Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел «Показатели эффективности проекта».




Оценочные показатели по проекту рассчитываются на основе нижеприведенной методики (см. п. 9.1.2).

Цель данного раздела – оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Даются классификация и оценка рисков по месту их возникновения (производственные, инвестиционные, инфляционные, организационные, коммерческие и т.д.), а также намечаются меры по их снижению или предотвращению. С целью выявления и снижения риска вложений должен проводиться анализ устойчивости (чувствительности) проекта в отношении его параметров и внешних факторов. В обязательном порядке проводится многофакторный анализ чувствительности проекта к изменениям входных показателей (цены, объема производства, переменных и постоянных издержек, а также их статей, условий финансирования и т.д.). С учетом инфляционных процессов определяются четкие границы, когда возможна реализация проекта и при каких условиях успех маловероятен.

Показатели чувствительности проекта оформляются в виде таблиц в соответствии с рекомендациями.

11. Раздел «Юридический план».

В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

12. Раздел «Информация о разработчике бизнес-плана».

В данном разделе дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана:

- история и год создания;

- основные виды деятельности;

- опыт работы в данной сфере услуг;

- основные достижения и неудачи, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы;

- перечень основных видов деятельности, по которому оказаны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного инвестиционного проекта.

Лекция 12 Система оперативно-производственного планирования

1) сущность оперативно-производственного планирования

Основная задача оперативно-производственного планирования или оперативно-календарного планирования (ОКП) состоит в том, чтобы довести задания производственной программы до всех структурных подразделений предприятия (корпусов, цехов, участков, рабочих мест).

Основу позаказной системы ОКП составляет цикловой сквозной график, в котором указывается очередность работ над изделием, сроки их выполнения и исполнители. Машинокомплектная система основана на том, что задания цехам выдаются в виде перечня номеров изделий с указанием времени их комплектования. В комплектно-узловой систем объектом планирования может быть либо технологический узел, либо узловой комплект.

При подетальной системе объектом планирования является каждое рабочее место, каждая деталь, каждая сборочная единица. Разновидностью этой системы ОКП является система планирования по заделам.

Планирование потребности в оборотных средствах

Планирование потребности предприятия в оборотных средствах является составной частью финансового планирования. Объем и структура оборотных средств (ОС) определяется спецификой и отраслевой принадлежностью предприятия, а также случайными факторами. Поэтому в планировании принято оборотные средства (оборотный капитал) подразделять на постоянные и переменные.

Постоянная часть оборотных средств – это та часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых постоянна, т.е. изменяется в течение всего операционного цикла. Это минимум текущих активов, необходимый предприятию. Переменная часть Ос отражает дополнительную потребность в оборотных средствах в пиковые периоды производственно-хозяйственной деятельности и в качестве страховых резервов.

Целью планирования оборотных средств является определение их оптимального уровня и структуры, а также источников покрытия, обеспечивающих выполнение заданий стратегического и тактического планов. В теории встречаются несколько моделей планирования оборотных средств [19]. Идеальная модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами (чистый оборотный капитал равен нулю). Эта модель наиболее рискованная, поскольку в форс-мажорных обстоятельствах для покрытия текущей кредиторской задолженности предприятие вынуждено продать часть основных средств. Агрессивная модель предполагает, что долгосрочные пассивы служат источником покрытия того минимума, который необходим для ведения хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал равен постоянной части оборотных средств. Переменная часть ОС покрывается кредиторской задолженностью. Консервативная модель предполагает, что переменная часть ОС покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен величине текущих активов. Эти модели носят искусственный характер, а наиболее реальна компромиссная модель, в которой внеоборотные активы, постоянная часть текущих активов и около половины переменной части покрываются долгосрочными пассивами. В этом случае чистый оборотный капитал равен постоянной части и половине переменной части текущих активов.

Существующий ряд методов планирования потребности в оборотных средствах: нормативный, расчетно-аналитический; экономико-математический.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается плановая потребность в оборотных средствах предприятия. Нормативный метода является самым простым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать любой элемент оборотных средств на планируемый период.

Сущность расчетно-аналитического метода состоит в том, что плановая величина оборотных средств рассчитывается на основе анализа достигнутой их величины в предплановом периоде и индексов изменения в плановом периоде.

Экономико-математические методы позволяют разработать модели, отражающие величину и структуру оборотных средств, и из нескольких вариантов плановых расчетов выбрать оптимальный.

Наиболее широкое распространение получил нормативный метод

Норматив оборотных средств — это объем финансовых ресурсов, предназначенных для формирования не снижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.).

По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и однодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство.

Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основных материалов включает:

§ транспортный запас — время пребывания оплаченных материальных ценностей в пути (разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота);

§ технологический запас — время разгрузки, складирования и подготовки к производству;

§ время пребывания материалов в текущем, складском запасе (50% среднего интервала между поставками);

§ страховой запас (50% текущего запаса).

По незавершенному производству и готовым изделиям на складах норматив исчисляется как произведение нормы запасов в днях и однодневных затрат, рассчитанных соответственно исходя из себестоимости валовой продукции и производственной себестоимости товарной продукции.

Норма оборотных средств по незавершенному производству исчисляется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат (К).

Коэффициент нарастания затрат всегда меньше 1. Он рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к общей сумме плановых затрат по формуле:

К = , (8.12)

где Зе — единовременные затраты, производимые в начале производственного цикла (сырье, материалы);

ЗП — последующие затраты до окончания процесса производства (зарплата, другие расходы).

По запасным частям, малоценным и быстроизнашивающимся предметам норматив рассчитывается как произведение нормы оборотных средств и тех показателей, по отношению к которым исчислены эти нормы (стоимость производственного и силового оборудования, численность работников).

