Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систему педагогических наук образуют следующие науки.

1. Общая педагогика, исследующая основные закономерно­сти воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономернос­ти функционирования и развития образовательных и оспитательных систем в различных странах путем со­поставления и нахождения сходств и отличии.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспита­ния человека на различных возрастных этапах. В зависи­мости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессиональ­но-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспи­тания и образования человека (детей и взрослых), име­ющего отклонения в физическом и умственном разви­тии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сур­допедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедаго­гика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, де­тей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения кон­кретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными метода­ми и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельно­сти, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования чело­века, ориентированного на конкретную профессиональ­ную сферу действительности. Профессиональная подго­товка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного тру­дового потенциала человека. Личностный трудовой по­тенциал рабочего — это степень его общего и профес­сионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной про­фессии (специальности).

В зависимости от профессиональной области различа­ют военную, инженерную, производственную, медицин­скую и др. педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые сред­ства производства, повышение их квалификации, пере­учивание новым профессиям.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного воспита­ния и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театраль­ного искусства) являются средством повышения куль­туры общества, воспитания и развития личности, пере­дачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теорети­ческие обоснования и разработку практики перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и вос­питательных систем в различных странах путем сопо­ставления и нахождения сходств и различий.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образова­тельно-воспитательной деятельности педагогов с ослаб­ленными и больными школьниками. Возникает интегри­рованная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Методы исследования. В настоящее время педагогические исследования осуще­ствляются с помощью целой системы разнообразных мето­дов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследова­тельская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изуче­ние и обобщение передового педагогического опыта, социо­логические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической ста­тистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследова­ния, что вполне естественно. Изучение педагогических яв­лений требует от исследователя их непосредственного на­блюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода уче­ный выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов деятель­ности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной до­кументации и продуктов деятельности учащихся. Так, изу­чая стимулирующую роль оценки знаний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных жур­налов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обу­чения.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт) как метода исследова­ния заключается в специальной организации педагогиче­ской деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических пред­положений, или гипотез. Когда гипотеза или предположе­ние находят свое подтверждение на практике.

Социометрия – изучение статуса каждого участника коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...