Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На правах рукописи. Абашина Анна дмитриевна. Интегративная подготовка студентов . К социальной работе с безнадзорными. Несовершеннолетними




На правах рукописи

 

 

Абашина Анна Дмитриевна

 

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ 

К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

 

 

Специальность 13. 00. 08 –теория и методика профессионального образования

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

                 

 

      

 

Москва-2006

 

 

Работа выполнена в

Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»

на кафедре андрагогики и акмеологической педагогики

 

 

Научный руководитель:                кандидат педагогических наук, доцент

                                                        Куликова Светлана Владимировна

Научный консультант:                   доктор педагогических наук, профессор

                                                        Маслова Нелли Федоровна

Официальные оппоненты:         член-корреспондент РАО,       

                                                             доктор педагогических наук, профессор

                                                        Мудрик Анатолий Викторович

                                                                          

                                                         кандидат педагогических наук

                                                         Митрохина Ольга Вячеславовна

                                                      

Ведущая организация:                Государственное образовательное

                                                        учреждение высшего профессионального

                                                        образования «Курский государственный

                                                        университет»

                                                          

      Защита состоится 25 декабря 2006г. в___часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 341. 06 по присуждению ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Российском государственном социальном университете по адресу: 129256, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 2, зал диссертационного совета.

 

      С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129256, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 3.

 

Автореферат размещен на сайте: www. rgsu. net.

Автореферат разослан 22 ноября 2006 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,  

доктор педагогических наук                                                     Н. И. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Практическая необходимость в применении дифференцированной социальной помощи и личностно-ориентированной поддержки конкретных нуждающихся групп населения, каждая из которых имеет свои социальные запросы и жизненные проблемы, требует системы совершенствования как самого института социальной работы в обществе, так и процесса профессиональной подготовки специалистов к этой деятельности. В частности, в условиях модернизации системы высшего образования подготовка будущих специалистов по социальной работе призвана обеспечить не только приобретение фундаментальных профессиональных знаний, но и развитие базовых инструментальных умений и обобщенных навыков социально-проектного типа, развитие способностей личности к творческому решению профессиональных, общесоциальных и личных самообразовательных задач.  

Иными словами, существенное место в образовательном процессе вузов, готовящих специалистов по социальной работе, должно занимать такое интегративное обучение, которое позволяет студенту осознанно выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности, поскольку только каждый пятый-шестой выпускник отделений социальной работы успешно интегрируется и профессионально закрепляется согласно полученной квалификации и часто не владеет способностями применить на практике теоретические знания, приобретенные в процессе вузовского обучения. Согласно нашим эмпирическим данным, полученным на выборке из 469 студентов-старшекурсников, свои жизненные планы и будущую трудовую деятельность с социальной помощью людям связывает лишь каждый десятый. В частности, безнадзорным детям и лицам, находящимся в социально-опасной ситуации, хотели бы помогать только 11, 2 % от общего состава опрошенных. При этом реальные трудности в оказании социальной помощи девиантным подросткам на практике испытывали более половины (58, 6 %), а уровень своей инструментальной готовности к такой работе оценили как «достаточный» лишь каждый пятый (19, 6%), а «ниже среднего» - почти две трети опрошенных (61, 4%).

Все это доказывает практическую необходимость и социальную значимость решения проблемы комплексной социально-педагогической и психологической поддержки детства в системе высшего профессионального образования специалистов социальной сферы.

Проблеме социальной защиты трудного ребенка в условиях кризисного социума начала прошлого века посвящены фундаментальные теоретические разработки П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, С. Т. Шацкого и др. В условиях социально-экономического переустройства России в 90-х годах ХХ века складываются определенные формы комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в социально-опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации. Они ориентированы как на социализацию и реадаптацию в микросреде, так и на защиту общества и государства от антисоциальных и криминальных факторов и явлений. Этому посвящены теоретико-прикладные исследования С. А. Беличевой, Е. Б. Бреевой, М. Г. Мирсагатовой, Л. Я. Олиференко, Л. М. Шипицыной, Т. И. Шульги и др. Между тем, в ситуации несбалансированного социального развития российского общества, интегративное обучение специалистов к такого рода деятельности в своей системе практикуется лишь в некоторых вузах Москвы, Санкт – Петербурга, Екатеринбурга, Костромы, Самары и Курска, где существует факультативная подготовка кадров, направленная на компетентную поддержку социально-дезориентированной личности и квалифицированную социальную помощь девиантным детям.

