Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинематика столкновения автомобилей

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с личным составом дежурных караулов ПЧ ___

по подготовке к проведению работ при ликвидации последствий ДТП

на «___» ____________ 20__ г.

 

 

Тема занятия № 2: «Особенности конструкции легковых и грузовых автомобилей, пассажирских автобусов».

1. Специфические опасности новых автомобилей.

2. Расположение источников питания.

3. Кинематика столкновения автомобилей.

 

Вид занятия: классно - групповое. Отводимое время: 2 часа

 

Цель занятия: ознакомить личный состав с особенностями конструкции современного автотранспорта.

 

 

1. Литература, используемая при проведении занятия:

- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подразделе­ниях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)»;

- Справочник спасателя, книга № 11: «Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» - Москва ВНИИ ГОЧС, 2006г;

- Руководство по применению спасательных инструментов и технологий «Холматро Техника спасения из автомобилей» - Нидерланды Холматро Рес­кью Эквипмент, 2005г.

 

2. Развернутый план занятия.

№ п/п Учебные во­просы (вклю­чая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обес­пече­ние (в т.ч. технические средства обучения) учебного во­проса
1. 2. 3. 4.
I. Подготовительная часть занятия – 10 минут
1.   Проверка го­товно­сти л/с к занятиям. мин. Проверка наличия личного состава и готов­ности его к занятиям. Объявление темы и целей занятия.
II. Основная часть занятия – 70 минут
1. Специфические опасности новых автомобилей. мин. А - при разрезании кресел Многие новейшие модели автомобилей снаб­жены элементами воздушных подушек, расположенными в обивке кресел. Датчики подушек, миниатюр­ные газовые цилиндры, а в некоторых случаях и сами воздушные подушки не следует разрезать. Прежде всего, необходимо удалить обивку кресел с помощью обычного ножа и проверить наличие воз­можных опасностей внутри, до начала применения гидравлического резака. В - при операциях резания опор (стоек) Различные опоры и стойки содер­жат элементы, которых стоит избегать. Усилители для монтажа ремней безо­пасности могут стать причиной повреж­дения лезвий резаков. Системы пред­натяжения ремней также могут привести к повреждению гидравлических резаков. Однако наиболее опасным является операция резания нагнетателя воздушной подушки. Она может оказаться исключительно опасной, по­скольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьезным травмам. По этим причинам настоятельно рекомендуется проверять опорные основа­ния и стойки до начала их резки. Рекомендуется также использовать гибкий экран для защиты пострадавшего во время процесса резки. Он обеспечит хорошую защиту при соскальзывании режущих инструментов, а также час­тично от обладающих способностью неожиданно взрываться цилиндров, если их не было видно. С - автоматические системы защиты при опрокидывании Эти системы раз­ворачиваются при опрокидывании автомобиля. Они, как правило, установ­лены позади кресел в задней панели, где проводят работы с шейным отделом позвоночника. Это представляет значительную опасность для спасателей и медперсонала, когда во время выполнения АСР происходит случайное сра­батывание системы защиты. В таких случаях следует отклю­чить аккумуля­тор, если это представляется возможным, и избегать направ­ления разверты­вания указанной системы. Фронтальные подушки безопасности: разворачиваются в случае лобового столкновения и обычно расположены в рулевом колесе и приборной панели. Новые системы подушек безопасности включают применение нагнетатель­ных двухкаскадных насосов. В этих системах сила нагнетания регулируется в соответствии с такими параметрами, как положение пассажира, серьез­ность столкновения, использование ремня безопасности. Если система дат­чиков диктует частичное нагнетание в результате столкновения, то воз­можны следующие результаты: - срабатывание первой ступени с последующим срабатыванием второй сту­пени через несколько миллисекунд. - срабатывание первой ступени без последующего срабатывания второй. Это оставляет вероятность срабатывания второй ступени в ходе АСР. - срабатывание второй ступени без последующего срабатывания первой. Это оставляет вероятность срабатывания первой ступени в ходе АСР. Боковые подушки безопасности: такие подушки безопасности монтируются в дверях, в поверхностях кресел, ближайших к дверям, или в перекрытиях крыши (подушки типа шторки или трубы). Исключительно важно избегать разрушения зон, в которых находятся подушки безопасности, датчики, а также не производить резку через скрытые нагнетатели или трубки указан­ных подушек. Если произошло срабатывание подушки безопасности, это еще не озна­чает, что система безопасна. Избегайте направлений срабатывания всех воздушных подушек. Натяжители ремней безопасности могут срабатывать либо механически, либо электрически. При работе в этих зонах следует соблюдать особую осто­рожность. Некоторые автомобили имеют механические натяжители со встроенными в них датчиками. Указанные натяжители находятся в готовно­сти даже после отключения аккумуляторной батареи. При работе с натяжителями ремней безопасности следует соблюдать те же меры предосторожности, что и при работе с подушками безопасности. Учи­тывая состояние пострадавшего, рекомендуется как можно скорее освобо­дить пострадавшего от ремней безопасности. Случайное срабатывание сис­темы, таким образом, не усугубит травму пациента. Особое внимание сле­дует проявлять в отношении систем безопасности при наличии воспламе­няющихся жидкостей или паров. Системы натяжителей расположены в че­тырех основных местах: - низ средней опорной стойки; - середина средней опорной стойки; - внутренняя часть барабана переднего ремня безопасности; - область задней панели кузова.
