименьшего делителя удовлетворят свойству близости квоте сверху (не нарушает верхней границы). Стоит отметить, что частота нарушения свойства близости к квоте у других методов сильно различается. Наилучшим в этом смысле является метод Сент-Лаге.

L3.2 Метод Сент-Лаге

Нужно найти такую квоту, чтобы при распределении округленного по обычным математическим правилам до ближайшего целого значения точного числа мест партии суммарно получали общее количество мест в парламенте.

Применение метода состоит в последовательном делении количества голосов на соответствующие делители

(1) ,

где k – количество полученных партией мест. Обычно для удобства делят не на последовательность 0.5, 1.5, 2.5, …, а на 1, 3, 5, …, что эквивалентно. В реальных избирательных системах, например в Норвегии и Швеции, также используют модифицированный метод Сент-Лаге, при котором ряд делителей начинается с 1.4, 3, 5…, что защищает парламент от прохождения мало популярных, возможно, экстремистских партий.

 

 

Выборные системы обычно подразделяют на: мажоритарные и пропорциональные. Идея пропорционального представительства заключается в том, что на выборах избиратели голосуют за партии или избирательные блоки, которые борются за определенное количество мест в каком-либо представительном органе, и после подведения итогов выборов получают места пропорционально количеству набранных голосов (например, выборы в парламент по партийным спискам). Цель пропорционального представительства — дать возможность максимально большему числу избирателей получить своих представителей во власти. Для разрешения трудностей, когда места в парламенте невозможно распределить строго пропорционально количеству набранных голосов, возникает необходимость создания некоторого решающего правила распределения мандатов (процедуры распределения мест). Для определения количества мандатов, получаемых каждой партией, применяются различные квоты q(l, k). На каждом шаге очередное место получает партия с наибольшим числом голосов; при этом размер квоты вычитается из ее голосов. Эта процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.

k – количество мест в парламенте; l – к-во избирателей; n - число партий.

При k = 1 все рассмотренные методы квот работают аналогично правилу относительного большинства.

Квота Хара [10]: по формуле определяется квота. Далее мы сравниваем истинное количество голосов, набранных партиями с квотой. Партии, у которых к-во голосов больше квоты проходят в парламент.

Пример: дано 4 партии: А,Б,В,Г, которые набрали 47,9,21 и 23 голоса соответственно. В парламенте 3 места (далее в примерах будут использоваться эти же данные). Находим по формуле квоту Хара равную 33,3. В парламент проходит сначала партия А, у которой наибольшее число голосов: 47-33,3=13,6. потом партия Г и В. Партия Б не проходит.

Квота Друпа: находим квоту. Сравниваем количество голосов каждой партии с квотой.

Пример: Квота Друпа равна 26. Первый мандат получает партия А: 47 – 26 = 21. Второй - партия Г. Сравнив, остатки голосов партии А с голосами остальных партий мы видим, что для определения владельца последнего места необходимо некоторое дополнительное правило; итоговый вариант парламента может быть как {А,А,Г}, так и {А,В,Г}.

Имперские квоты: повторяет метод квоты Хара; различаются лишь значения квоты, вычитаемой из числа голосов.

Пример: Квоты получаются: нормальная имперская квота: 100/5 = 20; усиленная имперская квота: 100/6 = 16,6. В обоих случаях в парламент примет вид А,А,Г.

Метод наибольшего среднего (правило д’Ондта): На первом шаге сравнивается истинное число голосов, полученных партиями, и первое место получает партия с наибольшим их числом. На последующих шагах для каждой партии i вычисляется величина ki — количество мест в парламенте, уже занятых партией i к данному моменту. Очередной мандат получает партия, для которой это значение окажется максимальным. Эта процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.

Пример: Первый мандат у партии А. Согласно этой последовательности, партия Аполучит первые два места, Г— третье и парламент будет иметь вид {А,А,Г}.

Одним из недостатков данного метода является то, что он отдает много мест партиям с большим числом голосов. Для устранения этого недостатка было предложено множество методов, основанных на похожих соображениях. Они получили название “Методы делителей”.

Методы делителей: голоса, набранные партиями (li), последовательно делятся на некоторые числа d (ki), где ki — число мест, полученных партией i после очередного шага. На первом шаге для всех партий число голосов li делится на d (0) — и первое место получает партия, у которой частное оказывается наибольшим; при этом число ее голосов li делится на d (1) и т. д. На последующих шагах очередное место получает партия с наибольшим частным. Процедура продолжается, пока все места в парламенте не будут распределены.Для различных методов определяются следующие d (ki):

Система Сент-Лаге благоприятствует малым партиям, а модифицированная система Сент-Лаге средним партиям.