Норматив запасов готовой продукции (Нгп) рассчитывается по формуле:

НГП = Зс(И0 – Вд), (8.13)

где Зс — среднесуточные затраты на производство продукции, тыс. р.;

И0 — интервал отгрузки готовой продукции, дней;

Вд — время на оформление платежных документов, дней.

Общий норматив собственных оборотных средств по предприятию определяется как сумма нормативов по отдельным элементам.

Планирование развития предприятия: инновационной деятельности, реструктуризации

На практике под инновацией (нововведением) нанимается объект (процесс), внедренный в производственно-хозяйственную деятельность в результате проведенного научного исследования, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновационная деятельность – это часть научно-технологического развития предприятия, заключающегося в производственном освоении нововведении.

Инновации как объект планирования можно классифицировать по различным признакам:

§ по содержанию (технические, технологические, организационные, информационные, экономические, социальные, информационные);

§ по причинам возникновения (реактивные, стратегические);

§ по предмету (продуктивные, рыночные, инновации-процессы);

§ по характеру удовлетворяемых потребностей (ориентированные на существующие потребности и формирующие новые).

Планирование инноваций является одним из процессов планирования стратегии предприятия.

Мероприятия стратегии в планировании находят свое отражение в плане инноваций. Процесс планирования инноваций, осуществляемый в рамках стратегического планирования, не содержит стандартные процедуры, документы и информационное обеспечение, необходимые для принятия решений о нововведениях. Тем не менее, наметились два этапа планирования: поиск (генерация) идей; формулирование и отбор проектов. План инноваций может входить в состав стратегического плана и отдельным документом не оформляется. Однако планирование стратегии и обоснование путей ее реализации посредством нововведений являются различными процедурами, имеющими собственные алгоритмы планирования. Поскольку план инноваций предусматривает различные изменения в структуре предприятия, он является составной частью жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана инноваций состоит в том, что он не носит директивный характер.

Инновации – качественные изменения в производстве. Они могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Поиск идей является наиболее ответственным этапом планирования нововведений. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными. Для этого необходимо следующее:

§ Создание в коллективе предприятия организационного климата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации.

§ Выявление с помощью психологов, социологов и управленцев-консультантов факторов, блокирующих новаторскую, нововведенческую деятельность.

§ Создание благоприятного климата для работы новаторов: предоставление им дополнительных полномочий в принятии решений на их рабочих местах; использование гибких режимов работы; повышение доверия к ним; материальное и моральное стимулирование и т.п.

§ Свободный доступ к информации всех работников предприятия, конечно с соблюдением требований защиты от несанкционного доступа к ней и защиты коммерческой тайны.

§ Интенсификация неформального общения работников предприятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено, что если люди работают на небольшом расстоянии друг от друга, то это интенсифицирует их общение и возможность появления новых идей.

§ Поощрение нововведений. В этом современный менеджмент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рутинерством, косностью мышления.

§ Создание разветвленной сети различных новаторских групп. У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие нововведения руководством приравниваются к крупным, радикальным новшествам.

§ Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам.

§ Создание системы защиты авторских прав рационализаторов и изобретателей и т.д.

На стадии формулирования и отбора проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сперва прорабатываются некоторые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобрения идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбору. Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти до стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются явно нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим целям и физически неосуществимые.

На этой стадии проекты классифицируются по типам:

§ новое строительство;

§ развитие существующего производства;

§ сокращение издержек;

§ безопасность, экология;

§ качество;

§ замена производственного аппарата;

§ расширение коммерческих операций;

§ управление;

§ хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация, санация и т.д.

На этой стадии каждый проект оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки бизнес-плана. Например, предложение о выпуске новой продукции должно содержать следующее.

1. Цель проекта:

§ предлагаемый товар или услуга;

§ создание нового производства или расширение действующего;

§ влияние проекта на объем продаж и прибыль;

§ возможные риски инвестирования.

2. Краткие сведения о предприятии:

§ цели деятельности;

§ собственник;

§ способ приватизации;

§ достижения фирмы.

3. Персонал:

§ характеристика персонала;

§ особенности высшего руководства фирмы;

§ проведенная реорганизация управления;

§ навыки, отсутствующие у персонала, но необходимые для реализации проекта.

4. Характеристика продукции или услуги:

§ описание продукции;

§ метод изготовления;

§ особенности продукции;

§ возможности для расширения объема продаж;

§ каналы реализации;

§ ограничения, предъявляемые требованиями безопасности и охраны окружающей среды;

§ необходимые патенты, лицензии и разрешения;

§ производственные площади;

§ техническое состояние основных производственных фондов;

§ потребность в дополнительном оборудовании.

5. Поставщики:

§ необходимые для производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты;

§ имеющиеся поставщики и условия поставки;

§ проблемы с поставками;

§ объем поставок.

6. Потребители:

§ основные потребители продукции, услуг;

§ наиболее важные для потребителей параметры продукции;

§ емкость рынка;

§ рекламная и маркетинговая деятельность;

§ привлекательность продукции для потребителей.

7. Конкуренты:

§ перечень конкурентов;

§ сильные и слабые стороны конкурентов;

§ потенциальные конкуренты.

8. Финансовые результаты:

§ возможный рост объемов продаж и расходов фирмы;

§ возможные сбои в работе, влияющие на финансирование состояние фирмы;

§ средства защиты от инфляции и непредвиденных финансовых проблем.

Эти предложения одновременно являются заявками на разработку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций. При необходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели проектов.

Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности. Наиболее крупные мероприятия, требующие значительных объемов инвестиционных ресурсов, должны пройти дополнительное технико-экономическое обоснование, которое делается в «бизнес-планировании».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...