Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективность в оценке проблем клиента и его качеств.




Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет — это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков.

Тактичность — умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности.

Терпимость (толерантность) — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.

Выдержка и самообладание, терпение. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания, иначе, отдавшись во власть собственных эмоций, не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее.

Доброта социального работника деятельна — она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Быть добрым (не добреньким) — значит учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.

Любовь к людям (гуманность). Работая с клиентом и определяя его положительные качества, черты, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы вызвать ту положительную трансформацию личности клиента, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств.

Самокритичность - умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям. Конструктивная, “здоровая” самокритичность (не “самоедство”) — путь к развитию достоинств.

Адекватность самооценки (не завышенная и не заниженная самооценка) — условие эффективности деятельности.

Коммуникабельность — умение общаться.

Оптимизм. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранить оптимизм, веру в справедливость и торжество добра. Однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник призван нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.

Сила воли, нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед трудностями и доводить начатое дело до конца — качества, которые развиваются в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления своей слабости и пассивности. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя и активно подключиться к деятельности.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — “вчувствование” в переживания другого человека. Способность к эмпатии во многом определяется способностью социального работника поставить себя на место клиента.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление — неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае специалист высокого класса проявляет творческий подход.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

39. Коммуникативная профессиограмма социального работника

Процесс общения многогранен и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Он представляет собой прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди (субъекты общения). Процесс общения включает в себя:

? формирование и развитие личности (социализацию индивида);

? развитие общества и общественных отношений;

? обмен результатами деятельности;

? создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

? социально-психологическую адаптацию людей;

? обмен эмоциями;

? обучение, передачу умений и навыков;

? обмен информацией;

? обмен деятельностью;

? формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом. Общение выражается во взаимоотношениях следующих типов:

1) «Я — Я» (индивидуалыю-личностпый тип общения);

2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержательный характер общения определяется предметом общения. Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироваться и переходить в другой тип общения.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, прежде всего, в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушивать и понимать, объяснять и доказывать, спрашивать и отвечать, убеждать и переубеждать, создавать атмосферу доверия в беседе, делового настроя — в собеседовании, находить индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешать конфликт, снимать напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения навыками эффективного общения, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

? знать речевой этикет и уметь его использовать;

? уметь формулировать цели и задачи в деловом общении;

? организовывать общение и управлять им;

? анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

? владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

? уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

? иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

? владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь, публичные выступления;

? уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Общение является важным инструментом в реализации задачи социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях

40. Проблемы профессионализма в социальной работе

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К.М.Оганян).

Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:

управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;

психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

«Профессионализм»— это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности

 группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника: — Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику? В социальной работе объективным критерием должно выступать решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью? В труде социального работника субъективным показателем профессионализма может быть устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношения к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального социального работника характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценок деятельности работающих специалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника и связанных с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействий социального работника на клиента прямая оценка эффективности труда социального работника не представляется возможной.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть: анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник нормы, стандарты, принципы, эталон профессии;умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития — это те результаты, которые в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем, это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития?

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии?

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельности в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по социальной работе. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.), комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации) и радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А.И.Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма социального работника являются также:

профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солидаризации» социального работника с ситуацией клиента возможна потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;

предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента. Профессионализм социального работника реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении помочь включить его собственные ресурсы и потенциалы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;

качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и социальным работником должен быть адекватным и соответствовать этическим нормам и принципам.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает социального работника «владеть ситуацией», видеть разницу между ролью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контроля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.

41. История становления этических традиций на Руси.

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта точка зрения считается более предпочтительной, поскольку "человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя", даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз освобождения человечества.

Человек изначально, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми.Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с коллективными потребностями выживания. Это не были ценности в нашем современном понимании, но на уровне примитивных полуживотных инстинктов человек дифференцировал полезное и вредное для себя и сообщества. Мораль носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший имел неограниченные права, непререкаемый авторитет и абсолютную власть, что давало ему возможность использовать свое положение в первую очередь в своих собственных целях и решать силовыми методами все вопросы, возникающие в орде.

Можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей - обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.

По мере совершенствования орудий труда возникло первое примитивное разделение труда между членами племени и между полами и возрастными группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и слабые члены племени - дети и старики. Человек становится действительно человеческим, социальным существом, а не является только одним из биологических видов, существующих на земле.В период образования материнского рода начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и формы их существования на основе определенных нравственных законов. К этому же периоду относят появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Исследования этнографов приводят к неизбежному выводу, что для первобытного человека забота о нуждающемся была нормой.

Однако в значительно большей степени нравственное регулирование отношений между людьми требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей, моральные принципы получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впоследствии - в светских законах. Введение на Руси православия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его догматы основой этических воззрений верующего населения. Наиболее широко известным сводом религиозных норм и правил, распространяющихся и на этические основы человеческого сосуществования, является Библия.

В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу. Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.