Метод Наибольшего делителя аналогичен методу д’Ондта.

Методы Среднее арифметическое и Система Сент-Лаге работают аналогично.

В методах Наименьшего делителя, Среднего геометрического и Среднего гармонического на первых n шагах каждая партия получает по одному мандату.

Пример: условия такие же, как и в предыдущих примерах, но уже 6 мест в парламенте, тогда:

SD {А,А,А,Б,В,Г}

LD {А,А,А,А,В,Г}

AM {А,А,А,Б,В,Г}

GM {А,А,Б,В,Г,Г}

HM {А,А,А,Б,В,Г}

DS {А,А,А,Б,В,Г}

SL {А,А,А,Б,В,Г}

MSL {А,А,А,Б,В,Г,Г}

 

Развитие и модернизация. Проблема догоняющего развития и зависимого развития. Подходы к определению специфики Модерна (от Вебера до наших дней). Кризисы политического развития: понятие, причины возникновения, проявления.

Неясность и неоднозначность определения Модерна и модернизации затрудняют выработку критериев их определения и применения в политологических исследованиях. Организующие принципы Модерна по Штомпке:

a. Индивидуализм - центральная роль индивида, освобождающегося от обязательных групповых связей

b. Дифференциация - возникновение множества новых специализированных занятий и профессий, требующих высокого уровня образования, компетентности и опыта.

c. Рациональность – наука как средство познания и инструмент преобразования действительности

d. Экономизм – экономика как доминирующая сфера жизни общества, определяющая динамику других областей общественных отношений и выступающая основным регулятором социально-политических процессов.

e. Экспансия – способность процессов и отношений современного типа распространяться и подчинять своим закономерностям отставшие в развитии страны периферии мировой системы.

За четыре последних десятилетия появилось множество концепций политической модернизации и моделей изменений, ведущих к становлению современной демократических политий.

 

· Концепция модернизации Данкварта Растоу: национальное единство, стабильная власть, равенство. Наиболее приемлемыми вариантом модернизационного преобразования он считал 2>1>3 или 1>2>3.

· Теория политической модернизации Хантингтона, которая определена им как процесс, включающий 1. рационализацию власти, 2. дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур, 3. повышение уровня политического участия. По критерию очередности достижения этих целей Хантингтон выделил три модели модернизации:

o Континентально-европейский модернизационный процесс где преобладали рационализация власти и дифференциация структур

o Британская институциональная модернизация – была во многом схожа с континентальной и характеризовалась предпочтением гражданина государству вместо церкви, централизацией власти, увеличением численности и расширением влияния бюрократии, созданием постоянной армии. Но в отличие от континентальной модели централизацию власти осуществлял парламент, а не институту монархии.

o США воспроизвели у себя британские институты 16 века. И сохранили к ним уважение, а модернизация свелась к росту политического участия. Строение американской политической системы, по мнению Хантингтона, - это «уникальный античный анахронизм» в эпоху Современности, которой свойственны рациональная власть. Централизованная бюрократия и тоталитарные диктатуры.

Согласно Хантингтону, политическая модернизация – это дестабилизирующее явление, потому главная проблема такого процесса – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого становится основной ценностью. Поэтому его теорию зачастую называют консервативной. Хантингтон выделил технократическую модель модернизации – это временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство (прежде всего в доходах). В популистской модели, напротив, главенствует равенство, ради которого увеличиваются возможности политического участия, принимаются меры по обеспечению равного положения людей в материальном плане и, при необходимости, по удержанию темпов экономического роста на относительно низком уровне.

 

Технократическая модель ведет к использованию принуждения для предотвращения широкого участия людей в политике, а популистская способна стать причиной гражданских столкновений из-за резкого расширения подобного участия. Такими доводами ученый показывает несовместимость основных целей модернизации: не равенство влияет на степень политического участия, а именно последнее воздействует на равенство. Этот тезис отличает теорию Хантингтона от либеральной модели развития Д. Лернера и С.М. Липсета, которая предполагает, что увеличение равенства позволяет достичь более высокого уровня политического участия.

