Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дхармена хинах пашубхих саманах




Из каких разделов состоит Ведическая философия?

 

В Ведической философии имеется 4 раздела знания:

 

1. Гносеология (прамана) – «метод познания».

2. Онтология (самбандха-гьяна) – «учение о бытии».

3. Этика (абхидхея-гьяна) – «знание о практике, приводящей к совершенству жизни».

4. Метафизика (прайоджана-гьяна) «знание о высшем совершенстве жизни».

 

Итак, мы можем сказать, что Ведическая философия – это учение о методе познания (прамана), о бытии (самбандха-гьяна), о практике приводящей к совершенству жизни (абхидхея-гьяна) и о высшем совершенстве, которого можно достичь в результате этой практики (прайоджана-гьяна).

 

Что же собой представляет Ведическая гносеология?

 

Ведическая гносеология, или «знание о методах познания», является очень важным разделом Вед, без понимания которого невозможно постичь сокровенный смысл остального знания. Таким образом, чтобы познать Ведическую онтологию, этику и метафизику в ее первозданном виде, сначала человек должен понять, при помощи какого метода это можно сделать. В противном случае знание Вед останется недоступным.

Метод получения знания на санскрите называется прамана – «доказательство». Когда человек говорит об аспектах реальности, он должен обосновать свои слова авторитетными доказательствами. И раздел гносеология показывает, из какого источника мы можем брать эти доказательства.

 

Какова Ведическая онтология?

 

«Знание о бытии» на санскрите называется самбандха-гьяна и включает в себя семь тем:

 

Истина о верховном положении Бога.

Истина об энергиях Бога.

Истина о взаимоотношениях с Богом.

Истина о конституциональном положении души.

Истина о душе в обусловленном состоянии.

Истина о душе в освобожденном состоянии.

Истина о непостижимом одновременном единстве и отличии Бога и Его энергий.

 

Если, познав эти Истины (самбандха-гьяну), при помощи правильного метода познания, человек приступит к практике (абхидхее), описанной в следующем разделе Ведического знания, тогда он, несомненно, достигнет высшего совершенства жизни (прайоджаны).

 

Какова Ведическая этика?

 

Знание о практике, приводящей к высшему совершенству жизни, на санскрите называется абхидхея-гьяна. Эта практика состоит из двух частей:

 

1. Практика преданного служения Богу, осуществляемая в соответствии с правилами и ограничениями – ваидхи-садхана-бхакти.

2. Практика преданного служения Богу, выполняемая из свободной, немотивированной любви к Богу рагануга-садхана-бхакти.

 

Какова Ведическая метафизика?

 

Знание о высшем совершенстве, которое доступно человеку, на санскрите называется прайоджана-гьяна. Путь к высшему совершенству также проходит через две ступени:

 

1. Начальная стадия любви к Богу бхава-бхакти.

2. Чистая любовь к Богу према-бхакти.

 

Так постижение Ведической философии предоставляет человеку реальную возможность достичь высшего совершенства жизни.

 

ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)

 

Урок 1.

«ПУТЬ ВГЛУБЬ СЕБЯ»

 

Весь мир движется только благодаря одному, порой неявному, стремлению человека, — что же это за стремление?

Несомненно, это желание быть счастливым. Стремление к счастью является, наверное, самой глубинной и фундаментальной отличительной особенностью каждого человека, вне зависимости от его расовых или национальных характеристик, а также мировоззрения, религиозных или политических убеждений, социального статуса и т.д. И хотя способов, которыми человек пытается удовлетворить себя — бесчисленное множество, однако характер или природа этого стремления – едины для всех... Некоторые ищут счастья посредством логики, иные — посредством тайных сил йоги; некоторые отрекаются от мира и уходят в одиночество, другие постоянно ведут войну; иные устремляются в погоню за женщинами и богатством, кого-то увлекает искусство, кто-то выбирает науки.

Однако, несмотря на то, что все люди стремятся к счастью, оно, как правило, остается для них недостижимой мечтой. Чтобы обрести его, человек ставит перед собой всё новые и новые цели. Но, даже достигнув очередной своей цели, он не испытывает того счастья, которое предвкушал, и потому ставит новую цель. Так и проходит вся его жизнь в погоне за воображаемым счастьем. В какой-то момент по-настоящему разумный человек начинает задумываться: «Что-то не так. Почему я вынужден страдать, несмотря на то, что я не стремлюсь к страданиям? Кто виновен в этом? И в чём же истинный смысл и предназначение моей жизни?»

В соответствии с древней мудростью, именно способностью задавать такие вопросы и отличается человек от животных, которые никогда о подобных вещах не задумываются. В Ведах (Хитопадеша) говорится:

Ахара-нидра-бхайа-майтхунам ча

Саманйам этат пашубхир наранам

Дхармо хи тешам адхико вишешо

дхармена хинах пашубхих саманах

 

«Такие виды деятельности, как еда, сон, совокупление и оборона, присущи как животным, так и людям. Человек считается выше животного только тогда, когда он вопрошает об Абсолютной Истине, в противном случае он ничем от животного не отличается».

Кто-то может возразить: «А я не страдаю, у меня всё отлично!» Но так ли это на самом деле? Разве мы не испытываем страдания от:

 

1. Беспокойств, приходящих к нам от сил природы (жара или холод, проливные дожди или засуха, стихийные бедствия и пр.);

2. Беспокойств, причиняемых нам другими живыми существами (насекомыми-паразитами, животными и птицами, а также растениями, ну и, конечно же, людьми);

3. Беспокойств, причиняемых собственным телом и умом (болезни тела, психические расстройства, стрессы и пр.).

Несомненно, все это присутствует в нашей жизни. Просто мы привыкли к этим страданиям, и принимаем их как что-то само собой разумеющееся и смирились с тем, что избавиться от них не в наших силах. Даже если в какой-то момент времени мы свободны от всех перечисленных выше [КМд1] неприятностей, они в любой момент могут к нам вернуться в той или иной форме – и понимание этого рождает в нас опасения и беспокойства, лишающие нас удовлетворения. Желая сохранить надежду на счастье, мы пытаемся быть оптимистами и просто приспосабливаемся к новым обстоятельствам. Но разумно ли это? Как лягушка, пытаясь приспособиться к нагреваемой воде, в конце концов, сварилась в ней — так и человек, который развил в себе привычку приспосабливаться ко всему, не задумываясь над глубинной причиной своих страданий, потерпит в своей жизни крах.

Таким образом, мы подошли к необходимости сформулировать фундаментальное противоречие, ОБЪЕКТИВНО присутствующее в жизни каждого человека — противоречие между стремлением человека к счастью, с одной стороны, и беспокойствами, неизменно препятствующими достижению человеком этого состояния, с другой стороны (назовём это противоречие для удобства определения «главным жизненным противоречием»).

Это же противоречие объективно закладывает в человеке потребность искать выход из складывающегося безнадёжного положения, то есть, искать смысл жизни, поскольку человеческое сознание всегда будет вольно или невольно стремиться к преодолению того несчастливого существования, которое обусловлено этим «главным жизненным противоречием».

Итак, будучи людьми, обладающими разумом, мы можем попытаться выяснить причину страданий и найти способ избавления от них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...