2. Расположение ис­точников питания. мин. Как правило, в большей части пассажирских автомобилей аккумуляторные батареи располагаются в отсеке двигателя. Однако необходимо отметить, что на некоторых автомобилях новейшей конструкции могут использоваться альтернативные места расположения источников электропитания. Эти места среди прочих возможных точек могут располагаться: - под задним пассажирским креслом; - в багажнике автомобиля; - в арке переднего колеса. Необходимо помнить о том, что большие автомобили (фургоны, автобусы или спец.транспорт) могут снабжаться несколькими аккумуляторными бата­реями. Некоторые производители используют специальное устройство, которое ав­томати­чески отключает аккумуляторную батарею в случае столкновения. Гибридные бензино-электрические автомобили - используют как эл.двигатель, так и ДВС. Электрическая мощность используется для движе­ния с низкими скоростями, электродвигатель питается от блока высоко­вольтных аккумуляторных батарей, которые, как правило, устанавливаются в задней части автомобиля.     В гибридных автомобилях высоковольтные провода идентифицируются изоляцией и разъемами оранжевого цвета. Необходимо знать об этих прово­дах, они проходят под и в усилителях нижней части пола автомобиля, и, как правило, недоступны для спасателей. Очень важно помнить, что гибридные автомобили, даже при выключенном ДВС, находятся в «состоянии готовности» и могут в любой момент начать ход. Для того чтобы этого не произошло, спасателям необходимо, отключив 12-вольтовый аккумулятор, проверить, что зажигание находится в положе­нии «выключено», а сам ключ вынут из гнезда, чем самым произведен запрет включения электронной приводной системы. Никогда не следует прикасаться, резать или раскрывать высо­ковольтные провода и другие высоковольтные компоненты.
3. Кинематика столкновения авто­мобилей. мин. ДТП подразделяются на сле­дующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на ве­лосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животное; прочие ДТП. Столкновение - ДТП, при котором движущиеся ТС столкнулись между со­бой или с движущимся подвиж­ным составом ж/д. К этому виду ДТП отно­сятся также столкновения движущегося ТС с вне­запно остановившимся ТС (перед светофором, из-за неисправности и пр); столкновения подвижного состава ж/д с остановившимся на ж/д путях ТС. Опрокидывание - ДТП, при котором движущееся ТС опрокинулось. К этому виду не относятся опрокиды­вания, которым предшествовали другие виды ДТП: столкновение, наезды на препятствия и т.п. Наезд на стоящее ТС - ДТП, при котором движущееся транспортное сред­ство наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на препятствие - ДТП, при котором ТС наехало на неподвижный предмет (дерево, столб, ограждение и т.п.) или ударилось о него. Наезд на пешехода - ДТП, при котором ТС наехало на человека, или он сам наткнулся на движущееся ТС. К этому виду относятся также ДТП, при кото­рых пешеходы постра­дали в результате их травмирования перевозимыми на ТС груза­ми (досками, трубами, плитами и т.п.). Наезд на велосипедиста - ДТП, при котором ТС наехало на велосипедиста, или он сам наткнулся на дви­жущееся ТС. Наезд на гужевой транспорт - ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились в движущееся ТС. Наезд на животных - ДТП, при котором ТС наехало на диких или домаш­них животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти живот­ные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб. Прочие ДТП - ДТП, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший опрокидывания или столк­новения); падение перевозимого груза, удар человека или животного, либо повреж­дение другого ТС каким-либо предметом, отброшенным колесом ТС; наезд ТС на лиц, не являющихся участниками движения, либо на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, оторвавшееся колесо); падение пассажира с движущего ТС или в салоне движуще­гося ТС, в ре­зультате рез­кого изменения скорости или тра­ектории движения и др. Наиболее частым видом ДТП является столкновения, они бывают: - Лобовое столкновение (рис.а) происходит при встречном движении ТС. Степень деформации ТС и уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей. - Касательное столкновение боковыми поверхностями (рис.б) возникает при встречном движении или движении в одном напра­влении. - Наезд (рис.г) совершается на неподвижные или движущие­ся объекты. Он характеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамиче­ского удара большой силы. - Боковое столкновение (рис.в) является следствием удара лобовой части одного ТС в боковую сторону другого. Иногда автомобиль, получивший бо­ковой удар, опрокидывается. Наиболее опасно боковое столкновение для людей, находя­щихся с той стороны салона, на которую пришелся удар. Опрокидывание (рис.д) возникает в результате бокового удара, резкого по­падания ТС на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины), вследствие скользящего движения юзом или вращательного движения, обу­словленных скользкой дорогой и т.д. Опрокидывание вызывает падение ТС на бок или на крышу. Типовые повреждения ТС и травмы пострадавших
# Вид ДТП Типовые повреждения ТС Типовые травмы пострадавших
  Лобовое столкнове­ние Деформация передней (ло­бовой) части ТС, заклини­вание дверей, нарушение целости стекол; смещение двигателя в салон Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы живота, грудной клетки, лица, ниж.конечно­стей; резано-колотые раны
  Касатель­ное столк­нове­ние Деформация соприкасаю­щихся боковых частей ТС Травмы живота, груд­ной клетки, лица, переломы ребер; резано-колотые, рва­ные раны
  Боковое столкнове­ние   Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы ниж.конечностей, го­лени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер; резано-колотые, рва­ные раны
  Опрокиды­вание Значительная деформация корпуса, крыши, наруше­ние целости стекол, разлив топлива Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы позво­ночника; резано-колотые, рва­ные раны
  Наезд Деформация передней части автомобиля, повреж­дения лобового стекла; смещение ДВС в са­лон Шейно-позвоночные и ЧМТ, травмы живота, грудной клетки, лица, ниж.конечно­стей; резано-колотые раны

