Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ №1 «Денежное обращение»




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Ростов-на-Дону

 

Данный дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся второго курса при изучении предмета «Основы денежного обращения и финансы» по профессии «Контролер СБ». Количество учебных часов - 34 (первый семестр).

Рабочая тетрадь включает в себя 17 занятий, состоящих из:

 

I. к раткого опорного конспекта по теоретической теме, который учащимся нужно дорабатывать самим. Для этого необходимо тщательно изучить и проанализировать приведенный материал и воспользоваться дополнительными источниками информации:

1. «Современная экономика».Учебное пособие под ред. О.Ю. Мамедова Ростов-на-Дону «Феникс» 1995г.

2. «Финансы и кредит» Учебное пособие под редакцией А.П. Ковалева Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.

3. Трускова Л.В. «Финансы и кредит» Учебное пособие Ростов-на-Дону «Феникс» 2001г.

4. Интернет сеть с указанием адреса сайта

и т.д

Использованная литература указывается в конспекте.

 

II. д омашнего задания:

1. ответы на контрольные вопросы;

2. вопросы и задания для обсуждения;

3. тесты и задачи различной степени сложности.

В тетради приведены практические задания, предусмотренные учебным планом по темам: «Деньги», «Инфляция», «Страхование».

 

Материал рабочей тетради позволит учащимся углубить и расширить имеющиеся знания, восполнить возможные пробели и внести вклад в формирование устойчивого интереса лицеистов к будущей специальности и их профессиональной конкурентоспособности.

 

 

РАЗДЕЛ №1 «Денежное обращение»

 

Тема 1.1 «Деньги»

Занятие №1

«Деньги: причины появления, эволюция, сущность»

Ключевые вопросы

1. Причины появления денег.

2. Эволюция денег

3. Свойства и характеристики денег

В процессе экономического развития человечество переходит от натурального хозяйства к товарному, которое основывается на общественном разделении труда и специализации на выпуске какого-то одного вида продукции. Таким образом повышается эффективность общественного производства за счет следующих факторов:

 

-

 

-

 

-

 

Товарное производство позволяет поднять уровень потребления, улучшить качество жизни за счет многократного увеличения объема и расширения ассортимента производимых продуктов. Но продукт в данном случае называется товар ом – результатом труда, предназначенным для обмена. Обмен становится не периодическим, а постоянным и необходимым. Первоначально существовал только прямой товарообмен – бартер (Т-Т) который был неудобен по следующим причинам:

Таблица №1

 

Проблемы бартера Блокирующая функция денег
1.     2.     3.      

 

Неудобства были столь серьезны, что в принципе могли бы вернуть общество к натуральному хозяйству, если бы противоречие между растущим объемом производимых товаров и затратами на их обмен разрешилось с появлением денег. Из общей товарной массы стихийно выделился товар, который мог легко обмениваться на любые другие и измерял своей стоимостью стоимость других товаров, т.к. стоимость товара-денег эквивалентна стоимости всех других товаров.Обменприобрел товарно-денежную форму (Т-Д-Т).

· Эквивалентность – равноценность.

· Стоимость – общественный труд, заключенный в товаре.

· Цена – стоимость, выраженная в деньгах. Самое понятное выражение стоимости - деньги. Деньги являются языком рынка

· Деньги – особый товар всеобщий эквивалент, который обменивается на любые другие товары. (1)

Причиной появления денег является _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Для превращения товара в деньги необходимо:

1. наличие особых свойств, способность постоянно обмениваться;

2. общее признание данного факта всем обществом

3. выполнение роли всеобщего эквивалента длительное время.

Деньги являются _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ

 

Первоначально роль денег закреплялась за наиболее востребованными обществом товарами: скот, меха, соль, орудия труда и т.д. Но со временем в качестве денег утвердились благородные металлы, т.к. они обладают особыми свойствами:

1.

2.

3.

4.

 

Идеальными деньгами было золото (Аu), но его всегда было слишком мало, поэтому деньгами стало также серебро (Аg). Мелкая разменная монета делалась из меди (Cu).