Показательные модели модернизации:

o Спонтанные – модернизации, которые зарождались и протекали естественным путем, в процессе постепенного самопроизвольного преобразования социально-экономической структуры общества и, как следствие, политических институтов. К этому типу относится модернизация Великобритании, а также бывшие британские переселенческие колонии – прежде всего США.

o Направленная - модернизации в обществах «позднего старта» (Германия, Италия, Россия, Япония), где фактически не оформились независимые от политической власти агенты модернизации. В этих странах государство, во многом под влиянием внешних факторов, принимало на себя ответственность за приспособление хозяйственной и политической систем к инновационным тенденциям в обществе – пионерах модернизации.

o Национальные варианты – особенно выделяется случай Великобритании, которая считается первопроходцем данного пути. Во Франция модернизация началась несколько позже, чем в Великобритании. Валерии Жискар д’Эстен.

Политическая модернизация в Германии – под знаком консервативной эволюции. Модернизация сверху, отражавшая насущные потребности всего германского культурно-политического пространства. Политическую модернизацию подталкивали форсированный экономический рост, а с другой стороны немецкие консерваторы во главе с Отто фон Бисмарком.

Частный случай - Россия - парадигма «позднего старта» Гершенкрона. Два положения из его исследования довольно важны для изучения модернизации:

· чем ниже исходный уровень развития страны, с которого берет начало модернизация, тем более активную роль призваны сыграть замещающие институциональные факторы: достаточно вспомнить деятельность крупных банков в Германии или министерства финансов в царской России на этапах форсированного экономического роста.

· в обществах «позднего старта» исключительная значимость фактора идеологии модернизации, непосредственно влияющего как на формирование среднесрочной и долгосрочной политики государства, так и на текущую внутриполитическую ситуацию.

 

Истоки современной теории модернизации можно проследить по двум направлениям:

· в области методологии западная политология решала проблемы понимания и описания обществ, не включенных ранее в рамки традиционного политического анализа.

· Политико-прикладная задача – выработка внятных рекомендаций американскому и другим западным правительствам, намеревавшимся сформулировать средне- и долгосрочную стратегию действий в отношении абсолютного большинства человечества.

 

Теория модернизации возникла в США и развивалась как своего рода философское обоснование внешнеполитического курса этой страны. Первоначально западная политология выдвинула идею универсальности демократических ценностей, линейности перехода от традиционного к современному обществу, ориентируясь на социологические теории позитивистов, в частности Конта, Спенсера, Дюркгейма, Тенниса и на идеи Вебера. Основой политологической концепции модернизации стала так называемая социология развития, использующая в качестве методологической базы структурный функционализм. Однако переходные общества реагируют на модернизацию несколько иначе.

Заслуга исследователей модернизации – это конкретное рассмотрение политических аспектов противоречивого перехода от до- и раннеиндустриального к индустриальному состоянию общества. В работах Алмонда, Пая, Бингэма Пауэлла, Вербы и Инкельса.

Понятие теории модернизации не означает целостного научного направления – это своеобразная совокупность методологически неоднородных концепций, моделей, логических приемов анализа, цель которых – объяснить природу социально-политического развития, избегая упроченных представлений о безальтернативности и линейности инустриально-капиталистического прогресса, выявить причины отклонения переходных обществ от якобы эталонных путей, разработанных в эпоху Просвещения и проторенных промышленными революциями.

Модернизация в 21 веке превращается в типологическое состояние со своими закономерностями, культурными и идейными предпочтениями.

 

Модернизация включает в себя следующие составляющие:

o Интеллектуальную - повышение уровня образования, рационализация, секуляризация;

o Технологическую -индустриализация, урбанизация;

o Социальную -дифференциация общественных групп и классов;

o Политическую - демократизация.

Содержание политической модернизации – постепенное распространение демократических институтов и повышение политического участия.

Данкварт Ростоу. Цели модернизации:

o Национальное единство

o Стабильная власть

o Равенство.

Наиболее приемлемые варианты модернизационных преобразований – путь 2 – 1 – 3 или 1 – 2 – 3.

Как раз эти две схемы и удалось осуществить большинству государств.

o Равенства следует добиваться не ранее достижения национального единства и устойчивости власти, ибо при отсутствии одного из этих компонентов велика вероятность распада политического режима и последующей анархии.

С.Хантингтон.

Модернизация – процесс, включающий:

4. Рационализацию власти

5. Дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур

6. Повышение уровня политического участия.

По критерию очередности достижения этих целей – три модели модернизации:

o В континентально-европейском модернизационном процессе преобладали рационализация власти и дифференциация структур. Зарождение современного государства сопровождалось ослаблением аристократии, становлением новых социальных групп, ростом и усилением рационализированной бюрократии, появлением армии нового типа. Преданность церкви и династической монархии уступила место лояльности к государству.

o Британская институциональная модернизация – во многом схожа с континентальной. Она характеризовалась переподчинением гражданина государству вместо церкви, централизацией власти, увеличением численности и расширением влияния бюрократии, созданием постоянной армии. Однако, в отличие от процесса на континенте, централизацию власти олицетворял и осуществлял парламент, а не институт монархии.

o США воспроизвели у себя британские политические институты образца 16 века и сохранили к ним уважение, а модернизация свелась к росту политического участия. По Хантингтону, строение американской политической системы – «уникальный античный анахронизм», ей свойственны рациональная власть, централизованная бюрократия и тоталитарные диктатуры.

