Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сквернословие в фэнтези (перевод заметки Аберкромби)




 

Как бы ни относились наши читатели к нецензурным выражениям в книгах, в фэнтези и в частности в книгах Аберкромби, интересно, наверное, что думает о ругательствах в фэнтези сам автор.

И вот перевод заметки из его блога:

 

Лопни мои глаза! Сквернословие в фэнтези.

 

Время от времени всплывают споры – и для меня они всплывают несколько чаще с момента публикации в Америке – об использовании "современных" ругательств в фэнтези.

 

Будь проклят мой грязный язык, он вовлекает меня во всевозможные неприятности. Так как чувствительные натуры могут спотыкаться в этой статье, я буду использовать звездочки, чтобы избавить их от смущения[1].

 

Джон, на "Grasping for the Wind"[2], ведет весьма вежливую, достойную и хорошо продуманную дискуссию с моим американским редактором, Луи Андерсом на эту самую тему, и он взял "Кровь и Железо" за отправную точку. Так что конечно и я вставлю свои непристойные, сверх-драматичные и необдуманные соображения.

 

Интересная дискуссия на эту самую тему (которая опять началась с чтения "Крови и Железа", будь снова проклят мой грязный язык) была на SFFWorld некоторое время назад. Некоторые возражения, касательно ругательств (и я подчеркиваю, что это не обязательно возражения Джона) были такими:

– что эти "современные" ругательства вне контекста в средневековом фэнтезийном сеттинге;

– что лучше придумывать соответствующие той культуре проклятия, типа: "Клянусь святым глазом Залксоза, я тебя уничтожу!";

– что можно придумать свое не оскорбительное слово на замену злобным порождениям английского языка (как например "frel" в BSG[3]).

 

Так что позвольте мне грубо уничтожить это соломенное чучело, мною самим и созданное, повторив части сообщения, которое я написал там:

 

Мнение, что раньше народ не ругался, это полностью викторианское изобретение. Три слова, о которых мы здесь главным образом говорим, (F**K, S**T, и C**T, простите мои эвфемизмы), все эти слова имеют долгие и гордые традиции в английском языке, на протяжении сотен лет.

 

Конечно, фэнтези не история. Выдумки могут включать все типы различных элементов, относящихся к разным временным промежуткам. Более того, даже если мы рассматриваем псевдо-средневековый сеттинг, никто не станет притворяться, что мы пишем для средневековой публики. Как мне это видится, автор должен выбрать способ выражения, который по его ощущениям лучше всего соотносится с его содержанием, или с содержанием его персонажей, для современного английского читателя. Это вопрос суждения, и, с обозначением секса или жестокости в книге каждый автор находит свой путь, и у разных читателей это вызовет их свой уникальный отклик.

 

Я обнаружил, что для меня, как для читателя, сложные проклятия ("клянусь святою бородой Сварфега", etc.) не убедительны (и часто по-настоящему смехотворны), если только они не интегрированы в какой-то специфический элемент фэнтезийной культуры, и даже тогда они редко являются хорошей заменой простому "S**T" в моменты сильного волнения. Когда я ударяю палец ноги, я очень редко выдаю что-то культурно-специфическое и труднопроизносимое, вроде "клянусь золотыми бутсами Дэвида Бэкхема!", или типа того.

 

Придумывание слов, просто чтобы заменить отличное английское слово, выглядит для меня почти трусостью, и, как читатель, я нахожу это чрезвычайно раздражающим. В конце концов, если "frel" или что угодно предположительно означает "F**K", то почему бы не назвать вещи своими именами? А если оно не означает "F**K", то какого F**K оно должно означать? Я могу понять смысл, если речь идет о ТВ-шоу в дневное время, но, хоть убей, не вижу в этом смысла во взрослой художественной литературе.

 

Получи, соломенный motherf*cker!

 

Но серьезно.