Постоянно взвешивать металл было неудобно, и в обиходе появились монеты.

· Монета – кусок металла определенного веса с клеймом. Клеймо – особый штамп, гарантирующий определенный вес. Из сказанного вытекает другое определение монеты.

· Монета

 

 

Во избежание порчи монеты со временем вводится ее особое оформление (легенда), которое включает:

· аверс

 

· реверс

 

· гурт

 

Источник информации:

Под порчей монеты понимается снижение содержания в ней драгоценного металла.

Более трех сот лет назад драгметаллы были заменены в обращении бумажными «представителями», и долгий период количество этих «представителей» точно соответствовало количеству денежного металла, т.е. деньги из бумаги (классические банкноты) были обеспечены золотом или серебром и могли обмениваться на них в банках в определенном законом соотношении.

Но в 1976 году (Ямайская конференция) произошло грандиозное, неизбежное событие – деньги разорвали свою связь с золотом. С этих пор деньги являются деньгами только в той мере, в какой беспрепятственно могут быть обращены в любой товар или услугу. На первый план выходит проблема обеспечения денег не золотом, но товарами и услугами.

 

СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ДЕНЕГ

 

Главное свойство денег – ликвидность

· Ликвидность – способность служить платежным средством, участвовать в немедленном приобретении товара, сохраняя номинальную стоимость. Ликвидность денег абсолютна

· Деньги – самый ликвидный актив в данное время в данном месте (2)

· Номинальная стоимость (N) – стоимость, обозначенная на деньгах.

· Реальная стоимость (R) – стоимость затрат на изготовление денег.

Деньги характеризуются также покупательной способностью

· Покупательная способность – способность денег обмениваться на определенное количество товаров.

Покупательная способность может изменяться во времени. Деньги, сохраняющие постоянную покупательную способность в течение длительного периода, называются устойчивыми, надежными, безинфляционными, «хорошими».

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Внимательно изучите конспект, выучите определения терминов и понятий

2. Используя учебный материал и при необходимости учебную литературу, окончательно оформите конспект, заполните пробелы.

3. Подготовьте ответы на вопросы

4. Выполните тестовые задания

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «деньги», и какова причина их появления?

2. По каким причинам был совершен переход от натурального хозяйства к товарному производству? Выявите положительные и отрицательные стороны этого перехода.

3. Что такое «бартер» и какова его формула? Выявите положительные и отрицательные стороны бартера

4. В чем заключается противоречие между товарным производством и бартером? Какова формула товарно-денежного обмена?

5. Какими свойствами должен обладать товар, чтобы стать деньгами?

6. Какую эволюцию прошли деньги с момента своего появления до настоящего времени?

7. Приведите примеры товаров, выступавших в роли денег в разное время у разных народов. Почему роль денег со временем закрепилась за золотом? Почему помимо золота денежным металлом стали также серебро и медь?

8. Что такое легенда монеты? Назовите ее элементы

9. Какое свойство денег является главным?

10. Каковы основные характеристики денег?

 

Вопросы и темы для обсуждения

 

1. Представьте, что общество по каким-либо причинам вынуждено отказаться от современных форм денег. Какие товары сегодня с Вашей точки зрения могли бы быть всеобщими товарам -эквивалентами в товарообмене?

2. Для превращения товара в товар-деньги ему необходимо обладать тремя свойствами. Какое из этих свойств Вы поставите на первое место?

3. По своим физическим свойствам золото является практически идеальными деньгами. Но разрыв золота и денег все же произошел. Как Вы считаете, это событие было действительно неизбежным? (Ответ обоснуйте)

4. Разрыв денег и золота назван грандиозным событием. Почему?

5. Австрийский экономист К. Менгер подсчитал, что со времен античной Греции только до начала 20 века в мире было опубликовано 6 тысяч специальных работ по проблемам денег. В современном мире количество таких работ растет почти в геометрической прогрессии. В одной из них приведено утверждение: «Золото – как бы специально созданный природой материал, для выживания человечества».