С древнейших времен русским народом создавались произведения, носящие характер преимущественно морального поучения, завета и детерминирующее поведение человека в обществе, в семье, в его взаимоотношениях с другими людьми, т.е. в повседневной деятельности и общении. "Поучение" Владимира Мономаха (1099 г.) представляет собой наиболее полную систему этических воззрений, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся.

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности, осуществлявшейся людьми по мере возможности, вне зависимости от их социального и экономического статуса. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям и т.п., не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что иначе нельзя - нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. Распространившийся в XVI веке "Домострой" Домострой. - М., Советская Россия, 1990. затрагивает вопросы нравственности личности и содержит определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности.

В годы реформ Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится не к какой-либо определенной категории лиц, а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер.

Этика помощи нуждающимся находит свое дальнейшее развитие в работах русских философов. Их большинство, сами будучи верующими людьми, связывали свои этические понятия с православием как основой мировоззрения большинства своих сограждан.

Таким образом, этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями находили отклики в различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические труды светских ученых, на творчество литераторов.

В советский период взгляды на социальную работу изменились в худшую сторону и лишь в постиндустриальном обществе утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Требования к нравственному облику человека и гражданина, основанные на традиционных общечеловеческих гуманистических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

42. Нравственно-профессиональные принципы социальной работы

Профессиональные моральные принципы - это система ценностей социального работника, определяющая смысл и направление его деятельности в качестве представителя профессии, реализующего государственную социальную политику.

Моральные принципы, моделирующие своего рода установки в деятельности социальных работников, выглядят следующим образом: уважение к личности клиента и достоинства каждого человека, с которым социальный работник, профессионально связан; уважение доверия каждого человека (клиента, коллег и так далее); соблюдение профессиональной честности; уважение прав человека (клиентов, коллег и т.д.); принятие собственных решений; соблюдение разумных интересов клиента.

Социальные работники представляют собой профессиональную группу. И потому, они все вместе являются специфическим субъектом деятельности, они не могут говорить как абстрактный объект, но как социальный организм, характеризуется присущим ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Как и в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе развивались эмпирически и в настоящее время продолжают развиваться на основе научных исследований в этой области, накопленных в соответствии с ожиданиями и требованиями общества.

В основе этических норм социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников: человеческие ценности, этические традиции благотворительности, ценности современного российского общества, этические стандарты зарубежных стран, специфические ценности современной отечественной социальной работы, личные ценности и идеалы современных экспертов.

требования к профессиональным и этическим качествам социальных работников определяются: уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе; субъектами - социальными работниками, их философскими и этическими взглядами; национальным менталитетом и социальными традициями; международными требованиями к квалификации социального работника, объективными потребностями формирования и развития социальных услуг, комплексных, мультидисциплинарных и специализированных центров социальной помощи; преодоление социального отчуждения находящегося на переходном этапе, в поисках эффективных способов социальной защиты и социального развития.

Гуманистические ценности также представлены в системе социальной работы профессиональными и этическими ценностями, но они имеют определенную степень специфичности. Наиболее известная декларация этических ценностей, на которую ориентируются современные специалисты по социальной работе и социальные работники - «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы, содержащиеся в Кодексе направлены на формирование личности специалиста по социальной работе и социальных работников, а также на профессиональные отношения с отдельными лицами и социальными группами.

Среди многих принципов, которых должны придерживаться специалисты в области социальной работы и социальные работники, имеются более или менее важные, но есть внутренние побудители, социальные и персональные предпосылки для выбора социальной работы как профессии, которые станут содержательными, смыслообразующими. Одной из составляющих проблемы является этический стандарт профессии, который объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них изложены программные цели и долговременные ценности социальной работы, а также запрещающие, предписывающие принципы, которые определяют ответственность и обязанность социальных работников.

Профессиональные и этические принципы социальной работы, перечислены в Декларации этических принципов и социальной работе Международной федерации социальных работников: самореализация, освобождение через солидарность, отказ от дискриминации, демократия и принцип жизни, защита прав клиента, участие и сотрудничество клиентов, самоопределение, отказ от насилия, принцип личной ответственности.

43. Профессиональная этика социального работника.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов. Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального — зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

44. Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника.(?)

Профессиональный кодекс специалиста включает в себя требования общечеловеческого содержания, закрепленные в международных правовых актах, принятых в частности ООН, ОБСЕ, СНГ и т.д. Требования кодекса формулируются в правовых актах государства, например, в законах и положениях, регламентирующих деятельность социальных служб. Конкретизация и детализация требований профессионального кодекса социального работника закрепляется в соответствующих уставах, декларациях, программах, заявлениях и т.д. Важным средством утверждения жизненности требований кодекса является такая профессиональная символика как клятва, гимн, флаг, эмблема и т.д.

Социальный работник это представитель профессии, где заглавную роль играют такие принципы как гуманное отношение к человеку, предрасположенность к состраданию и содействию нуждающимся, нетерпимость к ограничению прав и свобод людей. Социальный работник это специалист, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, необходимой для активной и целенаправленной деятельности в рамках единой системы государственных и общественных социальных служб.

Особенностью профессионального кодекса социального работника является то, что такой специалист соединяет в своих качествах идеалы, нормы и принципы такой деятельности, в которой профессиональное и нр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...