Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы экономических систем.




Ø Командная (планово - административная)

Ø Рыночная

Ø Традиционная

Деление на системы основано:

1. На формах собственности на средства производства.

2. На принципах управления производством.

В чистом виде ни одна из названных систем не существует, но можно говорить о смешанных экономиках с преобладание рыночных или командных черт.

Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах. Это первичный тип экономической системы.

Основные черты традиционной экономической системы:

ü Преобладание сельского хозяйства

ü Производство однотипных продуктов

ü Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями. Определяют, какие блага и для кого производить. Определяют способ производства

ü Уравнительность распределения

ü Экономические роли определяются наследственностью и кастовой принадлежностью

ü Технический прогресс проникает в эту систему с трудом т.к. несёт угрозу устоявшимся традициям

Командная экономическая система существовала в СССР, в странах восточной Европы.

Основные черты командной экономической системы:

ü Государственная собственность на экономические ресурсы

ü Отсутствие конкуренции. Предприятия – собственность государства. План принимает государство

ü Коллективное принятие решений

ü Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью

Рыночная экономическая система содержит в себе такие признаки как:

ü Частная собственность

ü Свободное предпринимательство

ü Конкуренция

ü Ограниченная роль государства

ü Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения.

ü Насыщенность товаров массового производства

ü Гибкое производство

Тема 2. Основы теории рыночного хозяйства

Рынок и его субъекты.

Рынок -это любое взаимодействие между продавцом и покупателем по поводу покупки или продажи товаров и услуг.

Субъекты рынка:

1. Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая стремиться к получению максимального дохода и эффективного его распределения. Обладает каким-либо экономическим ресурсом и хочет максимально дорого его продать.

2. Фирма (предприятие) – это экономическая единица, которая стремиться к максимальной прибыли, приобретает ресурсы у домохозяйств, производит из них товары и услуги и продаёт их другим фирмам, домохозяйству и государству.

Государство

Основные условия существование рыночных отношений:

I. Частная собственность на средства производства

II. Свобода, предпринимательство, выбор

III. Личные интересы как главный мотив поведения

IV. Свобода или совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция характеризуется:

a) Наличием на рынке очень большого числа продавцов и покупателей, что делает невозможным сговор между ними, влияние на цену

b) Свободой для покупателя и продавца входа на рынок и выхода из него

V. Применением денег

VI. Применением новых технологий

VII. Специализацией

VIII. Вмешательство государства в экономику ограничено

Кроме вышеперечисленных пунктов, для функционирования современного рынка необходимы:

1. Многообразие форм собственности (частная, государственная, коллективная, корпоративная)

2. Биржа (товарная, сырьевая, валютная, фондовая)

3. Банковская система

4. Эмиссионная система

5. Таможенная система

6. Биржа труда

7. Средства коммуникации

8. Налоговая система

9. Рынок страхования

10. Экономические учебные заведения

11. Аудиторская система

12. Консалтинг (Консультация)

 

Тема 3. Основы теории спроса и предложения

Основные законы рынка

Закон спроса.

Спрос – отражает потребность людей в той их части, которая может быть оплачена потребителем.

Главным свойством спроса является то, что чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар и наоборот.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса составляет суть Закона спроса.

В основе закона спроса лежит:

1. Здравый смысл

2. Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому, каждая последующая единица данного вида товара приносит всё меньше и меньше удовольствия и поэтому покупатель приобретёт дополнительную единицу этого товара при условии, что цена на него снизится.

3. Эффект дохода согласно которому, если цена на какой-либо товар снижается, то покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от других.

4. Эффект замещения – из ряда аналогичных товаров у покупателя появляется желание купить товар более дешёвый.

Кроме цен на спрос влияют не ценовые факторы (детерминанты):

a) Мода, реклама, вкусы, предпочтения, традиции, религии и т.д.

b) Географическое положение, сезон

c) Доходы населения

d) Количество покупателей на рынке

e) Ценовые ожидания

f) Цены на товары субституты (товары заменители)

g) Цены на сопряжённые товары

Закон спроса действует на все товары, кроме товаров Гиффена – это такие товары, спрос на которые растёт, если цены на них растут (дешёвые макароны, картофель).

Существуют также проекты, которые яко бы противоречат закону спроса, но это не так:

a) Эффект «Цена - качество»

b) Эффект Веблена (сноба) – это приобретение товаров, обладание которых связано с ощущением преимуществ по сравнению с окружающими, с особым престижем, особым статусом, социальным положением покупателя.

c) Эффект ожидаемой динамики цен

 

Закон предложения

Кривая предложения

Предложение – характеризует готовность продавца продать определённое количество товара по определённой цене в течение определённого периода времени.

 

Закон: Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.

Кроме цены на предложение влияют:

1. Цены на ресурсы

2. Технологии

3. Налоги и дотации

4. Количество продавцов на рынке

5. Ценовые ожидания

6. Цены на другие товары

Рыночное равновесие

Спрос и предложение встречаются на рынке и в результате устанавливаются PE (равновесная цена).

QE Равновесный объём продаж

E – Рыночное равновесие

Равновесная цена PE в отличие от всех других цен это такая же цена, по которой покупатели приобрели всё то, что они хотели купить, а продавцы продали столько, сколько они хотели продать.

QD=QS

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...