Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народное музыкальное творчество.




Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.

Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними с читаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.                                                                                                         Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. народное музыкальное творчество песенное

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной лежат в народном искусстве. песня в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке – народные инструменты. Единственными профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие музыканты – актёры. На Руси они назывались – скоморохами. Эти актеры просто и искренне выражали чувства многих людей, рассказывали о своих странствиях и высмеивали пороки богатеев и церковнослужителей, поэтому правящие классы и духовенство объявляли их вне закона, запрещали представления. В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения умельцев – живописцев, зодчих, мастеров искусства – народные мелодии, как и пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение.. Старинные народные песни любой страны – плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании. Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом, возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Первоначальный слагатель песни обычно оставался неизвестным. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (сказка, пословица) составляют достояние всего народаи таким образом, были сохранены для нас

  Вокальные жанры. Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определенному времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и неприуроченные. Календарные песни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора.

Песни семейных обрядов (крестины, свадьба и похороны) сформировались, по-видимому, позднее календарных; они имеют более обширные ареалы бытования. Свадебные песни распространены повсеместно

Один из древнейших жанров -- плачи: похоронные (самые древние), свадебные (в некоторых традициях имеющие собственные напевы, а на Русском Севере представленные уникальной формой групповых голошений), рекрутские (при проводах в армию) к бытовые (по случаю какого-либо несчастья, например пожара).

К музыкальному эпосу относятся русские старины, или былины

К неприуроченным жанрам принадлежат также лирические песни, сформировавшиеся как жанр значительно позже обрядовых.

Песни, связанные с движением. К числу приуроченных относятся хороводные, которым приписывались магические функции, в том числе продуцирующая способность (ср. русские «хороводы водили, чтобы лён долгий родился, чтобы жито росло»).

У русских хороводы обслуживают также зимние и весенние молодежные собрания, связанные с выбором пары.

Большое место в традиционном быту занимают плясовые песни

Особый жанр составляют трудовые артельные припевки. Они служат для координации коллективных усилий во время трудового процесса и по сути дела представляют собой интонационно оформленные командные возгласы (самые известные из них -- русские «Дубинушка» и «Эй, ухнем!»).

Позднейший жанр народного музыкального творчества -- русская частушка. С конца XIX века он выдвигается в качестве одного из ведущих, бытует преимущественно в молодёжной среде. Частушки представляют собой вокально-инструментальный жанр, основанный на творческом состязании исполнителей, которые часто импровизировали тексты на злобу дня.

Классификация музыкального фольклора. Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр.) могут быть:

А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонно приуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются.

Б) приуроченными к жизни человека (к обрядам «перехода», этапам жизни, например, детские): свадебные песни всех разновидностей, родинные, крестинные; рекрутские, свадебные и похоронные причитания.

В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т.д.), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши.

Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады).

Календарные обрядовые песни (яркое, зычное исполнение) как язык общения с природой и духами предков.

 Пример календарно-обрядовых действ: Святочный период (Святки) – от Рождества Христова 7 января– до Крещенья (19 января).Рождественский сочельник – приготовление кутьи, п ение мальчиками тропаря «Рождество Твое» при обходе домов вечером со звездой, и пение колядок рождественского содержания. Васильев вечер (Щедрый вечер) – пение колядок (на севере - «Виноградий», на юге – Щедровок бытового содержания. Праздничные собрания молодёжи (съезжие праздники) с пением песен, играми, танцами, народным театром (сценки с «умиранием»), ряжение в нечистую силу, животных и шуточных персонажей, обрядовые бесчинства молодёжи как изображение разгула нечистой силы. Пение коротких «поцелуйных» хороводов. Исполнение кадрильных циклов.

Русская народная музыка - один из самых древних и богатых видов искусства. Народная музыка является родоначальником всех направлений музыки, которые формировались в течение многих веков на ее основе: это и классическая, и эстрадная, и современная музыка. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Народные инструменты Гусли - многострунный щипковый русский народный инструмент. Гусли имеют огромную историю. Первые упоминания о них относятся ко II веку нашей эры. Гусли были очень распространены в Древней Руси. Их изготавливали из древесины березы, ели, рябины и украшали языческими орнаментами. Игра на гуслях сопровождала песни и пляски. Гудок - старинный русский народный смычковый музыкальный инструмент. У него были три струны, плоская дека и спинка, без вырезов по бокам. Рожок -- русский пастушеский духовой инструмент. Он выглядит как усеченный конус, изготовленный из бересты. Свирель - ствол с отверстиями. Его делают из различных материалов: тростника, глины, кости, дерева, бамбука. 

 

Практическое задание №9. ОПК-1, ПК-1, ПК-10

Дайте объяснение тому, что в разных учреждениях дополнительного образования можно встретить Образовательные программы, составленные самостоятельно педагогом без учета требований Федерального государственного стандарта нового поколения.

??????Программы доп.образования должны быть составлены с учетом требований ФГОС,либо доработаны, уже имеющиеся программы, по новым требованиям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...