Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отсутствие сословно-представительного законодательного органа власти (парламента).

Проблема контроля верховной власти снизу в истории России (любой период).

В качестве примера рассмотрено время правления Императора Александра II (1855-1882 год)

В 50-х годах XIX века страна, догоняя европейские страны, вступает в эпоху промышленного переворота. Страна делает решающий шаг в формировании капиталистического общества. Большой шаг в своём развитии делает общество, активно формируются различные политические течения, и движения. Однако, в стране существует ряд пережитков, которые существенно тормозят процесс развития страны.

Понимания необходимость изменений, Александр II проводит ряд реформ, позже названных Великими реформами, В частности отменяется крепостное право - это позволяет частично разрядить «революционную ситуацию», которая складывается в стране к концу 50-х годов.

Однако реформы практически не затрагивают политическую сферу жизни общества.

В политической системе того времени господствовали формы государственного устройства прошлых веков. Россия не могла полноценно преодолеть сложившийся политический кризис, пока не были решены следующие проблемы:

Прежде всего, неограниченная ни какими государственными органами власть царя.

Оно заключалось в том, что самодержец, оставаясь монопольным субъектом законодательства и не будучи в своих полномочиях юридически ограниченным, действовал в сложившемся правовом поле, очерченном при Николае I в Своде законов. Случались при этом и отклонения, самое известное из которых – передача крестьянам части помещичьих земель при отмене крепостного

права, что нарушало неотчуждаемое право помещиков на их земельную собственность, провозглашенное в екатерининской жалованной грамоте дворянству. Однако это отступление от законодательной нормы под понятие самодержавного произвола не подпадало и таковым мало кем из современников воспринималось: крестьянская реформа была проведена после многолетних согласований с помещиками, получившими за утраченные земли немалые деньги.

Синтезирование изначально разнородных самодержавного и юридического принципов имело, однако, свою историческую границу: оно не могло быть доведено до законодательного ограничения полномочий самодержавия, т.е. до универсализации принципа законности в строгом и полном смысле этого слова.

 

Отсутствие Конституции и следовательно гарантии прав и свобод.

Несмотря на все преобразование в политике "Революции сверху", имевшую буржуазный характер, не только не была последовательной, но и не могла прийти к своему логическому завершению - конституции. Александр II был убежден, что самодержавие - наиболее органичная форма правления в России. Тем самым уже изначально была перекрыта дорога мирному влияния общества на царя, а также гарантиям прав и свобод гражданину.

Власть стала противодействовать тем силам, которые сама вызвала к жизни. В результате Александр II становится мишенью для террористов-революционеров (шесть покушений), что в свою очередь способствовало переходу к охранительным принципам в правительственной политике, в частности усилению роли III Отделения во главе с П.А. Шуваловым.

Отсутствие сословно-представительного законодательного органа власти (парламента).

Идею сословно-представительного органа власти пытается реализовать ещё Екатерина II, однако безрезультатно, затем этим вопросом озадачивается лишь её внук-Александр I в 1819 году, С тех пор вопрос о введении представительной формы правления в правительственных сферах не возникал; лишь в конце царствования Александра II возникли предположения, не носившие, однако, вопреки ходячему мнению, строго конституционного характера, но обществом почему-то понятые именно в этом смысле. Император одобрил лишь мысль министра внутренних дел, графа Лорис-Меликова, о своевременности привлечения сведущих лиц - применительно к порядку, уже испытанному при разработке крестьянской реформы, - к совещательному участию в изготовлении центральными учреждениями законопроектов по тем вопросам, которые Высочайшей волей будут признаны подлежащими разрешению. 17 февраля 1881 г. был Высочайше утвержден доклад графа Лорис-Меликова, в котором в частности предлагалось: 3) Подготовительные комиссии учредить из членов правительственных ведомств и приглашенных, с Высочайшего соизволения, сведущих - служащих и не служащих - лиц, известных своими специальными трудами в науке или опытностью по разным отраслям государственного управления или народной жизни. На обязанность сих комиссий возложить составление законопроектов в тех пределах, кои будут указаны Высочайшей волей. А так же: 5 б) из выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, и от некоторых значительнейших городов, и в) из назначенных особым порядком членов от тех местностей, в коих положение о земских учреждениях не действует. 6) От губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, избирается в состав общей комиссии по одному или по два члена, соображаясь с населением губернии. Избрание предоставляется губернским земским собраниям. 7) Члены от значительнейших городов избираются городскими думами, в столицах - по два, в прочих городах - по одному. 8) Губернским земским собраниям и городским думам предоставляется избрать членов общей комиссии как из среды гласных, так и из других лиц, принадлежащих к населению губернии или город

Проект этого сообщения был изготовлен графом Лорис-Меликовым и утром 1 марта 1881 г. одобрен государем императором, который при этом выразил желание, чтобы проект сообщения, до его напечатания, был выслушан в заседании Совета министров 4 марта. Мученическая кончина императора Александра II свернула деятельность этого проекта, Александр III повёл уже другой политический курс.

4) Свобода слова и книгопечатания. Изменения именно в этой сфере были весьма успешно проведены Александром II. Контуры этого нового курса вырисовывались постепенно. 3 декабря 1855 года был закрыт Высший цензурный комитет. Запрет, наложенный Николаем 1 на печатное слово, был отменен - так велика была потребность общества выговориться. Одно за другим стали возникать новые независимые издания. Гласность стала первым проявлением оттепели, наступившей вскоре после воцарения Александра. Уничтожены были и стеснения, введенные в университетах после 1848 года.

Однако получившие свободу СМИ не могли повлиять на к проблемы в государственном устройстве, так как не было никаких законных рычагов для этого. Поэтому широкое распространение в это время получает точечный терроризм, как попытка повлиять на верховную власть

 

 

Идеи о необходимых преобразованиях активно высказывались представителями различных движений, существовавших в то время.

Во второй половине XIX в. полемика с революционным народничеством, славянофилами и охранительной идеологией российского самодержавия дала новый импульс к развитию либеральной политической мысли. Самым влиятельным идеологом классического либерализма был правовед Борис Николаевич Чичерин.

В записке, озаглавленной "Современные задачи русской жизни", он сформулировал основные пункты либеральной программы, которая должна была восстановить в России нарушенное равновесие между народом и правительством:

свобода совести;

свобода от крепостного состояния;

свобода общественного мнения;

свобода книгопечатания;

свобода преподавания;

публичность всех правительственных действий и, прежде всего, бюджета;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...