Проведенный сопоставительный анализ теоретико-эмпирических материалов позволяет обнаружить следующие противоречия: между социальной значимостью преодоления детской безнадзорности в транзитивном российском обществе и недостаточной подготовленностью компетентных специалистов, способных к системной социальной работе с этой категорией детей; между необходимостью интегративной подготовки специалистов социальной сферы и недостаточной разработанностью в системе вузовского профессионального обучения научно-методического инструментария для оказания квалифицированной социальной помощи и защиты прав безнадзорных несовершеннолетних.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы содержание и организация интегративного обучения студентов в вузе, обеспечивающие оптимальный уровень подготовки и развития личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста в социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними. Её разрешение составляет цель исследования. В соответствии с проблемой определена тема исследования - «Интегративная подготовка студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними».  

    Объект исследования – подготовка специалистов по социальной работе в системе высшего профессионального образования.

    Предмет исследования – содержание и организация интегративной подготовки будущих специалистов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними.  

              Гипотеза исследования. Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними требует от специалиста комплекса знаний, умений и навыков. Результативность и успешность профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с безнадзорными может быть обеспечена, если:

- в подготовке специалистов осуществляется междисциплинарная интеграция знаний при ведущей роли социальной работы;

- технология подготовки будущего специалиста поэтапно включает отбор студентов, заинтересованных в социальной работе с безнадзорными, мотивирование их к овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями конструктивного разрешения проблем безнадзорных детей, постепенное включение в процесс социально-проектной и практической деятельности с безнадзорными, накопление и приобретение опыта самореализации творческих способностей и самосовершенствование в профессиональной деятельности;

- созданы необходимые условия, обеспечивающие интегративность подготовки специалистов к социальной работе с безнадзорными.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать безнадзорность, причины и факторы, ведущие к ней, и специфику социальной работы специалиста с различными категориями безнадзорных детей.

2. Раскрыть сущность интегративной подготовки студентов к компетентной социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними.

3. Теоретически обосновать содержание и структуру личностно-профессиональной компетентности специалиста, уточнив критерии и показатели её проявления при оказании комплексной социальной помощи безнадзорным детям.

4. Теоретически обосновать, спроектировать и апробировать педагогическую модель интегративной подготовки старшекурсников к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские концепции понимания интеграции как всеобщей связи взаимодействия и взаимообусловленности явлений и предметов действительности и как системного объединения в единое целое процессов социального развития личности, формирования и становления её индивидуальности в условиях совместной деятельности, познания и общения в конкретной социокультурной среде;

- основные положения аксиологического, культурологического, системно -деятельностного, субъектно - деятельностного и социально - компетентностного подходов в понимании социально-педагогических закономерностей обучения и саморазвития человека.

    Теоретическую основу исследования  феномена безнадзорности составляют подходы: антропологический (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. Р. Ярская-Смирнова и др. ); гуманитарный (В. А. Сластенин, В. Франкл, Е. Н. Шиянов и др. ); коммуникативно-деятельностный (А. А. Бодалев, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др. ); личностно-развивающий (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др. ); интеграционный (В. С. Безрукова, Т. Г. Браже, Л. С. Логвинов, А. А. Ятайкина и др. ).

Системно-целостное моделирование процессов интегративной подготовки студентов к компетентной деятельности с безнадзорными осуществлялось с учетом современных социально-проектных, профессионально-компетентностных и инструментально-технологических концепций высшего образования (В. П. Беспалько, Б. З. Вульфов, Н. В. Кузьмина, С. В. Куликова, Л. В. Мардахаев, Н. Ф. Маслова, Г. П. Медведева, А. В. Мудрик, К. М. Оганян, В. Д. Симоненко, Е. И. Холостова и др. ).

