Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология религии и ее классификации




 

 

При изучении религий надо учиться замечать как общее, так и особенное, поэтому логическая операция классификации должна осуществляться по наиболее существенному признаку. То, что берется в качестве существенного признака в то или иное время много говорит о времени, в котором он приме- няется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую прово- дили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста, все религии дели- лись на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных основа- ний.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:

• эволюционный;

• морфологический;

• по характеру происхождения, распространения и влияния;

• по характеру отношения;

• статистический;

 

 

 
История религии. Конспект лекций -41-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Типологии религии и ее классификации

 

• генеалогический.

Эволюционный подход. Религия сравнивается с объектом или процес- сом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении

структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX в. существует классификация религий по ступеням развития (по анало-

гии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему ми- ровому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить класси- фикация, проведенная Г.В.Ф.Гегелем.

Эволюционная классификация Г.В.Ф.Гегеля: I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъек-

тивности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим). III. Абсолютная религия (христианство).

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям,

так как можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем ре-

лигиям несет опасность упрощения мирового развития.

Морфологический подход. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические рели-

гии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимо- сти от объекта поклонения религии делят следующим образом:

• монотеизм (единобожие);

• политеизм (многобожие);

• генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией Богов и верховным

Богом);

• атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентоло-

гия);

• супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос-

мизм).

 

 

 
История религии. Конспект лекций -42-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Типологии религии и ее классификации

 

Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, тра- диционно относимы и к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией, и это верно в каком-то смысле, так как в раннем иудаизме фигура Яхве не вы- делялась как запредельный надмирный Бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буд- дизме индивид индифферентен к существованию Бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого Бога, либо

отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму Бо-

гоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать

«Богом», в целом же роль Бога в управлении миром и индивидом там не ак-

центируется.

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют на-

циональные и мировые религии, естественные религии и религии открове-

ния, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалекти- чески, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпи-

мые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мис- тическое (магия) или прагматическое (религии процветания).

Статистический подход. Самый позитивный подход, так как здесь в ка- честве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные – ко- личество верующих, возрастной и половой состав, географическая распро-

страненность.

Генеалогический подход. При этом подходе учитываются реальные ис-

торические и семиотические связи между религиями. Согласно этой класси-

фикации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кель- тов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Несомненно, и эта классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхо- ждение религий и вывить общее культурное пространство.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...