Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г) Духовная сфера жизни общества.




ДУХОВНАЯ СФЕРА – область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности искусства, религии, морали и т.д.

Её содержание – «жизнь идей», всё многообразие общественного сознания, его форм и проявлений. Она включает в себя процесс производства людьми форм своего сознания (нравственного, религиозного, художественного и т.д.), его распространения через каналы духовного общения, а также усвоения для себя этого сознания (духовное потребление).

Духовная сфера играет особо важную роль в существовании и развитии общества, всех его систем и подсистем, в процессах воспитания личности, в познавательной деятельности человека. На почве духовной жизни рождается культура общества, формируется мир духовных ценностей.

С точки зрения статичности и состояния относительной неподвижности духовная сфера включает в себя ряд устойчивых элементовэто как бы несущие опоры данной сферы.

Элементы духовной сферы: - духовное производство – исходный элемент духовной сферы. Оно представляет собой создание людьми своего сознания, всех духовных ценностей и антиценностей. Духовное производство самостоятельно по отношению к производству материальному, имеет свой предмет труда и средства для его обработки, специальные «технологии». Производство сознания осуществляется как отдельными людьми (учёный, писатель, идеолог и т.д.), так и целыми социальными группами (священнослужители), всем народом в форме его сказаний и примет, песенного творчества, пословиц и поговорок;
- духовные потребности – побудительные силы и мотивы духовного производства. Они разнообразны: познавательные, религиозные, эстетические и иные. Потребность означает отсутствие чего-то необходимого для нормального существования человека (пищи, знаний, энергии). Без потребностей нет производства, в том числе и духовного. Духовные потребности всегда несут на себе печать исторического времени, они выражают актуальные запросы эпохи (танец первобытного дикаря во многом мотивирован желанием иметь удачу на охоте; современный человек стремится получить образование, поскольку с этим связан его будущий социальный статус и жизненная перспектива);
- духовные ценности – продукты духовного производства. Это оригинальные научные теории и творения искусства, передовые идеи и лозунги, социальные идеалы. Отрицательные же результаты этого производства (реакционные идеи, пошлые вкусы, низменные идеалы и т.п.) образуют антиценности общества. Духовные ценности – это то, что принято именовать «духовной пищей» людей, которая призвана удовлетворять их культурные потребности. Потребление человеком духовных ценностей способствует становлению его в качестве существа разумного, культурного и нравственного. Напротив, антиценности отнимают у человека подлинно человеческое, лишают его богатств, воплощённых в духовной культуре общества. Важнейшими ориентирами для людей являются не только классовые и национальные, но и общечеловеческие ценности (добро, справедливость, мир, свобода и т.п.);
- духовное потребление – процесс удовлетворения людьми своих духовных потребностей. Оно может носить активный характер (настойчивое желание человека получит образование и целенаправленные действия в связи с этим). Но оно может быть и пассивным и даже обретать извращённый характер в виде примитивных эстетических вкусов, эгоистических целей. В ходе духовного потребления формируется личность, те или иные её стороны и качества. Необходимыми условиями духовного потребления являются наличие у человека свободного времени и демократический, гуманный характер самого общества, открывающий простор для творчества и культурного развития;
- духовные отношения – складываются в совместной духовной деятельности людей. Это отношения между учителем и его учениками, между священником и его паствой, между членами семьи и т.п. Они есть не что иное, как духовное взаимодействие, обмен чувствами, эмоциями и представлениями, идеями и идеалами. Жить духовно означает, кроме всего прочего, и обмениваться своим сознанием с другими людьми. В итоге это обогащает человека, расширяет горизонт его духовного мира;
- институты духовной жизни – библиотеки, театры, музеи, выставочные залы и т.д.

 

Всё это – «несущие конструкции» духовной сферы общества. Каждый из них выполняет свои специфические функции. Взятые все вместе, они обеспечивают функционирование этой сложнейшей сферы общества.

С точки зрения динамичности духовная сфера включает в себя несколько подсистем, где происходит процесс производства различных фрагментов общественного сознания и его функционирования.