Прокомментируйте его.

6. Представьте уже выпущенную в оборот банкноту. Какая из ее характеристик может измениться со временем?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Определите, верно или нет данное выражение

 

1. Деньги являются посредником в обмене товарами.

2. Первые монеты отличались от современных только отсутствием строго установленного оформления.

3. Деньги – это общепринятое и всегда готовое быть пущенным в ход требование на некоторый объем товаров

4. Стоимость товара – это его цена.

5. Главное свойство денег – это надежность.

6. Первым товаром-посредником в обмене было золото.

7. Прямой товарообмен – это ликвидность.

8. Деньги – это язык рынка.

9. Бартер эффективнее товарно-денежного обмена, т.к. предполагает обмен в один этап и без посредников.

10. Аверс – это номинал монеты.

 

II Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Одной из непосредственных предпосылок появления денег является:

а) необходимость осуществления различных видов общественных отношений;

б) необходимость соблюдения эквивалентности обмена;

в) переход от натурального хозяйства к производству товаров.

 

2. Что понимается под реальной (внутренней) стоимостью денег?

а) стоимость, указанная на денежных знаках;

б) способность денежной единицы обмениваться на определенное реальное количество товаров и услуг;

в) издержки производства денег.

 

3. Какой ответ не соответствует действительности?

Бартер уступил место товарно-денежному обмену потому что:

а) был низкоэффективен в связи и необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) препятствовал развитию специализации производства;

в) затруднял торговлю;

г) был основан на совпадении интересов экономических агентов в обмениваемых товарах;

д) тормозил понижение производительности труда;

е) затруднял рост благосостояния.

 

4. Золотые и серебряные монеты в прошлом были:

а) условной единицей оплаты, не имеющей внутренней ценности;

б) стандартными кусочками металла;

в) варварским обычаем, несовместимым с современной цивилизацией.

 

5. На стоимость золотых денег влияет:

а) внешний вид золота (слиток, гранулы, песок и т.д.)

б) место добычи золота на земном шаре;

в) количество золота в мире.

 

III. Разбейте приведенные определения по принадлежности к одному из предложенных понятий.

1.покупательная способность денег 2. ликвидность денег а) является абсолютной; б) может изменяться со временем; в) соответствует определенному количеству обмениваемых товаров; г) представляет собой возможность обмениваться на любые товары

Занятие №2

«Виды и функции денег»

Ключевые вопросы

1. Действительные деньги

2. Знаки стоимости

3. Функции денег

 

Главное назначение денег – сделать товарообмен быстрым, взаимовыгодным (эквивалентным), эффективным. Это способствует развитию производства и, следовательно, умножению общественного богатства и благополучия. Эволюция денег показывает, как они изменялись, становясь все более эффективными посредниками в обмене. К деньгам как инструменту обмена предъявляются следующие требования:

-

-

-

-

-

-

 

 

ВИДЫ ДЕНЕГ

 

Деньги могут существовать в двух видах.

I. Вначале становления товарно-денежного обмена использовались действительные деньги (ДД), которые имеют две основные черты.

I Действительные деньги – это действительно товары, и их номинальная стоимость равна реальной (N=R). Пропорции обмена определяются количеством труда, затраченного на производство товара-денег и приобретаемого другого товара, т.е. при обмене сравнивается стоимость. Чем выше стоимость денег, тем больше товаров можно на них приобрести.

Действительные деньги могут использоваться помимо денежного обращения (ДО) по своему первоначальному товарному назначению.

К действительным деньгам относятся Au, Ag, Сu. При обращении этого вида денег инфляция практически невозможна, т.к.:

1. благородных металлов изначально мало (см Занятие №1), а инфляция возникает, если денег становится больше, чем товаров (Д>Т);

2. если складывается ситуация Д>Т, действительные деньги не отдают за бесценок, а откладывают в качестве сокровища, изымая их из оборота. Равновесие Д=Т восстанавливается автоматически.

