Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аристотель. Никомахова этика

--------------------------------

Перевод: (C) Нина Брагинская ([email protected])

Философы Греции

ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997

OCR Сергей Васильченко, книги восьмая и девятая - OCR: Сергей Коваленко

 

 

… Если ничто из названного [выше] не есть сознательный выбор, то что же

он тогда такое и каков он? Итак, с одной стороны, сознательный выбор явно

произволен, с другой - не все, что произвольно, - предмет сознательного

выбора (proaireton). Тогда это, наверное, то, о чем заранее принято решение?

Ведь сознательный выбор [сопряжен] с [рас]cуждением и [раз]мышлением. На

это, кажется, указывает и само название: проайретон - "нечто, избранное

перед другими вещами" (pro heteron haireton).

 

5. (III) Обо всем ли принимается решение (boyleyontai) и все ли предмет

решения (boyleyton) или же для некоторых [вещей] решение (boyle) невозможно?

Предметом решения, вероятно, следует называть не то, о чем может принять

решение какой-нибудь глупец или безумец, но то, о чем его принимает разумный

человек.

Никто не принимает решения о вечном, скажем о космосе или о

несоизмеримости диаметра и стороны квадрата, а также и о том, что,

изменяясь, всегда изменяется одинаково, будь то по необходимости, или по

природе, или по какой-то иной причине (как, например, солнцевороты или

восходы). Не принимают решений ни о том, что всякий раз бывает по-разному

(как засухи и дожди), ни о случайном (как, например, находка клада). Но и о

человеческих делах не обо всех без исключения принимают решения (скажем,

никто из лакедемонян не решает, какое государственное устройство было бы

наилучшим для скифов, ибо здесь ничего от нас не зависит).

А принимаем мы решения о том, что зависит от нас и осуществляется в

поступках. Это-то нам и осталось [рассмотреть]. В самом деле, причинами

принято считать природу, необходимость, случай, а кроме того, ум и все, что

исходит от человека. А среди людей все принимают решение о том, что

осуществляется ими самими в поступках. О точных и самодостаточных [знаниях,

или] науках, например о правописании, не может быть решения, ибо мы не

сомневаемся, как следует писать, но о том, что зависит от нас и не всегда

бывает одинаково, мы принимаем решения, например о том, что связано с

искусством врачевания или наживания денег, и в делах кораблевождения по

сравнению с гимнастикой мы скорее принимаем решения, причем тем скорее, чем

менее подробно [наука кораблевождения разработана]. Подобным же образом

принимаются решения и в остальных случаях и скорее в искусствах, чем в

науках, [т. е. знаниях точных], потому что в первом случае у нас больше

сомнений. Решения бывают о том, что происходит, как правило, определенным

образом, но чей исход не ясен и в чем заключена [некоторая]

неопределенность. Для важных дел, не будучи уверены, что мы сами достаточно

[умны] для принятия решений, мы приглашаем советчиков.

Решение наше касается не целей, а средств к цели, ведь врач принимает

решения не о том, будет ли он лечить, и ритор - не о том, станет ли он

убеждать, и государственный муж - не о том, будет ли он устанавливать

законность, и никто другой из прочих мастеров [не сомневается] в целях, но,

поставив цель, он заботится о том, каким образом и какими средствами ее

достигнуть; и если окажется несколько средств, то прикидывают, какое самое

простое и наилучшее; если же достижению цели служит одно средство, думают,

как ее достичь при помощи этого средства и что будет средством для этого

средства, покуда не дойдут до первой причины, находят которую последней.

Принимая решение, занимаются как бы поисками и анализом описанным выше

способом (так же как в задачах на построение).

Однако не всякие поиски оказываются приниманием решения (boyleysis),

например в математике, зато всякое принимание решения - поиски: и что в

анализе последнее - первое по возникновению. И если наталкиваются на

невозможность [осуществления], отступаются (например, если нужны деньги, а

достать их невозможно); когда же [достижение цели] представляется возможным,

тогда и берутся за дело. "Возможно" то, что бывает благодаря нам, ведь

[исполнение чего-то] благодаря друзьям и близким в известном смысле тоже

зависит от нас, так как в нас источник [действия]. Поиски здесь обращены в

одних случаях на орудия, в других - на их употребление, так и во [всем]

остальном: в одном случае - на средства, в другом - на способ, т. е. на

исполнителя (dia tinos).