 

Для меня включение ругательств нужно не для добавления реалистичности, и не для того, чтобы сделать мои книжки взрослыми, и даже не для того, чтоб они лучше продавались (хотя это было бы мило). Это вопрос честности. Понимаете, когда я начинал писать, моя мама мне сказала: "Джо, ты должен быть честен. Ты должен обдумывать каждое описание, каждый диалог, каждый образ, что ты используешь, и спрашивать себя – это правда? Так на самом деле это и выглядит? Так на самом деле говорит человек? Держись во всем абсолютной правдивости, и никогда сильно не ошибешься". Лучший совет, что мне когда-либо давали. За исключением "Не ешь желтый снег", конечно.

 

Некоторые могут сказать: "Эй, это ж фэнтези, оно не обязано быть реальным", но я бы сказал прямо наоборот. Это происходит в выдуманном месте, так что оно должно быть более реальным, чем когда-либо. То, что это фэнтези, не извиняет неубедительность, нечестность и неискренность. Между вами и мной (что потенциально целый мир, но f*ck с ним) говоря, я думаю, что фэнтези такой жанр, в котором авторы слишком часто отделываются отстойными и ленивыми диалогами.

 

Это не говоря о том, что в конечном счете у каждого читателя своя интерпретация того, что есть неискренность или неубедительность, и некоторые находят ругательства раздражающими. Но здесь важно мнение не читателя, а писателя. Именно потому, что каждый читатель увидит все по-своему, просто нельзя принимать во внимание их потенциальные мнения насчет того, что ты пишешь. Писать нужно в первую очередь для себя. Надо писать такую книгу, которая тебе нравится, которую сам считаешь правдивой, и лишь надеяться, что увлечешь нескольких людей. Альтернативой является просто писать мягкое, коммерческое чтиво, которое, как ты думаешь, удовлетворит наиболее широкий рынок, и этот сорт sh*t редко работает, даже с коммерческой точки зрения.

 

Как для читателя, для меня нет ничего более раздражающего, чем псевдо-шекспировские диалоги: "поистине, мой сеньор, нам следует преподать этим гоблинам жестокий урок". Я много ругаюсь в своей ежедневной работе и в домашней жизни, это часть моего ежедневного способа выражения, и так у большинства людей, с которыми я связан. Так что было бы странно для меня, если бы мои персонажи не ругались. Это было бы определенно очень, очень странно, если бы персонажи, которые, скажем прямо, отбросы, не ругались в ситуациях угрозы жизни. Есть некоторые слова, которые я не использую, поскольку не чувствую, что они будут правильны в сеттинге. Я не использую "b*ll*cks". Слишком привязано к английским клубам регби. Не использую "d*ck" (если позволите это выражение), но не имею ничего против "c*ck" и "pr*ck", в зависимости от того, кто говорит. В конце концов, как по-вашему мне его называть? Или просто избегать говорить о нём?

 

Между прочим, я не критикую писателей, которые не используют кучу ругательств. Это их дело, и все это часть создания непротиворечивой атмосферы, которая ощущается правильно и честно для них и для их читателей. Властелин Колец не стал бы лучше, если б Гэндальф сказал Балрогу "to f*ck itself", например. Или стал бы?

 

Сказав все это, читая недавно "Кровь и Железо", я подумал, что зашел слишком далеко с ругательствами – не обязательно в количестве – но в разнообразии характеров и ситуаций, где я применил их. Я думаю, например, когда пишешь две главы, и в каждой встречается по ругательству, в процессе написания эти слова могут быть разделены неделями. В процессе чтения они могут быть разделены пятью минутами. И чрезмерное использование определенно снижает воздействие. Как все бы, я уверен, согласились, это тонкий баланс. Но такой, какой каждый автор, в конечном счете, должен найти сам. Если тратишь время, беспокоясь о том, что может оскорбить каждого потенциального читателя, никогда не напишешь и слова…


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...