 

 

1. В последствии действительные деньги замещают знаки стоимости (ЗС), которые снижают издержки денежного обращения, но:

1. их номинальная стоимость не равна реальной, N _ _ R

2. знаки стоимости не могут применяться нигде, кроме денежного обращения.

Различают следующие виды ЗС:

1. металлические – стершиеся монеты их драгметаллов, а также билонные монеты

· Билонная монета – разменная монета, номинал которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходы на ее чеканку. В настоящее время чеканятся только билонные монеты (для обращения).

2. бумажные знаки стоимости, которые делятся на бумажные деньги и кредитные деньги.

Под «бумажностью» денег в ДО понимается не материал изготовления, а их необеспеченность, неподкрепленность товарами и услугами. Бумажные деньги называют также следующими синонимами: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __

 

 

К бумажным деньгам относятся казначейские билеты.

· Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые правительством для покрытия бюджетного дефицита.

Они являются бумажными, т.к. поступают в оборот без увязки с реальной потребностью экономики в денежных знаках и могут вызвать инфляцию, существуют только в странах с малоразвитой, неустойчивой экономикой.

 

К кредитным деньгам относятся:

· Вексель – письменный документ, безусловное обязательство должника уплатить в определенную сумму в указанном месте в определенный срок.

Чаще всего используются:

- финансовый вексель, который применяется при предоставлении денег в долг;

- коммерческий вексель –

 

Различают

- простой вексель –

 

- переводной вексель (тратта) –

 

 

Источник информации:

 

При обращении векселей применяются:

· аваль –

 

· индоссамент –

 

Источник информации:

 

· Банкнота – денежный знак; банковский билет, выпускаемый в обращение центральными эмиссионными банками.

В настоящее время банкноты выпускаются в обращение в соответствии с потребностями экономического развития и обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и другими активами центрального банка, а также массой товаров, принадлежащих государству и реализуемых по устойчивым ценам.

· Чек – приказ владельца счета в банке выплатить чекодержателю денежную сумму, указанную в чеке.

· Электронные деньги – цифровые аналоги наличных денег, которые хранятся и используются с помощью специальных устройств (компьютерные системы или банковские карты)

 

· Банковские (пластиковые) карты - электронные деньги специального устройства для получения наличных денег со счета через банкомат и совершения кредитно-расчетных операций. Бывают двух видов: расчетные (дебетные, дебетовые) и кредитные, в том числе карты с овердрафтным лимитом.

 

 

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

 

Деньги выполняют следующие родовые функции:

 

1. Средство обмена (обращения, оплаты) – в товарообмене деньги играют роль посредников, обслуживая обмен (Т-Д-Т)

 

 

2. Мера стоимости – как всеобщий эквивалент деньги измеряют стоимость всех товаров и позволяют выразить стоимость каждого из них. Чем выше стоимость денег, тем больше товаров можно на них приобрести. Деньги представляют собой постоянное требование на определенный объем товаров. Это утверждение распространяется на все виды денег, в том числе и невещественные электронные деньги.

 

 

3. Средство накопления и сбережения стоимости – деньги обеспечивают его владельцу получение любого товара, становятся воплощением общественного богатства.

 

· Деньги – это все, что одновременно является средством обмена, мерой стоимости и средством накопления и сбережения. (3)

Функции денег нейтрализуют проблемы бартера

Аналитическая схема №1

 

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ

 

                             
                         
                                       
                             
                         
                                       
                             
                         
                                       
                             
                         
                                       
                             
                         
                                       
                             
                         
                                       
                             
                         

 

 

Аналитическая схема №2

 

 

ВИДЫ ДЕНЕГ.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Внимательно изучите конспект, выучите определения терминов и понятий

2. Используя учебный материал и при необходимости учебную литературу

- окончательно оформите конспект, заполните пробелы;

- составьте аналитические схемы «Эволюция денег» и «Виды денег».