Подсистемы духовной сферы: - научная жизнь – её основа производство истины как достоверного знания. Научное творчество возможно лишь в рамках совместной, коллективной деятельности людей. Оно требует специальных знаний и методик, наличия отвечающей целям исследования материальной базы, гражданского мужества учёных. В XXв. наука стала одним из ведущих ускорителей общественного прогресса, необходимым условием выживания человечества в условиях обострения глобальных противоречий и проблем цивилизации;
- религиозная жизнь – означает творение веры в Бога и его деяния в мир е. На протяжении многих столетий религия оказывает огромное воздействие на умы и сердца людей, на формы общественного сознания, политику и быт людей. В некоторых странах (Афганистан, Иран и др.) религиозные ценности являются предметом особого почитания, они даже возводятся в ранг основ официальной государственной идеологии и права;
- художественная жизнь – представляет производство красоты в различных формах её проявления. Ядром этой подсистемы является искусство как специфический вид деятельности. В обществе существуют социальные институты (театры, библиотеки, музеи), которые выполняют функцию распространения и сохранения художественных ценностей. Художественное творчество носит как элитарный (наличие профессионалов в лице писателей, композиторов, художников и т.д.), так и массовый характер (в виде устного народного творчества и художественной самодеятельности). В итоге создаётся художественная культура, которая вбирает в себя опыт творчества человека по законам красоты. Эта культура формирует у людей не только взгляд на мир и общество, но и определённое отношение к ним – возвышенное или низменное, гуманное или циничное, активное или безразличное. Это осуществляется, прежде всего, с помощью эстетического идеала, который выступает в роли своеобразного ориентира, вехи в жизни людей. Искусство не только отражает окружающую действительность, но и создаёт новый мир – мир художественных образов. Это присуще всем видам искусства – литературе, живописи, скульптуре и др. Искусство способно познавать и переживать, оценивать действительность. Оно анализирует и критикует, воспитывает, внушает, предсказывает, несёт наслаждение и огорчение – целостно воздействует на внутренний мир человека. Искусство не всесильно, но оно делает человека лучше;
- нравственная жизнь – является творением добра и других ценностей, на основе которых складывается мораль общества. Мораль – это последовательное укрощение в человеке животного начала и формирование его в качестве существа социального, культурного, способного поступать в соответствии с нравственными нормами и своей совестью. Мораль включает в себя систему заповедей и норм, которые регулируют поведение людей в обществе, их действия в различных сферах общества. Эти заповеди («не убий», «не укради» и т.п.) и нормы (уважение к старшим, забота о них и т.п.) имеют очень древнее происхождение. Они глубоко укоренены в многовековом опыте жизни общества и распространяются на всех. Требования морали – это те «неписанные законы», которые направляют поведение каждого человека в одобряемое обществом русло, создавая цивилизованные связи между людьми как участниками совместной жизни. Мораль проникает во все клеточки общественного организма – в экономику, политику, в научную деятельность, в семейные отношения и быт. Она есть та сила, которая соединяет и скрепляет человека с человеком. В этом и состоит призвание морали – делать общество обществом, искореняя в нём все проявления дикости и варварства, агрессивного бескультурья. Мораль разграничивает добро и зло, ставя человека перед непростым выбором, какую систему ценностей предпочесть;
- идеологическая жизнь – включает в себя производство сознания и самосознания конкретных социальных групп. Речь идёт об идеологиях, которые представляют собой мировоззрение социальных групп – классов, слоёв и иных социальных общностей (идеология рабовладельческой аристократии эпохи Древней Греции, идеология русского пролетариата эпохи империализма). Идеология социальной группы формируется в её среде, отражая бытие этой группы в обществе. Наиболее точно и квалифицировано эту систему взглядов выражают идеологи как наиболее одарённые и подготовленные представители этой группы (Аристотель был идеологом рабовладельческой аристократии, создав учение о естественности рабства в обществе. Ленин – идеолог русского пролетариата, попытавшийся теоретическими средствами обосновать историческую миссию этого класса: осуществление социалистической революции и строительство нового общества). В современном российском обществе сложился и существует идеологический плюрализм, представляющий собой многообразие идеологий (либеральная, коммунистическая, национал-патриотическая и др.). Они выражают интересы и миропонимание многочисленных социальных групп и слоёв формирующегося гражданского общества.

 

В духовную сферу общественной жизни входит также система воспитания и образования. В ней осуществляется производство человека посредством целенаправленной передачи ему накопленного социального опыта, знаний и ценностей.

Большую роль в современном обществе играет система массовой информации – газеты и журналы, радио и телевидение, реклама.

Результатом всей духовной деятельности человека и общества является ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность высоких, социально – значимых достижений общества в сфере духовной жизни. Её содержание составляют духовные ценности – продукт научной, художественной, религиозной и иной духовной деятельности.

Без духовной культуры невозможно полнокровное функционирование ни одной из сторон общественной жизни – материального производства, политического процесса, взаимодействия с природной средой. Но особую роль она играет в процессах социализации человека, т.е. формирования в нём социокультурных качеств.

Т.о., общество в целом предстаёт как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...