Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы




«сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

 

«Конфуций» – латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы – «Учи- тель Кун», Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый ки- тайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI в. до н.э. династии Инь.

Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональ-

ным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей – «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату –

«связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение», Кон-

фуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практиче-

ской реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг по-

ста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и,

13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая,

безуспешно внушал их правителям свои идеи.

Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего уче- ния, преподаванием и текстологической работой над каноническими произ- ведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел

в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и

художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта ис- ходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфу- цианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент,

и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал «святых-

совершенномудрых» (шэн) правителей полуреальной, полумифической

«древности» (гу), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь)

и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – раз- ные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается уче-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -178-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

ными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чье наименование – «жу»

стало обозначением конфуцианцев.

При династии Хань во II в. до н.э. подобный подход к культуре был высо-

ко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус офици-

альной идеологии, а Конфуций – титулатуру, приравнивавшую его к»совершенномудрым» правителям древности («су ван» – «некоронованный царь» или «подлинный властелин»).

Формируется и культ поклонения Конфуцию, который стал почитаться как первоучитель человечества. В 174 г. император Гао-цзу уже лично посе- тил могилу Конфуция на его родине в Цюйфу (провинция Шаньдун) и при-

нес на ней в жертву быка. Через 50 лет в честь Конфуция был воздвигнут храм. В 267 г. императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 г.

предписывалось сооружение в каждом городе, где размещалась резиденция представителя власти, храма в честь Конфуция. Потомки Конфуция по пря- мой линии получили наследственный княжеский титул, а старший в роду должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. В начале ХХ в. род

Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов; он существует и поныне.

Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V- IV вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике

сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй (Суждения и беседы)», содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Конфуцию также приписывается ав-

торство философских комментариев, входящих в Чжоу, и первой летописи

«Чунь цю (Весны и осени)». Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божествен-

но-натуралистическое «безмолвное» Небо (тянь). Ниспосылаемое им»предопределение» (мин) может и должно быть познано человеком, кото- рый только в таком случае способен стать «благородным мужем» (цзюнь

цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-

моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист

«благородного мужа» – «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руко-

водствующийся «выгодой» (ли), а не»должной справедливостью» (и), низ-

копоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения карди- нальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» (дэ), свободный («безорудийный» – бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер – над травой. В центре учения Конфуция– человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки», поэтому для формирования личности необходимо

«преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», результатом

 

 
История религии. Конспект лекций -179-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. «Благопри- стойность» – «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и»гуманность» – «внутренняя» морально-психологическая установка на»любовь к людям» составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг ко- торой концентрируются его основополагающие категории – «благо- дать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун) и другие.

Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн – «золо- тая середина») и»взаимности» (шу – «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально- гносеологическую концепцию «выправления имен» (чжэн мин), выдвигаю- щую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным – «словом и делом» (мин – ши).

В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм – этико-ритуальной благопри- стойности (ли) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами

регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно- экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответст-

венно легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом.

Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировав-

шими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации,

«некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенно-

мудрого» – сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала XX в. Раз-

вившийся после падения империи в 1911 г. негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родона- чальнику национальной идеи. В 1985 г. в КНР был создан научно- исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 г. Китай- ским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун- цзы яньцзю», Цзинань).

Культ предков – основной культ конфуцианской религии, один из древ- нейших в Китае. Конфуций довел его до логического завершения: следует поклоняться не столько реальным и прямым предкам, например, родителям, сколько первомудрецам, основателям Поднебесной, родоначальникам всего человечества. Однако следует вначале рассмотреть именно древнейший культ предков в Китае, который стал основанием для конфуцианства. Он из- лагается по книге С.А. Токарева «Религия в истории народов мира».

«Каждая семья имела свой семейный храм или молельню, где выполня-

ются в определенное время обряды семейного культа. Каждый род – ши –

 

 
История религии. Конспект лекций -180-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

имел свой родовой храм предков (мяо или цзун мяо, современное название цытан), посвященный родоначальникам данного рода. Каждая более крупная родовая группа – син (фамилия) – имела, в свою очередь, храм, посвященый общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. В древно- сти небольшие домики-храмы ставились около могил умерших, и там прино- сились жертвы, но уже при Ханьской династии сооружение храмов предков было подчинено строгим правилам, в зависимости от социального положения человека. Простолюдины вообще не могли строить особых мяо и должны были приносить жертвы предкам прямо в своих домах. Чиновники могли строить по одному мяо, вельможи – по три, князья – по пяти, император мог иметь семь мяо.

По преданию, первоначально в храме помещали куклу или статую, изо-

бражавшую умершего. С Ханьской эпохи куклу стали делать из длинного полотнища белой шелковой ткани, свернутого и перевязанного посередине наподобие человеческой фигуры: она называлась хунь-бо. Впоследствии изо- бражение предка было заменено табличкой – чжу – в виде черной деревянной дощечки с надписью красными иероглифами. Эти таблички, вошедшие во всеобщее употребление с Сунской эпохи (960-1260), хранятся обычно в мяо. Для того, чтобы водворить душу умершего в табличку, прибегают к сложным обрядам и призываниям. Сразу после похорон особый писец делает надпись на табличке, все члены семьи становятся на колени и читается призывание:

«Такого-то года, месяца и дня осиротелый сын такого-то осмеливается обра-

титься к родителю своему такому-то со следующими словами: тело твое пре- дано погребению, но да возвратится дух твой в домашний храм; табличка для духа уже приготовлена, да оставит почтенная душа твоя старое обиталище (тело), да последует в новое (мяо) и да пребудет в нем неотлучно». После ря- да дальнейших обрядов, растягивающихся на несколько лет, чжу с душой умершего окончательно водворяется в храме.

