Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел У. Письменная связная речь




Раздел IV. Текст

Тема 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Тема 2. Текст. Основная мысль текста.

Тема 3. Текст. Опорные слова.

Тема 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Тема 5. Составление текста из отдельных предложе­ний. Определение темы, главной мысли текста.

Тема 6. Составление текста по данным вопросам. Грам­матическое оформление. Анализ составленных текстов.

Темы 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Харак­терные признаки текста-повествования. Схема построе­ния повествовательного текста.

Темы 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

Темы 11-12. Текст-рассуждение. Характерные при­знаки текста-рассуждения. Схема построения текста-рас­суждения.

Тема 13. Составление плана текста с обозначенными частями.

Тема 14. Деление текста на части. Работа над планом.

Темы 15-16. Редактирование текста.

Раздел У. Письменная связная речь

Изложение

Тема 1. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по вопросам к каждому предло­жению.

Тема 2. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Тема 3. Редактирование текста изложения.

Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Сво­бодный диктант.

Тема 5. Изложение-повествование на основе слухово­го восприятия текста по обобщенным вопросам, опор­ным словам.

Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному пла­ну, опорным словам.

Тема 7. Изложение-описание по памяти.

Тема 8. Изложение-описание на основе слухового вос­приятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 9. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе зрительного восприятия текста по пла­ну, опорным словам.

Тема 10. Изложение-повествование с элементами опи­сания по памяти. Свободный диктант.

Тема 11. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе слухового восприятия текста по крат­кому плану, опорным словам.

Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухово­го восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свобод­ный диктант.

Тема 14. Изложение с элементами описания и рас­суждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 16. Изложение с творческим заданием на ос­нове слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Сочинение

Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной кар­тине, плану, опорным словам.

Тема 4. Анализ и редактирование сочинений.

Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя лю­бимая игрушка».

Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опы­та и по наблюдениям «Наша собака (кошка)».

Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Тема 10. Сочинение по картине И, И. Левитана «Вес­на. Большая вода».

Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие».

Тема 13. Письма.

Коррекционная работа при нарушениях чтения

 

Чтение — один из основных и важных видов деятель­ности каждого школьника.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают вни­мание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чте­ния. Это приводит к тому, что у детей автоматизирует­ся неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и уча­щиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.

А. Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состоя­ния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллек­туального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что не­редко сопровождается недостаточным пониманием про­читанного.

Чтение - это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как слож­ный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой;

2) слияние двух букв в слог;

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.

Согласно теории Н. А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдель­ные операции автоматизируются и их регуляция осу­ществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов);

скорость;

правильность;

• автоматизированностъ;

понимание прочитанного.

В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тра­тит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Овладевая технической стороной чтения, ученик после­довательно переходит от одного этапа к другому: от чте­ния элементарных единиц (буквы, слоги) к более комп­лексным (слова, словосочетания).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...