- во втором столбце таблицы №1 укажите, какая функция денег нейтрализует ту или иную проблему бартера.

4. Подготовьте ответы на вопросы.

3. Выполните тестовые задания.

 

Контрольные вопросы

 

1. В каких двух видах могут существовать деньги? В чем их различия?

2. Каковы требования к деньгам? Как эти требования реализуются в современных формах денег?

3. Сравните преимущества и недостатки действительных денег и знаков стоимости.

4. Что понимается под «бумажностью» денег в денежном обращении?

5. Дайте определение каждому виду кредитных денег.

6. Охарактеризуйте каждый вид векселей. Что такое «индоссамент» и «аваль»?

7. Перечислите и раскройте родовые функции денег.

 

Вопросы и темы для обсуждения

 

1. Как Вы считаете, какой посредник в обмене считается эффективным? Повышается ли эффективность использования денег в процессе их эволюции? (Ответ обоснуйте). Предложите варианты повышения эффективности товарно-денежного обмена в будущем.

2. Банкноты являются обязательствами центрального банка. Это его особые векселя. В чем же заключается эта особенность? Чем первые классические банкноты отличались от коммерческих и финансовых векселей, которые имеют следующие характеристики: абстрактность, безусловная передаваемость, публичная достоверность, формализм, строгость и быстрота взыскания?

3. Владелец классических банкнот имел право обратиться в банк- эмитент и поменять их на золото или серебро. В настоящее время клиент также может обратиться в банк для приобретения этих драгметаллов. По своей сути любая покупка – это обмен денег на товар (Д-Т), в данном случае – золото и серебро. В чем же разница между первыми и современными банкнотами.

4. В истории денежного обращения было время, когда серебряные деньги стоили дороже золотых. Как Вы считаете, почему?

5. Как Вы считаете, что может помешать современным деньгам выполнять свои функции?

6. Почему для того, чтобы быть деньгами товар обязательно должен выполнять роль всеобщего эквивалента длительное время?

7. Согласно библейской энциклопедии, богатство (Мф. XIX, 23, 24) - обилие внешних, временных и земных благ, равно как благ высших, небесных, духовных. Однако воплощением богатства являются деньги. Противоречат ли эти определения друг другу?

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

 

II. Определите, верно или нет данное выражение

 

1. Деньги выполняют роль счетной единицы

2. Эмитентом денег является уполномоченный коммерческий банк.

3. Бумажные деньги существуют в виде банкнот, пластиковых карт, казначейских билетов

4. Деньги – это знак обмена.

5. Билонные монеты – это стершиеся монеты из золота и серебра.

6. Аваль – это передаточная надпись на векселе.

7. Обращение знаков стоимости дороже, чем обращение действительных денег.

8. Финансовый вексель в отличие от коммерческого погашается по первому требованию векселедержателя.

9. Электронные деньги уменьшают скорость обработки банковской документации.

10. В качестве средства сохранения и накопления стоимости деньги воплощают в себе свободу принятия экономических решений.

 

 

II. Выберите правильный вариант (варианты) ответа.

 

1. Деньги являются:

а) средством платежа;

б) средством измерения стоимости;

в) средством накопления стоимости;

г) всем перечисленным сразу.

 

2. Бумажные деньги эмитируются:

а) центральными банками;

б) монетными дворами;

в) казначействами (министерствами финансов).

 

3. К кредитным деньгам относятся:

а) пластиковые карточки;

б) банкноты;

в) казначейские билеты;

г) все ответы равны;

д) нет верного ответа

 

4. Деньги позволяют

а) распределить стоимость;

б) измерить стоимость;

в) передать стоимость во временное пользование

 

5. Деньги служат:

а) для формирования финансовых фондов;

б) средством обращения;

в) методом замедления инфляции.