Как сказано, человек - это, конечно, источник поступков, а решение

относится к тому, что он сам осуществляет в поступках, поступки же

совершаются ради чего-то другого. Действительно, не цель бывает предметом

решения, а средства к цели, так же как и не отдельные вещи (скажем, хлеб ли

это? или должным ли образом он испечен?), - это ведь дело чувства, и если по

всякому поводу будешь принимать решение, то уйдешь в бесконечность.

Предмет решения и предмет выбора одно и то же, только предмет выбора

уже заранее строго определен, ибо сознательно выбирают то, что одобрено по

принятии решения, потому что всякий тогда прекращает поиски того, как ему

поступить, когда возвел источник [поступка] к себе самому, а в себе самом -

к ведущей части души (to hegoymenon), ибо она и совершает сознательный

выбор. Это ясно и на примере древних государственных устройств, изображенных

Гомером, ибо цари извещали народ о выборе, который они уже сделали.

Если предмет сознательного выбора есть предмет решения, устремленного к

зависящему от нас, то сознательный выбор - это, пожалуй, способное принимать

решения стремление (boyleytike orexis) к зависящему от нас; в самом деле,

приняв решение, мы выносим свой суд и тогда согласуем наши стремления с

решением.

Итак, будем считать, что в общих чертах мы описали сознательный выбор,

а именно: с какого рода [вещами] он имеет дело, и показали, что он касается

средств к цели.

 

***

 

[10]. Названия эти, и "убыток" и "нажива", пришли из [области]

произвольного обмена. Ведь иметь больше своей [доли] - значит "наживаться",

а иметь меньше, чем было первоначально,- значит "терпеть убытки", как бывает

при купле, продаже и всех других [делах], дозволенных законом. А когда нет

ни "больше", ни "меньше", но как раз все то же самое, говорят, что у каждого

его [доля] и никто не терпит убытка и не наживается.

Итак, справедливость при обмене, противном воле, - это, во-первых, середина

между своего рода наживой и убытком и, во-вторых, обладание справедливо

равной [долей] до и после [обмена].

 

8(V). Некоторые считают между тем, что расплата (to antipeponthos) и

есть вообще (haplos) правосудие, как то и утверждали пифагорейцы, ибо вообще

они определяли правосудие (справедливость), [или право], просто (haplos) как расплату с другим [лицом, т. е. с потерпевшим]. Однако [понятие] расплаты не подходит

ни для распределительного права, ни для направительного (впрочем, в

Радамантово "право" вкладывают все-таки тот смысл:

 

Терпишь когда что содеял, то правда прямая родится), -

 

ибо [оно] многому противоречит. Так, например, если исполняющий

должность начальника (arkhon) нанес удар, то ответный удар наносить не

следует, а если удар нанесен начальнику, то [в ответ] следует не только

ударить, но и подвергнуть каре. И кроме того, весьма важно, произвольно ли

[действовал человек] или непроизвольно. Между тем во взаимоотношениях [на

основе] обмена связующим является именно такое право - раcплата, основанная,

однако, не на уравнивании, а на установлении пропорции. Дело ведь в том, что

и государство держится на пропорциональном ответном даянии. В самом деле,

либо стремятся [делать] зло в ответ на зло, а [вести себя] иначе кажется

рабством, либо - добро [за добро], а иначе не бывает передачи (metadosis),

между тем как вместе держатся благодаря передаче, недаром храмы богинь

Благодарения ставят на видном месте: чтобы воздаяние (antapodosis)

осуществлялось; это ведь и присуще благодарности - ответить угодившему

услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему.

Пропорциональное воздаяние получается при перекрестном попарном

объединении. Так, например, строитель дома будет A, башмачник - B, дом - Y,

башмаки - S. В этом случае строителю нужно приобретать [часть] работы этого

башмачника, а свою собственную передавать ему.

