Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины




ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.62 – «ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Санкт-Петербург


Инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. М.Е. Шарапова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 12 с.

 

Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протоколом № 6 от 21.03.2011 г.

 

 

Автор-составитель

старший преподаватель

Шарапова М.Е.

 

Рецензент
кандидат психологических наук,

И.В. Берно-Беллекур

кандидат психологических наук

А.Ю. Горохов

 

Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова

Компьютерные работы
М. П. Жуковой

 

 

Ó М.Е. Шарапова, 2011

Ó СПбИВЭСЭП, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Переход к новым социально-экономическим условиям развития требует и перехода к более широкому и всестороннему использованию данных психологической науки. Психологические знания о труде способствуют повышению профессиональной компетентности, что является основным фактором, главной производительной силой индивидуального труда. Предлагаемый курс направлен на формирование базовых знаний по инженерной психологии и эргономике, и рассчитан на 76 часов (из которых 36 отведены на аудиторные занятия, 40 – на самостоятельную работу студентов). Данный учебно-методический комплекс содержит планы лекционных и семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения, глоссарий и список рекомендуемой литературы.

Цель курса:

· знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности в организации, а также формирование представления понятия «организационная культура».

Задачи курса:

· ознакомление студентов с теоретическими основами инженерной психологии и эргономики;

· формирование у них общего представления об основных методах инженерной психологии и эргономики;

· раскрытие перед будущими специалистами психологических особенностей труда в условиях организации.

По окончании курса студент должен:

· знать: теоретические основы инженерной психологии и эргономики; психологические особенности труда в условиях организации; о возможных стрессах и конфликтах в профессиональной деятельности;

· уметь: ориентироваться в базовых понятиях инженерной психологии и эргономики; управлять возможными стрессами и конфликтами в организации;

иметь представление:

· об организации и производственном коллективе; о проблемах руководства и лидерства в организации; об основах кадрового менеджмента и организационного консультирования; о проблеме стресса и дистресса в труде; о сущности, структуре и факторах возникновения производственных конфликтов и способах их урегулирования.

Виды занятий и методики обучения.

Теоретические занятия организуются по потокам.. На лекциях применяются такие ТСО, как компьютер, видеомагнитофон. Семинарские занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: обсуждение вопросов по теме, сообщения, тестирование, ролевые игры. На практических и семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, ролевые игры.

Формы контроля

Рубежный контроль. Студентами заочного отделения выполняется контрольная работа, написание которой является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие эту работу, не допускаются кафедрой к сдаче зачета и экзамена.

Итоговый контрол. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении дисциплины «Инженерная психология и эргономика» для эффективного усвоения изучаемого материала важна самостоятельная работа студентов. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 40 часов. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы, который можно расширить систематическим знакомством со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов.

Для успешной сдачи зачета необходимо изучить теоретическую и практическую часть курса и уметь их продемонстрировать.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

    №     ТЕМЫ Аудиторная работа
Лекции Практические, семинарские занятия Всего часов
  Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.      
  Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭРГОНОМИКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ.      
  2.1. Представление об организации. Понятие "организационная культура".      
  2.2. Психология производственного коллектива.      
  2.3. Проблемы руководства и лидерства в организации.      
  2.4. Основы кадрового менеджмента.      
  2.5. Связь организации с общественностью ("паблик рилейшнз").      
  2.6. Основы организационного консультирования.      
  Тема 3. СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.      
  3.1. Общее представление о функциональных состояниях работника.      
  3.2. Проблема стресса и дистресса в труде.      
  3.3. Управление стрессом.      
  3.4. Сущность и структура производственного конфликта.      
  3.5. Типы конфликтных личностей.      
  3.6. Факторы возникновения и развития конфликтов.      
  3.7. Способы управления производственными конфликтами.      
Итого        

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...