 

 

III. Разбейте приведенные определения по принадлежности к одному из предложенных понятий

 

1. банкноты 2. казначейские билеты а) имеют обеспечение б) выпускаются в обращение правительством при недостатке денежных средств для выполнения функций в) не имеют обеспечения г) выпускаются в обращение с учетом реальных потребностей товарообмена д) инфляционны по своей природе е) эмитируются центральными банками

Занятие №3

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

 

Тема: «Изучение сущности, свойств, видов и функций денег»

 

ЦЕЛЬ: закрепление полученных знаний, приобретение навыков в анализе информации, формирование целостного представления о процессах и явлениях в сфере денежного обращения.

ДОПУСК К РАБОТЕ:

1. Дайте определение денег.

2. Назовите причину появления денег.

3. Приведите схему видов денег (действительные и знаки стоимости)

4. Назовите главное свойство денег и раскройте это понятие.

5. Что такое покупательная способность денег?

6. Перечислите родовые функции денег.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1. Сравните цитаты и ответьте на вопросы:

«… Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка…»

FRB. Creeping Inflation \\ Business Review. August 1957.

«… но тут я заметил шкафчик с двумя ящиками: В одном я нашел две-три бритвы, большие ножницы и с дюжину хороших вилок и ножей; в другом оказались деньги, - около тридцати шести фунтов…золотой и серебряной монетой.

Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу…Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, и отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!»

Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»

М. «Правда» 1971год, стр. 36

А) Согласны ли вы с первой цитатой? Ответ обоснуйте.

Б) Чем объясняется столь пренебрежительное отношение к деньгам Робинзона Крузо в приведенной цитате?

 

2. Определите, являются ли тождественными понятия покупательной способности и стоимости денег.

 

3. Изучите информацию и ответьте на вопрос.

«За Аляску и прилегающие к ней острова общей площадью 1 518 800 кв км российская казна в 1867г выручила 7,2 млн долларов, что в пересчете на нынешние деньги по методике журнала «Форбс» составляет 8 миллиардов 355миллионов долларов»

«Комсомольская правда» от 30.03.02 стр 6

Как изменились за этот период ликвидность и покупательная способность доллара:

а) уменьшилась; б) увеличилась; в) не изменилась

Ответ обоснуйте.

4. Составьте классификации денег, приводимые в разных учебниках, учебных пособиях и других источниках, размещая по группам известные Вам виды денег (см схему)

А) металлические, бумажные, кредитные;

Е.Ф. Жуков «Общая теория денег и кредита» М., «Банки и биржи» стр 66

Б)металлические, бумажные, кредитные, электронные деньги

О.Ю. Свиридов «Деньги, кредит, банки» Р-н\Д «Феникс» 2001г тр10-13

В) товарные, символические, кредитные;

Евдокимова Л.А., Евдокимова И.И. «Банковское дело» Методические рекомендации к изучению курса РГУ 1998г. стр 2

Г) наличные и безналичные деньги.

Л.А.Дробозина «Финансы, денежное обращение, кредит»

М., «Финансы», 1997г, стр 35-36

5. В денежном обращении существует понятие депозитных денег. Как Вы считаете, какие виды денег относятся к депозитным? Обоснуйте ответ.

6. О каких функциях денег речь идет в первую очередь

а) клиент банка открыл срочный вклад;

б) банк выплатил проценты по вкладу;

в) страховая компания заключила договор страхования имущества на сумму 1000 тыс руб;

г) риэлтерская фирма оценила объект, выставленный на продажу;

д) при приеме на работу согласно договору ежемесячная заработная плата гражданина N должна составлять 20 000 рублей плюс премиальные выплаты при достижении определенных результатов;

е) реальная заработная плата гражданина N составила 22 493 рубля за первый месяц работы.

ж) клиент приобрел в банке финансовый вексель.