Согласно Хантингтону, политическая модернизация – дестабилизирующее явление, потому главная проблема такого процесса – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого становится основной ценностью. В данной связи его теорию нередко называют консервативной.

Два вида модернизации:

o Технократическая – временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство (прежде всего в доходах). Как правило, ведет к использованию принуждения (даже репрессий) для предотвращения широкого участия людей в политике.

o Популистская - главенствует равенство, ради которого увеличиваются возможности политического участия, принимаются меры по обеспечению равного положения людей в материальном плане и, при необходимости, по удержанию темпов экономического роста на относительно низком уровне. Способна стать причиной гражданских столкновений из-за резкого расширения подобного участия.

o

Таким образом, Хантингтон показывает несовместимость основных целей модернизации: не равенство влияет на степень политического участия, а именно последнее воздействует на равенство. В этом – отличие теории Хантингтона от либеральной модели развития Д.Лернера и С.М.Липсета, которая предполагает, что увеличение равенства позволяет достичь более высокого уровня политического участия.

· Типы модернизации:

· Либеральная модель модернизации: одновременные экономические, социальные и политические преобразования; заимствование институтов. Положительные примеры: Германия, Италия, Япония после 1945 года (+ фактор внешнего вмешательства), Восточная Европа. Негативные примеры: страны Латинской Америки, Африки.

· Консервативная («направляемая» – вплоть до «авторитарной») модель модернизации: государству принадлежит главная роль в осуществлении модернизации, акцент на обеспечении социальной стабильности и постепенности преобразований. Примеры: Южная Корея, Бразилия.

 

18. Политическая социализация: понятие, теоретические подходы, содержание. Особенности функционирования институтов политической социализации в современной России.

 

Политическая социализация – процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений для адаптации к конкретной политической системе и выполнения в ней определённых ролей. Происходит в 3 сферах: деятельности, общения, самосознания.

Значение ПС:

18 Средство сохранения и изменения политической культуры

19 Значимый компонент общей социализации индивида

20 Главная детерминанта политического поведения человека

 

Политическая социализация – важнейший, но рассчитанный на долгосрочное действие регулятор политического поведения общественных слоев. В каждом обществе, при любом режиме существуют свои собственные, достаточно специфические способы "упорядочить" массовые политические действия и настроения. Или говоря иначе, "социализовать" индивида. "Социализация", как впервые в конце прошлого века писал автор данного термина американский социолог Ф. Гиддингс, означает " процесс развития социальной природы человека". Соответственно, политическая социализация есть процесс развития политической природы человека.

Для режима политическая социализация означает весьма эффективный механизм формирования у населения благоприятного имиджа своих намерений и создания массовой поддержки своим действиям. Через систему посредников (или агентов) политической социализации (семья, школа, подростковые группы и т.д.) индивид может не только приобретать необходимые ему в жизни знания и навыки политической деятельности, но одновременно и незаметно для себя попадать под влияние стереотипов и идеологем режима. Именно для этого варианта социализации Г. Маркузе употреблял точный термин "обстругивание". Приоритет тех или иных агентов зависит от того, кто именно наиболее эффективен как субъект социализации – государство, общество, отдельная социальная группа.

Чем авторитарнее режим, тем с большим усердием формируется в массах выгодный ему образ власти. Например, в сталинско-брежневской модели политической социализации в качестве посредников использовались даже дошкольные учреждения. Не только через пионерские организации в школах, но и в детских садах, исподволь прививались и культивировались определенные представления и ценности. В сталинские времена дети пели песни, восхваляющие "вождя" и "учителя". В букварях вплоть до конца 80-х гг. можно было обнаружить портрет не только "основателя", но и современного "руководителя Советского государства" со всеми его титулами и геройскими звездами. Эта модель политической социализации оказалась настолько привлекательной, что и сегодня в посткоммунистических государствах ее принципы во многом продолжают работать и оказывать воздействие на граждан. Например, встречаются случаи, когда история, преподаваемая в школах, препарируется и подается сегодня под требующимся режиму национально-патриотическим уклоном, оставаясь в своем существе по-прежнему лживой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...