В исследовании использован комплекс взаимопроверяющих методов: теоретические - сравнительный анализ, обобщение и синтез идей из различных областей научного знания, моделирование социальных и педагогических явлений; эмпирические - обсервационные (включенное наблюдение); контент-анализ программно-методической документации; диагностические (анкетирование, беседа, экспертная оценка и самооценка); эксперимент (констатирующий и формирующий) и мониторинг результативности опытно-экспериментальной работы; проектирование личностно-развивающей педагогической системы; методы математической статистики при автоматизированной обработке первичных эмпирических данных с применением программы «Excel» для ПЭВМ.

Эмпирическую базу исследования в организационном плане опытно-экспериментальной работы составили: ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» (ОГУ) и «Орловский государственный институт искусств и культуры» (ОГИиК); экспериментальные площадки Орловского областного, городского и районного социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; подразделения профилактики безнадзорности при Отделениях социальной помощи семье и детям г. Орла.

На констатирующем этапе исследования участвовало 469 студентов из ОГУ и ОГИиК, а в основной опытно-экспериментальной работе-137 студентов 5 курса наборов 1999 и 2000 г. (110 –социального факультета ОГУ и 27-факультета социально-культурной деятельности ОГИиК); 136 специалистов из учреждений социальной профилактики детской безнадзорности; 1910 детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально-опасном положении.

Этапы исследования:

Теоретико-эмпирический этап( 2001-2002гг. ) - изучались теоретические исследования, государственные документы и статистика по проблеме детской безнадзорности, опыт работы в Орловской области с безнадзорными разных лет, обобщался личный опыт работы с данной категорией детей в качестве социального педагога в Орловском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (далее - ОСРЦН).

    Проектировочно-экспериментальный (2003-2005гг. ) - включил целевое моделирование процесса взаимодействия вуза с учреждениями социальной профилактики безнадзорности в системе организации учебного и внеучебного времени студентов. Апробация интегративной модели подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними (далее - БНЛ) велась на базе социального факультета ОГУ в условиях учебного времени и добровольного участия студентов в научно-практической группе «Студенческие инициативы - безнадзорным детям Орловщины».

Итогово-обобщающий этап (2005-2006гг. ) - включил опытно-экспери-ментальную проверку и обобщение результатов интегративного развития личностно-профессиональной компетентности студентов в процессе ресоциализации БНЛ; уточнение и оформление учебно-методического комплекса по специализации: «Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними и детьми с девиантным поведением»; итоговый тест-контроль результативности опытной работы и оформление текста диссертации.

    Научная новизна исследования:

- раскрыты сущность и технология интегративной подготовки специалистов в вузе к социальной работе с безнадзорными детьми;

- раскрыта структура личностно-профессиональной компетентности выпускника вуза применительно к социальной работе безнадзорными;

- разработана и экспериментально проверена модель и технология обеспечения интегративной подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними;

- уточнено содержание критериев (мотивационно-ценностного, когнитивно-структурного и креативно-деятельностного), позволяющих оценивать уровень компетентности студентов в социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними.

Теоретическая значимость заключается в том, чтоположения и выводы, полученные в ходе исследования, дополняют педагогику высшего профессионального образования в возможностях системного использования интегративного подхода в подготовке студентов к социально успешной и квалифицированной социальной работе с безнадзорными. Раскрыто содержание социально-педагогических условий, обеспечивающих мотивирование студентов и активизацию их интегративной (теоретико-инструментальной, социально-проектной и социально-творческой) деятельности в учебное и внеучебное время по реадаптации и реабилитации безнадзорных несовершеннолетних.

 Практическая значимость исследования: разработанная в ходе исследования модель интегративной профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними получила экспериментальную проверку в Орловском государственном университете. Она может быть использована в практике работы факультетов, готовящих специалистов социальной сферы; материалы исследования могут быть также использованы преподавателями вузов для привлечения студентов к овладению специализацией по социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними, проведению научно-исследовательской работы студентов по проблемам социальной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Разработанная программа интегративного курса «Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними» и учебно-методический комплекс по специализации «Социальная работа среди безнадзорных несовершеннолетних и детей с девиантным поведением» могут использоваться в виде курсов по выбору, в системе учреждений повышения квалификации специалистов, работающих в сфере социальной защиты детства.