 

Тема 1.2 «Денежное обращение»

 

Занятие №4

 

 

«Понятие, формы и законы денежного обращения»

Ключевые вопросы

1. Понятие и формы денежного обращения. Преимущества Б/нДО

2. Законы ДО

 

Деньги находятся в постоянном движении

· Движение денег в процессе выполнения ими своих функций – это денежное обращение (ДО)

 

ДО осуществляется в двух формах:

1. налично-денежное обращение (НДО) – движение наличных денег, обслуживаемое банкнотами, монетами и казначейскими билетами

2. безналичное обращение (Б/нДО) – движение денег в безналичном обороте, осуществляемое с помощью векселей, чеков, пластиковых карточек, электронных денег

 

Б/нДО имеет ряд преимуществ перед налично-денежным обращением:

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

К денежному обращению предъявляются следующие требования:

-

-

 

 

Чтобы отвечать этим требованиям, оно должно быть организовано в соответствии с основными объективными законами денежного обращения

 

ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

 

Движение денег в процессе выполнения ими функции средства обращения (платежа) иллюстрируется схемой кругооборота продуктов и доходов, из которой можно вывести взаимосвязь между ДО и произведенным ВВП, а также определить роль ДО в экономической системе:

 


I. Связь между ДО и ВВП выражается уравнением обмена (уравнение Фишера)

· MV = QP

M – денежная масса, находящаяся в обращении;

V – скорость обращения денег – количество оборотов, совершаемых денежной

единицей в год

Q – реальный объем ВВП

P – средний уровень цен

QP – ВВП в стоимостном выражении (номинальный ВВП).

 

Формула показывает, что между денежной массой и уровнем цен существует прямая зависимость, и увеличение денежной массы (М) при неизменных других показателях вызовет инфляцию.

 

II. Общий закон денежного обращения действует в системах обращения любых видов денег, определяет необходимое количество денег для выполнения деньгами обменной функции, сформулирован К. Марксом и выражается формулой:

, где

 

Кн – количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения (платежа);

Т – сумма цен товаров, реализуемых за наличный расчет;

К – сумма цен товаров, реализованных с рассрочкой платежа (в кредит);

П – платежи по обязательствам;

В – взаимопогашающиеся платежи;

О – скорость обращение денег (среднее число оборотов, совершаемых денежной единицей в год)

· Количество денег находящихся в обращении находится в прямой зависимости от суммы цен реализуемых товаров и услуг и обратной зависимости от числа оборотов денежных единиц


III. Закон бумажно-денежного обращения действует в бумажно-кредитных денежных системах.

· Количество денег фактически находящихся в обращении должно соответствовать необходимому количеству денег

Кф = Кн

Если Кф > Кн, часть денег не может быть отоварена при существующем уровне цен. Неравенство может быть ликвидировано за счет:

- увеличения реализации товаров и услуг;

- ограничения роста доходов населения;

- проведения денежно-кредитного регулирования (ДКР – политика «дорогих» денег)

 

Если Кф < Кн, наступают сложности в расчетах, тормозящие товарный обмен и другие негативные явления, связанные с дефляцией. Необходимо повысить доходы, снизить цены, провести политику кредитной экспансии.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Внимательно изучите конспект, выучите определения терминов, понятий и формулировки законов денежного обращения.

2. Подготовьте ответы на вопросы.

3. Выполните тестовые задания.

4. Решите задачи.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое «денежное обращение», и какие требования к нему предъявляются?

2. Назовите формы денежного обращения.

3. Какие виды денег относятся к наличным?

4. Какие виды денег относятся к безналичным?

5. Назовите преимущества безналичного оборота.

6. Приведите уравнение обмена и раскройте значение каждого его элемента.

7. Сформулируйте общий закон денежного обращения. Выявите все факторы влияния на количество денег, необходимых для обращения.

8. Сформулируйте закон бумажно-кредитного обращения.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

 

I. Определите, верно или нет данное выражение

 

1. Общий закон денежного обращения называется так, потому что позволяет исчислить общую денежную массу, необходимую для обращения.

2. К наличным деньгам относятся векселя, банкноты, монеты.

3. Чем выше скорость обращения денег, тем меньше денег требуется для обращения

4. Безналичное денежное обращение осуществляется изолировано от наличного оборота.

5. Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.

6. Уравнение обмена показывает соответствие количества денег в обраще<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...