Если сначала имеется пропорциональное равенство [работы], а затем

произошла расплата, получится то, что называется [правосудным в смысле

справедливого равенства]. А если нет, то имеет место неравенство, и

[взаимоотношения] не поддерживаются; ничто ведь не мешает работе одного из

двух быть лучше, чем работа другого, а между тем эти [работы] должны быть

уравнены. Так обстоит дело и с другими искусствами: они были бы уничтожены,

если бы, производя, не производили {нечто} определенного количества и

качества, а получая это, не получали бы [как раз] такое количество и

качество. Ведь [общественные] взаимоотношения возникают не тогда, когда есть

два врача, а когда есть [скажем], врач и земледелец и вообще разные и

неравные [стороны], а их-то и нужно приравнять.

Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом

сопоставимо. Для этого появилась монета и служит в известном смысле

посредницей, ибо ею все измеряется, а значит, как преизбыток, так и

недостаток, и тем самым сколько башмаков равно дому или еде. Соответственно

отношения строителя дома к башмачнику должны отвечать отношению

определенного количества башмаков к дому или к еде. А если этого нет, не

будет ни обмена, ни [общественных] взаимоотношений. Не будет же этого, если

[обмениваемые вещи] не будут в каком-то смысле равны. Поэтому, как и было

сказано выше, все должно измеряться чем-то одним. Поистине такой мерой

является потребность, которая все связывает вместе, ибо, не будь у людей ни

в чем нужды или нуждайся они по-разному, тогда либо не будет обмена, либо он

будет не таким, [т. е. не справедливым]; и, словно замена потребности, по

общему уговору появилась монета; оттого и имя ей "номисма", что она

существует не по природе, а по установлению (nomoi) и в нашей власти

изменить ее или вывести из употребления.

Итак, расплата будет иметь место, когда справедливое равенство

установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа

башмачника к работе земледельца.

Но этого в виде пропорции не следует представлять, когда обмен уже

совершен (иначе оба преимущества будут находиться у одного из крайних

[членов пропорции]), а лишь когда [стороны] обладают своим собственным.

Тогда они равны и [могут] участвовать (koinonoi) [в общей жизни], так как

это приравнивание может осуществиться. [Пусть] земледелец - A, еда - Y,

башмачник - B и его работа, приравненная [к Y], - S. Будь невозможной

подобная расплата, не было бы и [общественных] взаимоотношений.

Что потребность связывает так, как будто существует известное единство,

станет, должно быть, ясно, потому что если нет потребности друг в друге (у

обеих ли сторон или у одной из двух в другой), то обмен и не происходит,

например, когда у одного есть то, в чем другой, нуждаясь (скажем, в вине),

позволяет [взамен] вывоз хлеба. А значит, это, [т. е. хлеб и вино], должно

быть приравнено.

И если сегодня нет ни в чем нужды, то монета служит нам как бы залогом

возможности обмена в будущем, если возникнет нужда, ибо нужно, чтобы у того,

кто приносит [деньги], была возможность приобрести [на них что-либо].

Но и монета претерпевает то же, [что и другие блага], ведь не всегда

она имеет равную силу. И все же монета более тяготеет к постоянству. Потому

и нужно, чтобы всему была назначена цена, ибо в таком случае всегда будет

возможен обмен, а если будет обмен, будут и [общественные] взаимоотношения.

Итак, монета, словно мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает; и как без

обмена не было бы [общественных] взаимоотношений, так без приравнивания -

обмена, а без соизмеримости - приравнивания.

Конечно, в действительности вещи столь различные не могут стать

соизмеримы, но, если иметь в виду потребность, основания [для соизмерения]

достаточны.

Итак, должна существовать какая-то единица [измерения], причем

[основанная] на условленности, и потому она зовется номисма, в самом деле,

она делает все соизмеримым, ибо все измеряют монетами.

[Пусть] дом - A, десять мин - B, ложе - Y; A - это половина B, если дом

стоит пять мин или равен пяти минам. Ложе Y есть десятая часть B; ясно

тогда, сколько лож равно дому, а именно пять. Ясно также, что до монеты

обмен происходил как раз таким образом, потому что безразлично, дать ли за

дом пять лож или цену пяти лож.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...