Кинематика столкновения автомобилей

Напряжение, изгиб, кручение

Металл, который погнут (изгиб), растянут (напряжение) или закручен (кру­чение) требует большой осторожности при резке или раздвижении, так как может произойти быстрое, непредсказуемое перемещение или сдвиг. Спаса­тель должен хорошо понимать возможность различных ответных механиче­ских реакций и потенциальных последствий в корпусе автомобиля, которые могут быть вызваны деформациями машины после столкновения.

При рассмотрении возможных механических реакций (удар во время столк­новения, который меняет структуру автомобиля) мы будем говорить о на­дежных точках опоры и об эластичных или нестабильных точках.

Для эффективной работы необходимо исключать неустойчивые или потен­циально эластичные точки, чтобы избежать нежелательных обратных пере­мещений материала во время резки или расширения. Необходимо найти ста­бильные точки, которые будут служить в качестве прочных точек опоры, на которые можно установить раздвигающие инструменты. В случаях, когда таких точек нет, необходимо создать их путем установки подставок и опор.

Фронтальные столкновения

Несмотря на увеличение прочности салона автомобиля на новейших транс­портных средствах, мы должны помнить, что на больших скоростях проис­ходят большие деформации, что значительно усложняет АСР.

Современные системы безопасности предполагают, что пассажиры автомо­биля выживут в большинстве типичных случаев столкновений. Возможные варианты, с которыми имеют дело спасатели при фронтальных столкнове­ниях, включают усиленную зону приборной панели, так и боковые усили­тели, смонтированные в дверях, которые часто продавливаются назад или вперед, способствуя дальнейшему смятию двери.

Боковой удар

Боковые столкновения имеют высокую степень смертности из-за малого расстояния между наружным корпусом автомобиля и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное сво­бодное пространство, в котором и придется работать с пострадавшими. При возможности, сосредоточение усилий по эвакуации пострадавших с непо­врежденной стороны автомобиля часто дает более эффективные результаты.

Столкновения, связанные с опрокидыванием автомобиля

В этих случаях, наиважнейшим аспектом для успешной эвакуации является грамотная стабилизация автомобиля. Эвакуация может быть усложнена, если пострадавшие в перевернутом автомобиле лежат в неудобных позах или свешиваются с кресел. В условиях такой аварии очень важно, чтобы возмож­ные перемещения пострадавших были сведены до минимума.

Наезды и столкновения

Крайне ограниченное рабочее пространство и, во многих случаях, сложное сдавливание пострадавших конструкциями автомобилей делают указанные типы ДТП очень сложными для обеспечения их безопасности. Необходимо всегда помнить о важности надежной стабилизации аварийных нагрузок и о возможности проведения работ по подъему тяжелых масс. При выполнении АСР под грузовыми автомобилями следует знать о наличии подрессоренных и неподрессоренных масс.

Проведение АСР может нарушить стабилизацию и устойчивость объектов. По этой причине устойчивость должна непрерывно контролироваться в те­чение процесса эвакуации. Крепежные устройства могут облегчить усилия по обеспечению устойчивости.

III. Заключительная часть занятия – 10 мин.
1. Подведение итогов заня­тия. мин. Подведение итогов занятия. Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план, плакаты.

 

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к сле­дующему занятию: изучить пройденный материал.

 

«____»___________2012 г.

 

Руководитель занятия: «____»___________2012 г.

___________________________

___________________________ _____________________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...