     На защиту выносятся:

1. Сущность интегративности в подготовке студентов вуза к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними, которая заключается в обеспечении:

     - профессиональной идентификации будущего специалиста, способствующей согласованию личностных мотивов студентов с целями и задачами профессиональной деятельности с безнадзорными;

- системности в восприятии личности безнадзорного ребенка, выработке умений понимать его, проектировать и осуществлять социальную работу с учетом специфики проблем безнадзорного;

- взаимодополнения в процессах усвоения знаний и умений из различных учебных дисциплин в приобретении личного опыта профессиональной деятельности по разрешению проблем жизнеустройства и социальной защиты безнадзорных несовершеннолетних.

2. Модель интегративной подготовки студентов к компетентной социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними, включающая:

      - междисциплинарную интеграцию содержания учебного материала;

      - согласованные этапы формирования и становления личности студента как специалиста по социальной работе с безнадзорными на основе выработки целостной системы знаний и практического опыта, способствующих развитию личностно-профессиональной компетентности студентов в квалифицированном разрешении проблем жизнеустройства безнадзорных детей;

      - координацию учебного и внеучебного времени студентов в практическом развитии их функционально-инструментальной компетенции в продуктивном установлении контакта и обеспечении практического решения проблем безнадзорного ребенка.

3. Личностно-профессиональная компетентность, как базовый обобщенный конструкт и результат процесса интегративной подготовки старшекурсников в вузе. Она включает комплексное знание безнадзорного ребенка, его проблем и причин их возникновения, а также практическое способности в оказании конструктивной помощи и защите гражданских прав и интересов безнадзорного.

     4. Социально-педагогические условия, обеспечивающие в вузе интегративность профессиональной подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными: информационно обогащенная образовательная среда, активизация интегративной теоретико-инструментальной деятельности студентов в учебное и внеучебное время, создание ситуации успеха в продуктивном взаимодействии с безнадзорными.

Апробация и внедрение   результатов исследованияосуществлялись непосредственным участием в учебном процессе на профильных факультетах ОГУ и ОГИиК, на курсах повышения квалификации специалистов и в качестве соисполнителя в модернизации программно-методического обеспечения деятельности специалистов Орловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Результаты исследования, отраженные в 19-ти публикациях статей и тезисов, докладывались на научно-практических конференциях: международных (Махачкала-ДГУ, 2004; Брянск- БГУ, 2004; Орёл-ОГУ, 2005; Москва-МГУ, 2006); всероссийских (Москва-РГСУ, 2003-2006; Орёл-ОГИиК, 2004-2005; Екатеринбург-РГППУ, 2006; Орёл-ОГУ, 2006; Самара-СГУ, 2006); межрегиональных (Тюмень-ТГУ, 2004; Санкт-Петербург, 2004); а также подтверждены результатами деятельности руководимой автором студенческой научно-практической группы «Студенческие инициативы - безнадзорным детям Орловщины». Созданные в нем социальные проекты, являются победителями конкурсов - XII и XIII Международных конкурсов студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» и «Ломоносов-2006» при МГУ им. М. В. Ломоносова и «Лучший студенческий социальный проект Орловского региона 2006г. ».

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений и последовательным применением системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов; выбором комплекса методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; разнообразной базой и логикой опытно-экспериментальной работы; верификацией полученных результатов в практике работы социальных служб семьи, материнства и детства г. Орла и Орловской области.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (248 источников) и приложения (1-3).  

Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, его цель, задачи, объект, предмет и гипотеза; охарактеризованы методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретическое обоснование интегративной подготовки специалистов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними» охарактеризованы детская безнадзорность, причины и факторы её порождающие, и специфика функций специалиста по социальной работе с различными категориями безнадзорных детей и подростков. Раскрыта сущность интегративности в подготовке студентов в вузе к социальной работе с безнадзорными. Обосновано содержание и структура личностно-профессиональной компетентности специалиста по работе с безнадзорными детьми. Во второй главе «Содержание и организация интегративной подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними» уточнены критерии и эмпирические показатели проявления компетентности специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи безнадзорным. Обоснована, спроектирована и эмпирически проверена модель интегративной подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными детьми. Заключение содержит выводы по диссертационному исследованию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...