Таблички чжу хранятся в особых шкафчиках на длинном столе у северной стены храма против входа, а во время обрядов и жертвоприношений выни- маются оттуда, ставятся на стол и перед ними расставляются жертвы – куша- нья, напитки. Обряды эти совершаются в определенное время года или в слу- чае каких-нибудь семейных или родовых событий: свадеб, смерти кого- нибудь из членов семьи, рождения ребенка, отъезда главы семьи и пр.

По религиозным верованиям китайцев главнейшая обязанность человека

– это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Сяо, как считал Конфуций, – это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный, образованный, гу-

манный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лиц- зи,- служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и

обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятель-

 

 
История религии. Конспект лекций -181-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

ствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, поч- тительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно про- сить его вернуться на стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеет свидетельство- вать против отца. Это опять-таки восходит к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».

Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае все- общего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собран- ные в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и под- ражания. Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров – пусть они лучше жалят его, а то ведь станут бес- покоить его родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император Вэнь-ди во время трехлетней болезни матери не отходил от ее ложа, лично готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей ле- карства. Эти и многие другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков.

Высоко моральный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качест-

ве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейши-

ми в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. По- нятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержан- ность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь – это высо- кий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обла- дали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гу- манным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга (и), продикто- ванным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как прави- ло, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. «Благо- родный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде»,- учил Конфуций. В понятие «и» поэтому включались стремление к знаниям, обя- занность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Луньюй определяется

как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидя-

щий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомне-

 

 
История религии. Конспект лекций -182-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

нии он должен справляться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделе- ний, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, Богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он «может спокойно умереть вече- ром».

Таким образом, «благородный человек» Конфуция – это умозрительный Социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Однако с течени- ем времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот абст- рактно-утопический идеал все более становился обязательным для подража- ния эталоном, приблизиться к которому было делом чести и социального престижа для каждого и особенно для тех представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, кото- рые с эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.) стали управлять китайской конфу- цианской империей. К этому времени многое в созданном Конфуцием идеале изменилось.

Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к стар- шим, напускной скромности и добродетели. Многочисленные последователи и почитатели Конфуция, слепая преданность которых каждому слову фило- софа тоже в немалой степени способствовала превращению его учения в за- костенелую догму, стали видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности и благородства, сколько внешнее оформление благо- пристойности. В средневековом Китае постепенно сложились и были кано- низированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется

«китайскими церемониями».

В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу - всегда и во всем

существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила пове-

дения. В эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала – трактат Лицзи, компендиум конфуцианских

норм, имевший обязательную силу на протяжении двух с лишком тысяч лет.

Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тем большим тщанием, чем более высокое положение в

обществе человек занимал. Так, учение Конфуция о цзюнь-цзы, модернизи-

рованное и приспособленное к потребностям централизованной империи с ее мощным бюрократическим аппаратом, явилось одной из основ, на которых

зиждилось гигантское здание китайского государства.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -183-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – госуда- рем, чиновник – чиновником», т.е.пусть все в этом мире хаоса и сумятиц ста- нет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и вто- рой основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372-289 до н. э.), как и все их последователи, считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов леген- дарной древности. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не Богатство, которое Конфуций и Мэн-цзы откровенно презирали, но только знания и добродете- ли, а точнее – степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.

Формально этот критерий открывал путь наверх для люБого, и сам Кон- фуций гордился тем, что давал свои знания всякому, кто приносил «связку сушеного мяса», т.е. плату за обучение. Фактически же дело обстояло много

сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа трудно- преодолимой преградой – «стеной иероглифов», т.е. грамотностью, которая и определяла социальное положение и имущественный ценз человека на про-

тяжении всей истории Китая. Уже в Лицзи было специально оговорено, что ли (т.е. церемониал, обряды) не имеют отношения к простонародью и что грубые телесные наказания не применяются по отношению к грамотеям.

Правда, удачливые выходцы из низов, овладев грамотой, могли сделать карь- еру и оказаться наверху. Но в принципе это ничего не меняло: получив обра- зование и конфуцианское воспитание, любой становился опорой того поряд-

ка, к неизменности которого призывало само учение.

Конечной и высшей целью управления Конфуций и Мэн-цзы провозгла-

шали интересы народа. Конфуций сурово осуждал своего бывшего ученика

Цю, ставшего министром, за непомерные поборы с крестьян («Он не мой ученик!»). Мэн-цзы учил, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором – божества и лишь на третьем – госу- дарь. Однако те же апостолы конфуцианства были глубоко убеждены в том, что самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны и что без постоянной отеческой опеки образованных конфуцианцев-управителей он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным пу- тем, но не нужно объяснять, почему» (Луньюй, гл. VIII, § 9).

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было стро-

гое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец,

государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементар- ная норма для младших и подчиненных, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Не случайно Конфуций напоми- нал, что государство – это большая семья, а семья – малое государство. Этим сравнением подчеркивался не только патернализм внутри общества, но и тот

 

 
История религии. Конспект лекций -184-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Обряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора

 

строй семейной жизни, который реально существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени: основа семьи – беспрекословное пови- новение младших старшим, детей родителям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...